Курсовая с практикой Экономические науки Микроэкономика

Курсовая с практикой на тему Эффект масштаба и его проявление на микроуровне

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Сущность и проявление эффекта масштаба на микроуровне 5
1.1 Понятие эффекта масштаба 5
1.2 Проявление эффекта масштаба в краткосрочном и долгосрочном периоде 9
1.3 Положительные и отрицательные проявления эффекта масштаба 13
Глава 2. Проявление эффекта масштаба на микроуровне на примере предприятия (ООО «Лабиринт») 18
2.1 Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ влияния эффекта масштаба на показатели деятельности предприятия 30
Заключение 40
Список используемой литературы 42

  

Введение:

 

Эффект масштаба – достаточно распространенное явления, проявляющееся на всех уровнях экономической деятельности от домохозяйств до государства, на микроуровне местом проявления эффекта масштаба является предприятие.
Эффект масштаба –сложное и многоплановое явление в экономике, может проявляться на разных уровнях хозяйственной деятельности.
В общем виде эффект масштаба проявляется тем, что крупное предприятие имеет больше возможностей развить свой потенциал, получить более высокие финансовые результаты, чем маленькое.
Однако эффект масштаба имеет свои условия для получения и ограничения в применении.
Именно эффект масштаба преследует большая часть компаний в сделках слияния и поглощения.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что применение эффекта масштаба, понимание закономерностей его развития, ограничений, условий проявления позволяет получить и развить конкурентные преимущества компании, что важно в современных условиях конкурентных рынков, в том числе для определения наилучшей стратегии развития.
Дананя тема широко изучалась отечественными авторами в рамках макроэкономики, микроэкономики и экономической теории, а также с точки зрения влияния и проявления эффекта масштаба в развитии экономики.
Целью данной работы является изучение применения эффекта масштаба на микроуровне.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— привести понятие эффекта масштаба;
— определить, как проявляется эффект масштаба в долгосрочном и краткосрочном периоде;
— какие положительные и какие отрицательные последствия проявления эффекта масштаба могут быть .как они повлияют на эффективность деятельности компании на микроуровне;
-рассмотреть предприятие, на примере которого будут рассматриваться примеры проявления эффекта масштаба на микроуровне, дать его краткую характеристику;
-выполнить анализ влияния эффекта масштаба на показатели деятельности предприятия.
Предмет исследования – проявление эффекта масштаба на микроуровне, объект – ООО «Лабиринт» как один из субъектов экономики на микроуровне.
Методы исследования, применяемые в данной работе, — общенаучные, статистические, специально-экономические.
В процессе выполнения работы использовались труды отечественных ученых, статьи про практическое применение эффекта масштаба. Нормативная база РФ.
Практическая значимость работы заключается в том, что наглядно показано, как мероприятия по увеличению эффекта масштаба влияют на результативность организации, показатели ее деятельности, какие позитивные и негативные изменения происходят в компании под влиянием эффекта масштаба.
Рассматривается на основании данных 2015-2017 гг,, экспертных оценках, оценке мероприятий и их влияния.
Структура работы определена целью и задачами работы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источнкиов.
В первой главе приведены сущность и определение эффекта масштаба: рассмотрено его проявление в краткосрочном и долгосрочном периоде, положительные и отрицательные проявления, во второй главе на примере конкретного предприятия рассмотрено проявление эффекта масштаба на микроуровне, дана краткая характеристика предприятия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эффект масштаба – достаточно распространенное явления, проявляющееся на всех уровнях экономической деятельности от домохозяйств до государства, на микроуровне местом проявления эффекта масштаба является предприятие. В общем виде эффект масштаба проявляется тем, что крупное предприятие имеет больше возможностей развить свой потенциал, получить более высокие финансовые результаты, чем маленькое. Эффект масштаба проявляется в долгосрочном периоде. В результате воздействия эффекта масштаба выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума.
Следует отметить ,что за максимальной точкой следует спад, когда эффект масштаба прекращает положительное влияние, переходя в отрицательное.
Эффектом масштаба называют рассматривающийся в долгосрочном периоде эффект, связанный с изменением стоимости единицы продукции от размеров предприятия его масштаба. В долгосрочном периоде можно изменить использование всех производственных ресурсов. В этом случае изменяется масштаб производства. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными кривая долгосрочных издержек определяется эффектом масштаба производства.
Существуют разные виды эффекта масштаба: постоянный, убывающий, возрастающий. Проявления эффекта масштаба могут быть как положительными (вложения ресурсов приводят к пропорциональному увеличению объема выпуска, сокращению средних издержек, получению дополнительных бонусов от роста объема выпуска, числа филиалов и прочее), так и отрицательными (увеличение объема выпуска не приводит к получению большего финансового результата .вложение большего объема ресурсов не приводит к увеличению объема реализации и прочее).
Действие эффекта масштаба рассмотрено на примере ООО «Лабиринт» — компании, производящей строительные смеси.
Так как производственные мощности предприятия рассчитаны на изготовление не более 140 000 тыс. шлакоблоков, то портфель заказов можно сформировать только в данных границах.
Чтобы производить больше, необходимо проводить определенные мероприятия. Например, в данном случае для увеличении объема производства можно предложить расширение узких мест путем установки дополнительно оборудования.
Предположим, заказы есть рынок стабильный, не ожидается падений объемов, то есть теоретически осуществление инвестиционной программы оправдано и принесет определенный эффект, после того .как окупятся инвестиционные затраты.
Рассчитанный в данных условиях эффект масштаба достигается в краткосрочном периоде за счет того, что увеличиваются только переменные затраты при росте объема производства, постоянные затраты при этом остаются на прежнем уровне, при распространении их на весь объем производства, средние затраты на единицу снижаются.
Согласно проведенному анализу, чтобы на данном предприятии получился отрицательный эффект масштаба, необходимо, чтобы постоянные затраты повысились более, чем на 2-3%, для более точного расчета предложено определить точку безубыточности, расчет которой показал, что отрицательный эффект будет получен при росте постоянных затрат в пять раз
Для получении эффекта масштаба в долгосрочном периоде необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение нормативных показателей расхода сырья и материалов, снижения их расхода, оптимизации численности персонала, проведение организационных мероприятий по сокращению длительности производственного цикла, иных мероприятий, направленных на снижение издержек и увеличении объема производства для получении эффекта от масштаба.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сущность и проявление эффекта масштаба на микроуровне
1.1 Понятие эффекта масштаба
В общем виде, эффект масштаба проявляется в том, что в результате увеличения масштабов компании в общем случае снижаются средние издержки.
Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки (получение оптовых скидок), менеджмент (используется специализация менеджеров), финансы (получение менее дорогих кредитов), маркетинг (распространение затрат на рекламу для большего ассортимента продукции). Использование любого из этих факторов снижает долгосрочные средние затраты (англ. Long Run Average Costs LRAC) сдвигая на графике вниз и вправо кривую краткосрочных средних затрат (англ. Short-run average total cost SRATC) [2, C.184].
Согласно К.Р. Макконнеллу и С.Л. Брю эффект масштаба — это экономия, связанная с ростом производства, когда в долгосрочном периоде снижаются средние издержки производства по мере увеличения выпуска объёма продукции предприятия [2, C.184].
Главные преимущества крупномасштабного производства заключаются в экономии квалифицированного труда, экономии машин и экономии сырья.
Также эффект масштаба может проявляться и тем, что более крупное предприятие может себе позволить реализовывать боле дорогие проекты, приобретать боле качественное и многофункциональное оборудование, выходить на более крупные рынки с большими барьерами входа [15].
В целом, эффект масштаба – это экономический эффект от увеличения размеров деятельности.
Эффект масштаба проявляется в долгосрочном периоде.
В результате воздействия эффекта масштаба выход продукции на единицу ресурсов возрастает, достигает максимума [17].
Следует отметить ,что за максимальной точкой следует спад, когда эффект масштаба прекращает положительное влияние, переходя в отрицательное.
Эффектом масштаба называют рассматривающийся в долгосрочном периоде эффект, связанный с изменением стоимости единицы продукции от размеров предприятия его масштаба.
В долгосрочном периоде можно изменить использование всех производственных ресурсов. В этом случае изменяется масштаб производства. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы являются переменными кривая долгосрочных издержек определяется эффектом масштаба производства [16].
Анализ долгосрочных издержек позволяет выявить оптимальный размер предприятия, то есть размер производства, обеспечивающий минимальные издержки на единицу выпуска в данной сфере производства.
Внешний вид кривой долгосрочных издержек позволяет сделать некоторые выводы по поводу оптимального размера предприятия для разных отраслей экономики.
Минимальный эффективный масштаб (размер) предприятия — уровень выпуска продукции, начиная с которого прекращается действием эффекта экономии, обусловленной ростом масштабов производства [3, C.214].
Иными словами, речь идет о таких значениях Qx при которых фирма достигает наименьших издержек на единицу продукции. Обусловленный действием эффекта масштаба уровень долгосрочных средних издержек влияет на формирование эффективного размера предприятия, что, в свою очередь, оказывает воздействие на структуру отрасли [12, C.320].
Как правило, для большинства производственных процессов средние издержки быстро сокращаются при небольших объемах производства.
Так с ростом выпуска средние издержки продолжают сокращаться, но уже относительно более медленными темпами [6, C.68].
При незначительных масштабах производства кривая долгосрочных издержек становится практически горизонтальной.
Во многих производствах характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенных объемов выпуска.
До определенных пределов рост производства сопровождается возрастающей отдачей, которая затем сменяется убывающей.
Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному.
Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса [17].
С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Это отрасли так называемой естественной монополии.
К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.
В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек вначале быстро снижаются, а затем достаточно долго остаются на одном уровне — горизонтальные участки. На таких участках отдача от роста масштабов производства является постоянной, и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы [17].
Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.
С понятием «эффект масштаба» связаны другие понятия
Например, понятие «минимальная эффективная мощность»
Данное понятие отражает ту точку, в которой максимально проявляется эффект масштаба.
Графически суть данного понятия отражена на рисунке 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы