Государственные программы и проекты Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Эффективность развития федерального проекта «Информационная безопасность» в современной России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава
1. Теоретические аспекты информационной безопасности. 4

1.1
Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности
государства. 4

1.2
Современные проблемы информационной безопасности России. 7

1.3
Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности в системе
российского права. 12

Глава
2. Эффективность обеспечения информационной безопасности на государственном
уровне. 16

2.1
Анализ Федерального проекта «Информационная безопасность». 16

2.2
Перспективы развития системы обеспечения информационной безопасности на
государственном уровне. 27

Заключение. 31

Список
использованных источников. 33

Приложение  36  

Введение:

 

Введение

Относительная новизна проблем информационной безопасности в
экономических системах определяет их актуальность. Эта проблема была частично
изучена и носит несистемный характер самого исследования. Поэтому, чтобы понять
характеристики информационной безопасности и важность информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для развития предприятий, стран и компаний, необходимо развить
эту тему в общую тему.

С точки зрения информационных инструментов понятие
«национальная информационная безопасность» включает защиту конституционного
строя, суверенитета и территориальной целостности. Под информационной
безопасностью понимается защита и защита жизненно важных интересов отдельных
лиц, общества и страны от внутренних и внешних атак в информационной среде,
например, для защиты состояния национальных интересов.

В концепции национальной безопасности в Российской Федерации
укрепление информационной безопасности было объявлено одним из приоритетов.
Рассмотрим основные положения обеспечения информационной безопасности:

1) Защита информации (защита личных данных, государственной
и служебной тайны и других видов информации с ограниченным доступом);

2). Уменьшить воздействие естественных или искусственных
преднамеренных или случайных нападений;

3) Обеспечить и реализовать конституционные права и гарантии
человеческой и гражданской свободы в информационном пространстве.

4) Защита потребностей граждан, определенных групп и
населения конкретных стран в надежной информации для содействия их развитию,
образованию и жизни. Этот фактор оказывает положительное влияние на
информационную и психологическую удовлетворенность граждан и общества, а также
на их безопасность. К этим негативным последствиям относятся психологические и
информационные воздействия и технологическое воздействие.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что
макро-национальные интересы страны в информационной среде направлены на
соблюдение конституционных прав и свобод граждан при доступе к информации и ее
использовании, инновационном оборудовании телекоммуникационных технологий и
защите национальных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Таким образом, объектом исследования является информационная
безопасность, а ее предметом – федеральный проект «Информационная безопасность».

Цель исследования – оценить эффективность развития
федерального проекта «Информационная безопасность» в современной России. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.               
Рассмотреть информационную безопасность как
составляющую национальной безопасности государства;

2.               
Изучить современные проблемы информационной
безопасности России;

3.               
Изучить нормативно-правовое обеспечение
информационной безопасности в системе российского права;

4.               
Провести анализ Федерального проекта
«Информационная безопасность»;

5.               
Рассмотреть перспективы развития системы
обеспечения информационной безопасности на государственном уровне.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная правовая и информационная политика Российской
Федерации направлена, прежде всего, на построение российского государства в
соответствии с 1 статьей Конституции Российской Федерации как правового
демократического, в котором соблюдается приоритет прав и свобод человека и
гражданина, их защита и охрана. Правовая, информационная системы общества,
включающие в себя как субъекты права и информационного поля, так и формы их
правового, технического, информационного взаимодействия, активно развивается в
сторону информатизации, что необходимо в целях оптимизации юридического
документооборота.

Современная геополитическая ситуация в мире, обусловленная
борьбой с террористическими угрозами, нарушающими безопасность людей и, в
целом, государств, противоречащими правам человека, диктует принятие
своевременных мер, в том числе, по защите информационных ресурсов, систем и
обеспечению информационной безопасности. В тоже время обострение конфликтов и
столкновение экономических, политических и территориальных интересов различных
государств не способствует эффективному взаимному межгосударственному
сотрудничеству в разных областях и направлениях, успешному обмену информационными
данными, показателями и достижениями.

Актуальность обеспечения на государственном уровне
информационной безопасности на сегодняшний день очевидна, так как напрямую
связана с сохранением государственной целостности и безопасности в целом. В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №170
«Об основах государственной политики в сфере информатизации» (с изменениями и
дополнениями от 09.07.1997) установлено, что реализация государственной
политики в сфере информатизации обеспечивается системой государственных
органов, включающей органы управления при Президенте Российской Федерации,
федеральные и региональные органы исполнительной власти.

В соответствии с законодательством государственное
регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает
развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан,
организаций, органов государственной власти и местного самоуправления
информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем.

Следует отметить, что законодательные основы любого
государства в области информационной безопасности являются необходимой мерой,
удовлетворяющей первейшую потребность в защите информации при развитии
социально-экономических, политических, военных направлений функционирования
этого государства. В современных условиях информационная безопасность
становится важнейшим базовым элементом всей системы национальной безопасности
России. Обусловлено это, прежде всего, быстро растущими технологическими
возможностями современных информационных систем, которые по своему влиянию на
хозяйственно-экономическую жизнь, духовно-идеологическую сферу и умонастроения
людей стали в настоящее время решающими.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты информационной
безопасности

1.1 Информационная безопасность как составляющая
национальной безопасности государства

Середина ХХ века ознаменовалась глобальными изменениями в
социальной структуре общества, вызванными эволюцией индустриального общества, в
котором ключевую роль играет процесс создания, распределения и
перераспределения материальных благ, в постиндустриальное, где главная роль
принадлежит услугам по получению, обработке и распространению информации.
Потенциал развития такого общества определяется объёмами информации и знаний,
которыми оно располагает, поскольку именно знания являются базисом, на котором
выстраиваются новые технологии, экономический рост и новая стратификация
общества. В условиях возросшей технологизации и смещении приоритета из
индустриального сектора в научный, в 70-х годах ХХ века зародилась концепция
информационного общества.

Для обозначения данного общества социологи, политологи,
экономисты использовали различные термины: «новое индустриальное общество» (Дж.
Гелбрейт), «постмодерн» (Ж.-Ф. Лиотар), «технотронная цивилизация» (З.
Бжезинский), «третья волна или супериндустриальное общество» (Э. Тоффлер),
«общество знания» (П. Дракер), «научное общество» (М.Понятовский),
«телематическое общество» (Д. Мартин). Впоследствии, возникло более ёмкое
определение информационного общества, разработанное японскими социологами и
вошедшее в научный оборот как общество, в котором процесс компьютеризации дает
людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,
обеспечит высокий уровень автоматизации производства[1].

В результате стремительного развития компьютерных технологий
процессы интеграции национальных политик и экономик приобретают всё более
глобальный масштаб, пронизывая социально-экономическую, политическую и
культурную сферы жизни государств, участвующих в интеграции. В данном случае,
следствием глобализации выступает возникновение единого мирового
информационного пространства и образование культурно-информационного поля, в
качестве определенной инфраструктуры информационных обменов.

При этом, одной из глобальных проблем современности,
особенно в условиях вооруженных конфликтов, является национальная безопасность,
к основным компонентам которой относят наряду с военной, экономической,
социальной и экологической информационную безопасность.

В условиях значительного увеличения роли информации (её
сбора, обработки и распространения), расширения круга субъектов информационных
правоотношений и непосредственно потребителей информации, в процессе
жизнедеятельности человека её роль увеличивается стремительными темпами.

Кроме того, стремительный рост компьютеризации основных сфер
человеческой деятельности, с одной стороны, позволил обеспечить высокие
достижения в области науки, техники, культуры, управления и организации
жизнедеятельности общества в целом а с другой стороны, недостаточная
защищенность глобальных компьютерных сетей от сбоев техники, вызванных
различными причинами, могут вызвать самые непредсказуемые для человека,
общества и государства последствия. Уже длительное время, на тех же
информационных просторах, можно встретить сведения о том, что ведущими
государствами мира уже созданы информационные войска в составе вооруженных сил,
и намерения их активного использования вовсе не скрываются, следовательно,
проблема информационной безопасности является ещё более острой, чем кажется на
первый взгляд[2].

Мировая геополитическая ситуация, в свою очередь, на пороге
XXI века претерпела значительных изменений. В процессе перехода к
многополюсному миру, на сегодняшний день прослеживается тенденция к определению
международного статуса государств не только по уровню их экономического
развития, степени их доступа к энергетическим и стратегическим ресурсам и
факторам их военной мощи, но и по уровню их информационно-технологического
развития.

Современные международные отношения в информационной сфере
характеризуются образованием межгосударственных информационных объединений. В
этой связи интеграция является характерной чертой современного мирового
развития в целом. При этом, необходимо обратить внимание на увеличение
интеграционных тенденций в регионе Центральной Азии и, особенно, на территории
бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Так, в результате распада Советского Союза и дезинтеграции
Социалистических Республик, на его территории образовались независимые
государства, перед которыми время поставило вопросы, касающиеся условий, на
которых можно построить дальнейшее взаимодействие. Возникновение подобных
вопросов было продиктовано тем, что абсолютно ясным стал тот факт, что одним
только политическим решением невозможно разорвать экономические отношения,
уничтожить духовные, человеческие, коммуникационные и многие другие связи между
людьми и бывшими советскими республиками[3].

Национальная безопасность государства существенным образом
зависит от обеспечения информационной безопасности, причем эта зависимость
имеет тенденцию лишь к возрастанию, что обусловлено техническим прогрессом.

Согласно положениям Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации информационная безопасность государства подразумевает
состояние защиты национальных интересов государства в сфере информации, которые
определяются сочетанием сбалансированных интересов личности и общества. и
состояние. Важно отметить, что именно на основе национальных интересов
государства в сфере информации осуществляются стратегические и текущие задачи
внутренней и внешней политики государства по обеспечению формирования
информационной безопасности[4].

Исходя из национальных интересов Российской Федерации в
сфере информатизации, стратегических и актуальных задач государственной
внутренней и внешней политики обеспечения формирования информационной
безопасности[5].



[1] Сухов Е.И. Информационное
общество как новое общество/ Е.И. Сухов// Теория и практика общественного
развития. – Краснодар, 2011. – С.101-103

[2] Алиева М.Ф. Информационная
безопасность как элемент информационной культуры/ М.Ф. Алиева// Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение, философия,
история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – Майкоп, 2012.
– С.1-6

[3] Владыцкий А.С. Евразийский
Союз: новая модель интеграции/ А.С. Владыцкий// Вестник Московского государственного
лингвистического университета. – М., 2013. – С.47-52

[4] Доктрина информационной
безопасности РФ, утв. 09.09.2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm

[5] Сухов Е.И. Информационное
общество как новое общество/ Е.И. Сухов// Теория и практика общественного
развития. – Краснодар, 2011. – С.101-103

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы