Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Эффективность участия государства в современной рыночной экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Функции государства в современной рыночной экономике 4
1.2. Формы и методы государственного регулирования экономики 9
1.3. Провалы государства 16
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Направления и инструменты государственного регулирования экономики в Российской Федерации 20
2.2. Экономическая оценка участия государства в развитии экономики РФ 23
2.3. Направления совершенствования механизмов и инструментов государственного регулирования экономики 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

 

  

Введение:

 

Актуальность темы, обусловлена тем, что государство является основным институтом, регулирующим все ключевые сферы общества. В частности, государственные законы регулируют работу всех существующих современных систем управления. В качестве одного из элементов рыночной экономики и управляющего института выступает государство. Оно имеет большое значение в экономической системе. И если государство играет ведущую роль в плановой экономике, то в рыночной экономике нет задачи контроля производства и дальнейшего распределения товаров. Эти задачи решаются производителем.
Тем не менее, есть много проблем рыночной экономики, которые государство не может игнорировать. Это рыночная монополизация, инфляция, безработица и т. д.
В разное время государство играло в экономике разную роль, менялась его степень влияния на некоторые аспекты экономической системы. «Важность вмешательства государства в рыночные процессы не вызывает сомнений, поскольку в современных условиях механизм саморегулирования рынка, лежащий в основе социально-экономической структуры экономических отношений российского общества, не обеспечивает экономическую безопасность страны и не способен на контрциклическое саморегулирование «. Именно поэтому в данной работе анализируется влияние государства на рыночную экономику в современном обществе.
Объектом исследования выступает система государственного управления экономикой РФ.
Предметом исследования являются участие государства в современной рыночной экономике.
Целью исследования является изучение эффективности участия государства в современной рыночной экономике.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— определить функции государства в современной рыночной экономике;
— выявить формы и методы государственного регулирования экономики;
— рассмотреть провалы государства;
— охарактеризовать направления и инструменты государственного регулирования экономики в Российской Федерации;
— провести экономическую оценку участия государства в развитии экономики РФ;
— разработать направления совершенствования механизмов и инструментов государственного регулирования экономики.
Теоретической базой исследования послужили российские и иностранные издания, касающиеся исследований в области макроэкономики. Наиболее полно данная тема освещается в работах таких зарубежных ученых как Ж.Жанне, У. Кинг, Д. Клиланд, Ж. Ламбен, и других. Так же в полном объеме данная тема была представлена в работах отечественных ученных, таких как М.П. Алексеев, В.А. Винокуров, О.С. Виханский, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, В.В, Гончаров, Б. Горохов, Ю.В. Гусев, Т.Г. Долгопятова, Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн и других.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения макроэкономики, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основной текст курсовой изложен на 38 страницах, без учета приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе данной курсовой работы были рассмотрены следующие аспекты:
Анализ роли и функций государства в рыночной экономике является одним из ключевых вопросов в экономической науке. Эволюция научных подходов в этой плоскости нашла отражение в трудах представителей основных школ и направлений экономической мысли, которые демонстрируют определенную «цикличность» в оценке роли и функций государства в рыночной экономике.
Если сторонники меркантилизма признавали за государством роль активного регулятора международной торговли, то представители классической политэкономии обосновывали концепцию экономического либерализма, основанную на идее приоритетности индивидуальной частной экономической инициативы, отводя государству важную роль поддержки и защиты «естественного» рыночного порядка. Обратный «тренд» в оценке роли и функций государства в рыночной экономике приходится на эпоху начала неортодоксальных экономических теорий, разработанных в рамках исторической школы и марксизма.
Тогда, как сторонники классической политэкономии фактически завершили систематическое обоснование идеи четкого ограничения участия государства в рыночной экономике отдельными сферами и принципами, представители исторической школы и марксизма начали научную традицию постепенного пересмотра роли и функций государства в направлении усиления ее регулирующего воздействия на развитие общества и экономической системы. В то же время в трудах представителей современных направлений экономической науки, а именно: неолиберализма, кейнсианства и институционализма нашли отражение новейшие представления о важной роли и полиструктурность функций государства в национальной и глобальной экономике.
В России уже давно существует консенсус в отношении необходимости оживления экономики, но существуют разногласия относительно характера реформ для достижения этой цели. Некоторые из вариантов были представлены на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2017 года. Среди основных сторонников либерализации экономики — бывший министр финансов Алексей Кудрин, который покинул правительство в 2011 году, но остается близким к Путину.
Институциональное развитие и модернизация производственно-технологической базы промышленных комплексов являются ключевыми направлениями совершенствования государственного регулирования промышленного развития.
Поэтому, чтобы повысить конкурентоспособность российской экономики, ее устойчивое развитие и увеличить место создания цепочек добавленной стоимости в отечественном промышленном производстве, необходимо предусмотреть в рамках промышленной политики программу ускоренного развития технологически продвинутых и промежуточных технологически продвинутых секторов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Функции государства в современной рыночной экономике

В контексте исследуемой проблемы, особого внимания заслуживает научный вклад представителей институционального направления экономической мысли в исследование проблем роли и функций государства в современной рыночной экономике.
Как известно, зарождение институционализма связано с опубликованием труда американского исследователя Т. Веблена“Теория праздного класса: экономическое исследование институтов”. Отрицая классический тезис саморегулируемости рыночной экономики и гармонизации частных и общественных интересов в условиях свободного предпринимательства, ученый положил начало исследованию эволюции экономического устройства общества как сложного “кумулятивного процесса” [3, c.345].
В работе основателя социально-правового институционализма Дж.Р. Коммонса “Институциональная экономическая теория” нашли отражение проблемы организации экономической системы общества в условиях рынка. Ученый доказывал необходимость создания правительства, подотчетного общественному мнению, которое бы проводило последовательную демонополизацию экономики, поскольку большинство конфликтов и дестабилизирующих факторов хозяйственного развития порождены монополией [9].
При этом следует принять во внимание сложный и неоднозначный процесс эволюции теоретико-методологических основ институционального направления экономической мысли. Если основоположник институционализма Т. Веблен понимал институты “как устоявшиеся обычаи мышления, общие для данной общности людей”, то есть как социально-психологические феномены, лежащие в основе эволюционных механизмов социокультурного влияния на экономическое развитие [3, c.322], то современные ( “новые”, “нео”) институционалисты считают, что “институты – это правила игры в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми и создают структуру мотивов человеческого взаимодействия в политике, социальной сфере и экономике “ [15, c.365].
Поставив под сомнение индивидуалистическое мировоззрение, свойственное классической парадигме, основатели институционализма достаточно пессимистично оценивали возможности и последствия стихийной самоорганизации рынка [7, c.138]. Находясь в интеллектуальной оппозиции к неоклассикам, они не только признавали существенную роль государства в регулировании экономики, но и подчеркивали неизбежность дальнейшего усиления [12, c.72]. В то же время современные неоинституционалисты, которые взяли на вооружение инструментарий неоклассической парадигмы, и, соответственно, исходят из принципа методологического индивидуализма, отстаивают тезис о минимизации государственной активности в рыночной среде.
На рисунке 1 представлены основные принципы успешного достижения целей государственной экономической политики.
Важно заметить, что в процессе исследования роли и функций государства в рыночной экономике в институциональной теории ярко проявляется стремление опираться на реальные социально-экономические процессы. Сущность государства как специфической организации в современном институционализме определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом по поводу распределения, использования и присвоения экономических ресурсов. Особый интерес в данном контексте вызывает понимание самого механизма возникновения властных отношений государственного типа и поиск ответа на вопрос, ради чего граждане добровольно отказываются от части своих “естественных” прав, передавая их государству.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы