Педагогика (математика) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Единство обучения и воспитания в процессе изучения математики в начальных классах.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5

1.1 Понятие методов обучения 5

1.2 Характеристика методов обучения 7

1.3 Выбор методов обучения с учетом возможностей их использования 10

Выводы по 1 главе 17

2. ОБОСНОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 20

2.1.Наглядный метод обучения 20

2.2. Использование наглядности в процессе формирования понятий 23

2.3. Организация проведения и результаты педагогического эксперимента 27

Выводы по 2 главе 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

Курсовая работа посвящена характеристике единства обучения и воспитания в процессе изучения математики в начальных классах.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в обществе сформировалось принципиально новое понимание приоритетной цели образования. Педагог в первую очередь обязан заботиться о формирование у школьников способности к саморазвитию, которая будет способствовать дальнейшей интеграции личности в мировую и национальную культуры. По этой причине в теоретических и практических аспектах общеобразовательной и профессиональной колы придается большое значение выбору методов обучения, реализации принципа единства обучения и воспитания, в том числе, в процессе изучения математики в начальных классах.

Кроме того, методы обучения представляют собой один из приоритетных компонентов целостной методической системы обучения и воспитания. Значимую роль среди данных компонентов играют цели обучения и воспитания. Изменение целей обучения и воспитания сказывается на содержании образования, влечет за собой существенные изменения и иных компонентов методики обучения и воспитания.

Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что указанная тема детально исследована современными авторами. В частности, нами были проанализированы работы таких авторов, как Биннатова Ш.Б.К., Жерносек И.А., Акимов Ю.Н., Шепель В.П., Гереева М.М., Карынбаева М., другие авторы.

Цель исследования провести комплексную характеристику единства обучения и воспитания в процессе изучения математики в начальных классах.

Задачи исследования:

1.Представить понятие методов обучения.

2.Провести характеристику методов обучения.

3.Выявить выбор методов обучения с учетом возможностей их использования.

4. Охарактеризовать наглядный метод обучения.

5.Проанализировать особенности использования наглядности в процессе формирования понятий.

6. Охарактеризовать организацию проведения и результаты проведенного педагогического эксперимента.

Объект исследования − процесс обучения математики в начальных классах.

Предмет исследования − принцип единства обучения и воспитания в процессе изучения математики в начальных классах.

Методология исследования представлена общенаучными методами исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование).

В рамках первой главы исследования представлено понятие методов обучения; проведена характеристика методов обучения; проведен выбор методов обучения с учетом возможностей их использования.

В рамках второй главы исследования охарактеризован наглядный метод обучения; проанализированы особенности использования наглядности в процессе формирования понятий; охарактеризована организация проведения и результаты проведенного педагогического эксперимента.

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящее время под понятием «методы обучения» в рамках дидактики необходимо понимать конкретные способы совместной деятельности педагога и школьника, посредством которых педагог передает, а школьник активно усваивает знания, умения и формирует соответствующие навыки. Процедура выбора методов обучения обоснована совокупностью различных факторов: задачи образовательного учреждения на современном этапе развития общественных отношений, специфика учебного предмета, содержание анализируемого и изучаемого материала, специфика возраста и уровня развития школьников, а также уровень готовности школьником к процедуре овладения конкретным учебным материалом. Кроме того, на выбор конкретных методов обучение оказывает существенное влияние предварительная подготовка школьников к овладению конкретной профессией, а также решение задач, непосредственно связанных с процессом социальной адаптации.

Под понятием «методы обучения» необходимо понимать относительно упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и школьников, которые направлены на достижение целей образовательного процесса как приоритетного средства образования и воспитания. Содержание метода обучения включает в себя:

— деятельность педагога, связанная с обучением и воспитанием,

— реализация учебно-познавательной деятельности школьника,

— наличие конкретной связи между ними или способа управления.

Отметим, что система методов обучения математики включает в себя:

— общие методы обучения. Они сформированы дидактикой и в полной мере адаптированы к обучению математике.

— частные или специальные методы обучения математике. Они во многом опережают общие методы обучения, которые используются в контексте математики.

Кроме того, современные исследователи предлагают традиционную классификацию методов обучения математики, в рамках которой в качестве приоритетного критерия выступает источник получения информации. В соответствии с указанной классификацией, исследователи выделяют пять основных групп методов обучения:

— практические методы обучения. К ним относятся опыты и упражнения.

— наглядные методы обучения. К ним относятся иллюстрации и использование демонстраций. Подчеркнем, что использование наглядных методов обучения достаточно важно для школьников, которые обладают преимущественно визуальным восприятием окружающей действительности. Специфической особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно используются педагогов в сочетании с многочисленными словесными методами обучения. Подобная достаточно тесная взаимосвязь методов, а именно слова и наглядности обусловлено тем, что диалектический путь познания объективной реальности требует применение в единстве как живого созерцания, а также абстрактного мышления и практики.

— словесные методы. К ним относятся объяснение, разъяснение, беседа, рассказ, инструктаж, лекция, диспут и дискуссия.

— работа с книгой, включающая в себя чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр и конспектирование конкретного содержания книги.

— видеометод, включающий в себя такие действия как просмотр, обучение, упражнение и контроль.

Имеет место быть и классификация методов обучения (в частности, математике) по назначению и характеру дидактической цели. В этой связи выделяются: методы, способствующие приобретению знаний, методы, способствующие формированию конкретных умений и навыков, методы, оказывающие влияние на применение знаний и формирование творческой деятельности.

2. Под понятием «наглядные методы обучения» необходимо понимать методы обучения, в рамках которых процедура усвоения учебного материала в образовательном процессе во многом зависит от применения наглядных пособий и специальных технических средств. Наглядные методы обучения стоит использовать на уроках в начальной школе. Данное правило обусловлено психологическими особенностями внимания младших школьников.

В ряду наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. При использовании наблюдения представляется возможным возбуждение у школьников интереса к объектам окружающей среды, позволяет детально анализировать имеющиеся природные и социальные явления, а также научиться концентрировать внимание на главном, выделять приоритетные признаки.

При использовании демонстрации внимание школьников оказывается направленным на наиболее существенные, а не случайно обнаруженные, внешние характеристики анализируемых предметов, процессов и явлений. Отметим, что иллюстрация особенно отлично используется при процессе объяснения нового материала. В данной ситуации педагогу следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. То есть рисунок пояснит слова педагога, а рассказ сделает понятным содержание рисунка на доске.

Одним из приоритетных средств в работе с младшими школьниками является использование наглядности. Актуальность использования в обучении методов наглядности подчеркивали такие ученые, как Жан-Жак Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и некоторые другие ученые и исследователи.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1 Понятие методов обучения

Под методами обучения в дидактике принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передаёт, а учащийся усваивает знания, умения и вырабатывает навыки .

Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние подготовка учащихся к овладению определённой профессией, а также решение задач, социальной адаптации.

Методы обучения — упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания. Описание метода включает:

— Описание обучающей деятельности учителя;

— Описание учебной (познавательной) деятельности ученика;

— Связь между ними или способ управления познавательной деятельности, учащихся обучающей деятельностью учителя.

Система методов обучения математики состоит из:

А) общих методов обучения, разработанных дидактикой и адаптированных к обучению математике;

Б) частных (специальных) методов обучения математике, опережающих основные методы, используемые в математике.

Это обусловлено тем, что:

— цели обучения включают усвоение не только определённой совокупности научных фактов, используемых в самой науке ;

— методы научных исследований — методы приобретения новых знаний в науке;

— методы обучения — методы приобретения новых знаний в познавательной деятельности;

— специальные методы обучения, отражавшие методы самой математики, способствует формированию и развитию математического мышления учащихся,

В учебно — воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

2) развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);

3) воспитывающую (влияют на результаты воспитания);

4) побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

5) контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения).

При этом методы обучения, как правило, несут следующую функциональную нагрузку:

• вычленяют ведущие звенья системы взаимодействий на всех уровнях: «преподаватель — обучающийся», «обучающийся — обучающийся», «преподаватель — группа обучающихся» и т. п.;

• выступают в качестве средства организации познавательной деятельности обучающихся;

• определяют систему приемов деятельности преподавателя;

• формируют систему приемов учебной деятельности обучающихся;

• являются средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных обучающихся .

Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов.

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации.

Рассмотрим разнообразные классификации методов и выделим некоторые из них, оптимально подходящие для использования в педагогической практике и обеспечения эффективности познавательного процесса в системе образования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы