Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Эгоцентризм в поведении школьников подросткового возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретическая основа исследования. 4

1.1       Феномен
эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. 4

1.2.
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. 5

1.3.      Проявление
особенностей эгоцентризма у подростков. 9

Вывод по 1 главе. 15

Глава 2. Экспериментальное исследование эгоцентризма
подростков. 17

2.1. Подготовка и
проведение исследования. 17

2.2. Анализ
результатов исследования. 17

2.3.Рекомендации по
нейтрализации эгоцентризма в подростковом возрасте. 23

Вывод по 2 главе: 27

Заключение. 29

Список
использованной литературы   34
  

Введение:

 

Впервые
понятие эгоцентризма появилось в работах известного швейцарского психолога Ж.
Пиаже. Изучая мышление и интеллект маленьких детей, психолог заметил феномен,
который проявляется в неумении детьми поставить себя на позицию другого человека
и посмотреть на проблему с отличной от своей точки зрения. Позже данный феномен
был назван эгоцентризмом или «феноменом Пиаже». Кроме Ж. Пиаже изучением эгоцентризма
занимались многие зарубежные психологи. Среди них Д Элкинд., Х Эбли., Ф. Райс и
другие. В отечественной психологии данной проблемой занимались Н.А.Подгорецкая ,
Л.Ф Обухова., Л.С Выготский  и некоторые
другие. Следует отметить, что в отечественной психологии понятие эгоцентризма
изучено недостаточно хорошо, что обуславливает повышенный интерес к данной
проблеме.

Целью работы
является охарактеризовать эгоцентризм в поведении школьников подросткового
возраста.

Предмет
исследования:

эгоцентризм в поведении школьников подросткового возраста.

Объект
исследования:
эгоцентризм
подростков.

Задачи:

1.
Охарактеризовать
феномен
эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

2. Дать психолого-педагогическую
характеристику подросткового возраста.

3. Выделить проявление
особенностей эгоцентризма у подростков.

4. Подготовить
и провести исследование.

5. Разработать
рекомендации по нейтрализации эгоцентризма в подростковом возрасте.

Структура
работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Психологическое
"Я". Успешно адаптирующие подростки характеризуются в целом более
высокими показателями самооценки. Их отличает активность поведения,
эмоциональная устойчивость, удовлетворенность образом своего тела, внешностью,
половой принадлежностью. Эти подростки имеют устойчивые образовательные
стремления, согласуют свои действия с общепринятыми моральными нормами.
Семейные отношения таких подростков стабильны, как и взаимоотношения со
сверстниками.

Подростки,
имеющие аддиктивное поведение, проявляют недостаточную активность и инициативность
в адаптации к социуму, характеризуются неустойчивым фоном настроения. Зачастую
имеют проблемы в семейных отношениях, игнорируют морально-нравственные нормы и
правила что выявляет их неспособность к адаптации к среде. Они часто не
способны самостоятельно преодолевать трудные жизненные ситуации.

Контроль
побуждений. Данная сфера подразумевает наличие способности к волевой регуляции
психических процессов и деятельности.

При
успешной социальной адаптации подростки проявляют инициативность как в семье, школе,
так и во взаимоотношениях со сверстниками. Они быстро адаптируются к
подростковой субкультуре. Отсутствие сомнений в собственных способностях и
позитивная самооценка подростков способствуют формированию адаптивных
копинг-стратегий. Одной из важных составляющих копинг-поведения является
способность подростков к проявлению волевых усилий при появлении проблем.

Сфера
общения подростков с аддиктивным поведением ограничивается представителями
референтной асоциальной группой. У подростков в результате отсутствия
социальной близости с одноклассниками, членами семьи отсутствует мотивация на
общение и низкая активность в совместной деятельности. Подростки с аддиктивным
поведением характеризуются использованием как пассивных, так и активных
вариантов копинг-стратегий, однако активно используют помощь других лиц при
решении собственных проблем. И.Н. Пятницкая и Н.Г. Найденова утверждают, что
наркотизация и алкоголизация в подростковой среде способствуют падению
активности, потребностей и энергетического потенциала подростков [5]. С точки
зрения Ф.Б. Березина, происходит обесценивание исходных актуальных
потребностей, а С.А. Кулаков признает наличие у аддиктивных подростков реакций
пассивного протеста, обусловленных стремлением к личностной автономии [22].

Эмоциональный
тон. У социально адаптированных подростков отмечается активная жизненная
позиция, трудности воспринимаются как преодолимые, присутствует позитивная
оценка себя. Несмотря на повышенную эмоциональную чувствительность,
возбудимость, эгоцентризм, частые смены настроения, тревожность в общении с
родителями, критичность, чувствительность к оценкам других и склонность
противопоставления собственных взглядов взглядам окружающих, — все эти
проявления, свойственные подростковому возрасту, выступают как результат
противодействия социальной среде. На самом деле эмоциональная активность
подростков быстро проходит.

Аддиктивные
подростки характеризуются довольно неустойчивым пониженным настроением,
находятся в состоянии тревоги в результате нарушенных семейных и социальных
связей. Тревожность обусловлена страхом быть отвергнутыми как референтной
асоциальной группой, так и значимыми взрослыми. Постоянно испытываемое
подростками чувство одиночества активизируется ощущением собственной
неполноценности, изолированностью от среды, негативной самооценкой и
неспособностью решать жизненные проблемы.

Образ
тела. Важнейшей особенностью подросткового периода является повышенное внимание
к своим внешним данным. В результате резких сдвигов, сопровождающих физическое
и психическое развитие подростков, происходит перестройка образа тела, которая
из-за недостаточной гармоничности роста в этом периоде нередко запаздывает,
вызывает озабоченность подростка. Являясь феноменом психологическим, образ тела
содержит оценку физического Я.

2.
Социальное "Я". Социальные отношения. Успешно адаптирующиеся
подростки имеют активную жизненную позицию, позитивную самооценку, что
способствует активным социальным отношениям, которые в целом их удовлетворяют.
Социальные отношения в школе, семье, с друзьями опираются на ощущение
эмоционального контакта и довольно избирательны.

Моральное
"Я", нравственные нормы поведения. Социально адаптированные подростки
стремятся к одобрению со стороны окружающих, поэтому стараются не поддаваться
ситуативным влияниям среды, могут противостоять искушениям и дать моральную
оценку происходящего. Моральные нормы являются для них средством контроля над
своим поведением, которое должно соответствовать требованиям среды.

И.А.
Кудрявцевым описан характерный для подростков с аддиктивным поведением феномен
"двойной морали" — склонность к демонстративному соблюдению
социальных норм, когда это может быть выгодно, и их игнорирование с уходом от
ответственности, если для этого есть возможность [25]. Нравственная позиция
подростков с аддиктивным поведением, с игнорированием моральных норм,
проявляется в совершении антисоциальных действий, наличии моральных конфликтов.
Рассогласование индивидуального поведения с действующими в семье, классе, среде
сверстников моральными нормами приводит к потере социальной поддержки и
социальной изоляции.

Профессионально-образовательные
цели. Социально адаптированные подростки достаточно информированы о будущей
профессии, имеют возможность свободного выбора профессии с учетом уровня
притязаний и самооценки. Подростки с аддиктивным поведением, несмотря на
высокий уровень социальных притязаний, выбор профессии осуществляют в
соответствии с принятыми в их микросреде нормами. У них отсутствует адекватное
критическое отношение к имеющемуся образовательному уровню и нет планов на
будущее.

Семейное
"Я". Социально адаптированные подростки в основном удовлетворены
взаимоотношениями с семьей, несмотря на присутствие во взаимоотношениях проблем
взаимопонимания. Семья для них является источником социальной поддержки, образцом
полоролевого поведения, примером разрешения жизненных проблем.

Подростки
с аддиктивным поведением характеризуются дезадаптивностью семейного поведения,
что проявляется в отчуждении и безразличии к членам семьи. Нередко причиной
этого является эмоциональное отвержение самих родителей как проявление
гипопротекции. В результате отсутствия положительной идентификации с родителями
у подростков формируется низкая самооценка.

Совладание
со стрессом. Социально адаптированные подростки имеют субъективное ощущение
контроля над средой, имеют эффективные способы преодоления требований среды,
используют активные копинг-стратегии.

Подростки
с аддиктивным поведением имеют низкое ощущение субъективного контроля над
средой. Отсутствие социальной идентичности с членами социальных групп приводит
к поиску асоциальной референтной группы, способной обеспечить социальную
идентичность. Однако ощущение контроля среды лишь усиливается под воздействием
норм внутригруппового поведения.

"Я"
— реальное. Успешно адаптирующиеся к среде подростки уверены в себе и
требовательны к окружающим. Они ориентированы на достижение успеха, имеют
высоки уровень притязаний, быстро адаптируются к различным социальным ролям. В
то же время они идеализируют межличностные отношения, восприимчивы к эмоциональному
настрою группы. Подростки с аддиктивным поведением эмоционально неустойчивы и
тревожны, самооценка их зависит только от мнения значимых других, трудно
воспринимают критику в свой адрес.

"Я"
— идеальное. Социально адаптированные подростки уверены в необходимости
изменений для соответствия идеалу. Недовольство собой преодолевается при
наличии уверенности в собственных возможностях, имеется стремление к
постоянному самосовершенствованию. Умеренное расхождение между "Я"
реальным и "Я" идеальным приводит к неудовлетворенности собой, для
преодоления чего подростки используют личностные и средовые копинг-ресурсы.

Подростки
с аддиктивным поведением характеризуются низким уровнем притязаний к
"Я", не считают необходимым меняться. Отсутствие стремления к самосовершенствованию
обусловлено и отсутствием расхождения между "Я" реальным и
"Я" идеальным, в результате чего блокируется стимул к развитию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Тема подросткового эгоцентризма на Западе разрабатывается с конца 60-х
годов
XX века, однако в России о данном вопросе
начали говорить только в начале 1990 — конце 2000 годов
.

Во-первых, необходимо отметить концепцию подросткового эгоцентризма, а
точнее — эгоцентрической направленности личности подростка, предложенную Т.И.
Пашуковой [14,с.66]. Она рассматривает эгоцентризм как изначально нейтральный
феномен, подчеркивая нецелесообразность морально-этической оценки эгоцентризма,
сложившейся в традициях отечественной науки. С одной стороны, Т.И. Пашукова
подчеркивает роль эгоцентризма в утверждении позиции личности в системе ее
отношений с другими людьми, что сходно с идеями «Нового взгляда». С другой
стороны, согласно Т.И. Пашуковой, избыточный личностный эгоцентризм в общении
ведет к неспособности понять собеседника, неучету мнений других людей,
недостаточному вниманию к обсуждаемой проблеме
, и поэтому
необходимы методы выявления и коррекции эгоцентризма у подростков [14, с.56].

Т.И. Пашукова отмечает, что положительному отношению группы к подростку
соответствует средний уровень эгоцентризма у последнего, что означает
сбалансированность центраци-
децентрации [14,с.76]: такая
сбалансированность позволяет и быть обращенным к другим, строить эффективные
взаимоотношения и быть в состоянии отстоять свою точку зрения, «не идти на
поводу».

Данный автор предложила собственный инструмент для измерения эгоцентризма
— методику ЭАТ («Тест эгоцентрических ассоциаций»), представленный в форме
незаконченных предложений [14]. Согласно
Т.И. Пашуковой, пик эгоцентризма у подростков (что получено с помощью методики
ЭАТ) приходится на 13-14 лет [14].

Авторы последующих исследований на тему подросткового эгоцентризма в
России использовали в основном данный, переведенный на русский язык вариант
ЛЕБ. В 2008 году А.В. Фокина исследовала специфику эгоцентризма у девиантных
подростков, адаптируя для них опросник
ЛЕБ [25]. Н.В. Анненкова (2005) провела исследование взаимосвязи подросткового
эгоцентризма в рамках концепции Элкинда и становления подростковой идентичности
[4].

Между тем имеются и авторы, которые создали новые инструменты измерения.
Так, А.С. Андреев (2011) использовал две собственные оригинальные методики: ФЛЭ
— «Феномены личностного эгоцентризма» и проективную методику «Ситуации» [2].

При этом русскоязычные авторы чаще всего не рассматривают различия
подходов и применяют в одном исследовании инструменты, предложенные самим
Элкин-дом и его
последователями, лишь вкратце упоминая о критике позиций «традиционной»
концепции эгоцентризма. Опыт зарубежных исследований последних лет (не только в
США, но и в Бельгии [21], Греции [19] и др.), в которых предпринимались попытки
изучить и минимизировать противоречия концепции Элкинда, пока используется
мало.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 6
1.2 Подростковый возраст, его особенности и отличительные характеристики 10
1.3 Особенности развития эгоцентризма в подростковом возрасте 13
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭГОЦЕНТРИЗМА В ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 21
2.1 Диагностика уровня развития эгоцентризма в поведении 21
2.2 Анализ результатов диагностического исследования 25
Выводы по главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЯ 34
Приложение 37

  

Введение:

 

Социально-политические и экономические изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают новые требования к современной личности – способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность исполнять собственный выбор, уверенность в себе, независимость. В взаимосвязи с данным специальное внимание специалисты по психологии уделяют подростковому возрасту, который рассматривается как важнейший период формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.А. Реан, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон).
Психическое развитие в подростковом возрасте вызывает пристальное внимание исследователей из-за со специфическими особенностями этого этапа становления и его воздействием на весь последующий онтогенез. Естественное для этого возраста расширение сферы общественных отношений дает подростку новый общественный опыт. Одним из приемов социализации в отрочестве считается подключение в группу сверстников, где подросток пытается удовлетворить собственные потребности в общении, в обретении социальной позиции, в построении собственной ценностно-мировоззренческой системы.
Один из шагов к решению задачи, связанной с обретением социальной позиции – это преобразование эгоцентрических интересов, смещение в сторону социоцентризма. Эгоцентризм отражает это взаимодействие человека и находящейся вокруг среды, и еще отношение его к миру в общем, которое характеризуется сосредоточением человека на своём виде «Я» в данном мире. Мир рассматривается эгоцентрическим человеком исключительно в контексте личного удобства и исключительной значимости. Исследования, приуроченные к преодолению эгоцентризма личностью в подростковом возрасте (Т.В Рябова, Ж. Пиаже, Д. Элкинд, Р. Энрайт), показывают, что эгоцентрические переживания отрочества очень существенны для последующего развития личности человека (И.С. Кон). Отмечается, что составление общественной позиции подразумевает нахождение определенного места в системе социальных взаимодействий, чувство причастности и включенности в происходящие общественные процессы, а еще соотнесение собственных личностных интересов с интересами сообщества. Таким образом, актуальными факторами процесса обретения общественной позиции подростком считаются преодоление эгоцентризма и ориентация на социометрические значения и ценностные ориентации, что, выражая отношение человека к общественной реальности, характеризуют широкую мотивацию его поведения и содержательную сторону направленности личности на саму себя или же на других людей.
Несмотря на значительное число исследований, посвященных развитию личности в подростковом возрасте, проблема эгоцентризма как характеристики личности подростка проявляемая в поведении изучена недостаточно. Это определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучить эгоцентризм в поведении школьника подросткового возраста подростка.
Задачи исследования:
1. проанализировать проблему эгоцентризма в психологической науке;
2. исследовать уровень проявления эгоцентризма у подростков, методами психодиагностики и выявить особенности.
3. провести анализ и интерпретацию полученных данных, обобщить результаты теоретического и эмпирического исследований в виде выводов и заключения об проявлении эгоцентризма в поведении подростков.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; методы психодиагностики (Тест эгоцентрических ассоциаций, тест «Незаконченные предложения»).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Известно, что воздействие всех событий воспринимается, интерпретируется и обращает деятельность субъекта через его «Я-концепцию». Это условно уравновешенная, более или менее осознанная, переживаемая как неподражаемая система представлений индивидуума о самом себе. Она выступает как последствие и предпосылка общественного опыта. Именно потому важно составление адекватной, неэгоцентрической, Я-концепции. Для успешной социализации школьника важно не только соотношение его поведения принятым нравственно-правовым нормам, но и адекватное сознание им себя самого как члена социума и личного поведения, каким оно предстает в глазах, находящихся вокруг. В психологии показано, что подростковый возраст характеризуется эгоцентризмом в области рассуждений, поведении, отношениях с окружающими.
Эгоцентризм следует рассматривать как крайнюю сосредоточенность
субъекта на своем индивидуальном «Я», проявляющуюся во всех сферах
жизнедеятельности. В отечественной психологии проблема и роль
эгоцентризма подростка в различных сферах его жизнедеятельности изучается
достаточно активно: исследована роль личностного эгоцентризма в структуре
подростковой девиантности; реализована попытка
выявить взаимосвязь эгоцентризма с социально-психологическими
характеристиками личности подростка; показано влияние
семейного воспитания на выраженность эгоцентрической направленности
подростка; исследована связь феномена эгоцентризма с
такими личностными характеристиками как самооценка, уровень притязаний и
креативность подростка. Показано, что эгоцентризм представляет собой поиск
подростком собственной идентичности, которая активно реализуется в
процессе социального взаимодействия, а его преодоление к концу
подросткового возраста является показателем правильного и своевременного
завершения данного возрастного периода.
При экспериментальном исследовании уровня развития эгоцентризма в поведении у школльников подросткового возраста были сделаны следующие выводы:
– эгоцентризм в подростковом возраст является процессом автономизации и самоопределения личности. Основные проявления эгоцентризма центрированная и фиксированная социальная установка, определяющая обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели;
— проявление эгоцентризма тормозит познавательные возможности и способности подростка, мешает эффективному личностному взаимодействию, вызывая непонимание и другие проблемы межличностных отношений;
– эгоцентрическая направленность в целом ведет к развитию эгоизма и прагматизма, потребительскому отношению к обществу и близким;
– в отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
Для устранения эгоцентризма необходим опыт общения и взаимодействия индивидуума с другими людьми. Важно развивать умение учитывать точки зрения других, контролировать правильность понимания людей, с которыми общаешься и взаимодействуешь, тренировать способность поставить себя на месте другого, быть внимательным к состояниям находящихся вокруг людей.
Коррекция эгоцентризма важна еще и потому, что в перспективе его высокого уровня развиваются психопатические черты личности, а при неадекватно низком уровне — конформность и социальная пассивность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал феномен как определенную интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребенком себя и находящегося вокруг в динамике личного становления, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздействиями. Эгоцентризм, в работах Пиаже рассматривается как определенная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка, выражающаяся в своего рода детской логике, речи, представлениях о мире, раскрываемая посредством индивидуальных разговоров и проявляющаяся в общении.
Понятие эгоцентризма вводится Ж. Пиаже как черта детского мышления на стадии интуитивного интеллекта. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе находящейся вокруг реальности рассматривает обстановку с собственной точки зрения, которую он не принимает в роли своей, и которая выступает для него как абсолютно верная.
Основным открытием Ж. Пиаже явилось проявление эгоцентризма в детской речи, являющейся следствием восприятия мира. Ж. Пиаже считал детский эгоцентризм обязательным качеством детского восприятия мира, которое определяет «реальную» субъективную картину мира, воспринимаемого детским «Я», неспособность принимать и подвергать анализу действия, и еще принимать себя как субъекта взаимоотношений. Отношения для ребенка считаются сиюминутным следствием видимого восприятия. Противоречивые понятия могут вполне уживаться или же чередоваться в восприятии ребенка в зависимости только от шкалы детского опыта настоящего восприятия мира [16, с. 45].
Концепция эгоцентризма Ж. Пиаже связана с концепцией психоаналитиков, с одной стороны, социологической школы Э. Дюркгейма – с другой. Ж. Пиаже исходит из понятия аутистического мышления и характеризует эгоцентрическую идею, как промежуточную форму между идеей аутистической и разумной.
Различные исследователи (H.Hoffman, R.Selman, Г.Дюпон) вкладывали всевозможный содержание в понятие эгоцентризма, в следствии этого тема данная вызывала споры и полемику авторов. В психологической литературе отечественных исследователей изучению мышления ребенка посвящен целый ряд исследований (работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе и его сторонников, и ряд других). Отечественные ученые возражали Ж. Пиаже в том плане, что мировосприятие ребенка, характеризующееся «абсолютной относительностью», не нужно именовать эгоцентризмом. Эта позиция сформировалась из-за негативного отношения, отображающим понятие «эгоцентризм» в российском сообществе. Эгоцентризмом отечественные исследователи называли устойчивую девиантную позицию человека вне зависимости от возраста, к которой приводят ошибочные стили воспитания и неразвитость психики [4, с. 47].
Зарубежные последователи Ж. Пиаже, в том числе Г. Дюпон, Д. Элкинд, надеялись, что детский эгоцентризм преодолим и неразрывен с аффективным личным опытом. В данной взаимосвязи Д. Элкинд вводит новые понятия личного эгоцентризма [4, с. 69]. «Воображаемая аудитория» сопровождает ребенка повсюду и заменяется после чего в процессе обычного становления отделимым понятием «общества»; «личный миф» как убеждение в своей уникальности в сфере эмоций и переживаний в последующем содействии имеет тенденцию перерастания в эмпатию только в случае благонастроенного мира, то есть, в первую очередь, домашней среды как начальной социализации.
От вида общественных взаимоотношений ребенка напрямую находится в зависимости эгоцентричность речи и поведения подростка. В дискуссивной среде эгоцентрическая речь школьника «затухает», вызывая внутренние сомнения или же неприятие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы