Курсовая с практикой на тему Дж.Б.Пиранези: художник и теоретик.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Дж.
Б. Пиранези – архитектор, археолог, коллекционер, художник. 6
1.1. Эпоха
Просвещения в Италии. 6
1.2.
Жизненный путь Дж. Б. Пиранези. 7
1.3. Этапы
творческого пути Пиранези (Образ Древнего Рима в изобразительном творчестве
Дж.Пиранези. 9
Глава 2. Дж.
Б. Пиранези и его теоретические воззрения. 14
2.1.
Особенности теоретических воззрений Дж. Б. Пиранези. 14
2.2. Дж. Б.
Пиранези и его трактат «Суждение об архитектуре (Величие архитектуры римлян)». 20
2.3. Влияние
творчества Пиранези на последующие эпохи. 24
Заключение. 30
Список
источников и литературы.. 33
Введение:
Джованни
Баттиста Пиранези – центральная фигура в истории римской ведуты. Его
многочисленные гравюры с видами Рима во многом сформировали существующий ныне
образ Вечного города.
Однако
сам художник коренным римлянином не был: он родился и прожил первые 20 лет
своей жизни в Венеции и затем дважды возвращался в родной город.
Влияние
венецианской традиции на раннее творчество художника, в том числе и на его
гравированные ведуты, было велико[1], что обуславливает
актуальность рассмотрения выбранной темы.
Целью
работы является анализ художественного творчества и теоретических взглядов Дж.
Б. Пиранези.
Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1.
Проанализировать эпоху Просвещения в Италии.
2.
Изучить жизненный путь Дж. Б. Пиранези.
3.
Исследовать этапы творческого пути Пиранези.
4.
Выявить особенности теоретических воззрений Дж. Б. Пиранези.
5.
Проанализировать тракта Дж. Б. Пиранези «Суждение об архитектуре».
6.
Оценить влияние творчества Пиранези на последующие эпохи.
Объектом
исследования является эпоха итальянского Просвещения. В качестве предмета
работы выступает художественное творчество и теоретические взгляды Дж. Б.
Пиранези.
Характеризуя
степень разработанности проблемы, можно отметить ее достаточность.
Художественное
изображение римской архитектуры — архитектурную графику Джованни Баттиста
Пиранези — рассматривают многие исследователи: С. А. Торопов (1939), Л. А.
Дьяков (1980), Н. И. Сорокина (2013), А. В. Ипполитов (2013).
Эту тему раскрывают авторы вступительных
статей каталогов выставок, организованных: Государственным Эрмитажем (1959,
2012), Государственныи музеем истории Санкт-Петербурга (2008), Государственным
музеем изобразительного искусства А. С. Пушкина (1972, 2015).
Многочисленные
альбомы гравюр, выпущенные немецким издательством TACHEN (2001, 2006, 2000),
что свидетельствует о постоянстве интереса людей к его графическому наследию и
искусству эстампа. Перечисленная группа авторов рассматривает графическое
наследие Дж.-Б. Пиранези с искусствоведческой, эстетической позиции.
Авторы
раскрывают исторические факты его биографии и разносторонне анализируют его
графику как феномен искусства эстампа.
Вторая
группа пошли иным путем — применив «формальный метод» изобразительного анализа
работ известных графиков, но не гравюр Дж. – Б. Пиранези.
Их
исследовательское внимание направлено на выявление трех граней структурной
организации «картинного пространства»:
а)
«плоскостная», где выделяется ее линейная геометрическая структура
(исследователи С. М. Даниэль, В. М. Машков, О. И. Кузнецов);
б) «объемная», где исследуется геометрическая
структура, объемнопространственная пластика формы на плоскости (В. А.
Мельников, Л. С. Нейфах);
в)
«система связи частей в единое целое», выявляется принцип объединения двух
слоев, структур картинного пространства, основа структурной связанности частей
(например, при помощи геометрической структуры, «силовых полей» — Л. Ф. Жегин;
осей и движения формы — В. А. Мельников; «структурных линий формата»,
активизирующих роль геометрического и композиционного центров, придающих
индивидуальность типовой схеме структурных линий формата — Е. А. Черная)[2].
При
написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения,
абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная
работа структурирована на введение, две главы, объединяющие шесть параграфов,
заключение, список источников и литературы. [1] Успенский В. М. Венецианские
влияния в видах Рима Дж. Б. Пиранези // Дом Бурганова. Пространство культуры. –
2012. — №1. – С. 141-148. [2] Черная Е. А. Перспектива в
архитектурной графике Джованни Батиста Пиранези (на примере двух офортов «Вид
пантеона» и «Вид Пьяцца Ротонда») // Дизайн и художественное творчество:
теория, методика и практика. – 2016. – С. 131-140.
Заключение:
Джованни-Батиста
Пиранези – венецианский архитектор XVIII в. известен тем, что создал
грандиозное собрание гравюр и офортов нескольких сюит: «Фантастические
композиции тюрем», «Виды Рима», «Римские древности», «О великолепии архитектуры
римлян», «Трофеи Октавиана Августа», «Древности Альбано и замка Гандольфо»,
«Капитолийские камни…», «Марсово поле античного Рима».
В
этих графических работах Пиранези изображает монументальные композиции-фантазии
на тему античного Рима.
На
гравюрах мастера предстает целая энциклопедия архитектурных образов и мотивов.
Джованни
Баттиста Пиранези является, пожалуй, самым известным создателем гравюр в XVIII
столетии. Его имя стало известным в первую очередь благодаря офортам,
изображающим памятники Древнего Рима. Эстампы Пиранези, придавшие руинам
романтический шарм, стали излюбленными сувенирами для посетителей Италии,
которые стремились постичь классическую культуру и получить передовое по тем
временам гуманитарное образование.
Сейчас
он знаменит не только благодаря тому, что изменил европейское представление о
Риме, но и благодаря серии его замысловатых изображений тюрем («Темницы»,
Carceri), которые оказали влияние на последующие поколения архитекторов
(например, на Джорджа Данса Младшего и Ральфа Нотта)2 , писателей и художников
от Сэмюэла Тэйлора Кольриджа, Эдгара Аллана По, Хорхе Луиса Борхеса и Франца
Кафки до сюрреалистов и Сергея Эйзенштейна
Своими
изображениями «фантастического архитектурного мира» Пиранези оказал и
продолжает оказывать сильнейшее влияние на поколения архитекторов и их
профессиональную деятельность.
В
последующие годы проектирование градостроительных архитектурных ансамблей в
крупнейших городах и столицах мира в той или иной степени учитывало и опиралось
на композиционные решения, изображенные в офортах Пиранези.
Графика
венецианского мастера дала мощный импульс развитию театральной сценической
декорации и превращению её в самостоятельное 270 произведение искусства и
главный смысловой элемент театрального действия (например, знаменитые
архитектурные декорации Пьетро Гонзага для театра графа Юсупова в усадьбе
Архангельское под Москвой).
Архитектурное
пространство, изображенное в офортах Пиранези, повлияло на архитектурные
проекты Клода-Никола Леду, Этьена Булле, Антонио СантЭлиа, Тони Гарнье, на
«Хрустальный дворец» Пэкстона и др. многочисленные проекты и постройки.
В
начале XX в. композиционно-пространственные идеи Пиранези находят свое
воплощение в архитектурных проектах и изображениях русских конструктивистов
(например, композиции Я.Чернихова из книг: «Конструкция архитектурных и
машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция»), а также в
многочисленных проектах на тему «Дворцов Советов» и «Дворцов Труда».
Обращение
к образам Пиранези в ответ на кризис модернизма (а затем и постмодернизма) было
в ХХ в. широким явлением. Оно находит продолжение и в современной архитектуре,
что во многом стимулирует интерес к исследованию формирования и развития
феномена архитектурного пиранезианства.
Этот интерес нашел выражение в том числе и в
целой серии выставочных проектов. Так, в 2007 г. в Смитсоновском музее дизайна
Купер-Хьюитт в Нью-Йорке прошла выставка «Piranesi as Designer», которая
завершалась демонстрацией интервью с такими звездами мировой архитектуры, как
Питер Айзенман, Роберт Стерн, Роберт Вентури, Майкл Грэйвз, Дэниэл Либескинд.
Едва ли не первым подобным проектом в нашей стране стала выставка «Пиранези и
пиранезианство», созданная нами совместно с Ю. Б. Демиденко в Музее истории
Санкт-Петербурга (2009). Она объединила офорты итальянского мастера с русской и
советской видовой и архитектурной графикой конца XVIII – второй половины ХХ вв.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Дж. Б. Пиранези – архитектор, археолог, коллекционер, художник 1.1.
Эпоха Просвещения в Италии На
новом витке развития европейской цивилизации в эпоху Просвещения некоторые лица
с отклонениями в развитии добиваются «гражданской реабилитации» — о них не
только продолжают заботиться, но и некоторых даже пытаются учить.
Переосмысление
во Франции гражданских прав и статуса людей с сенсорными нарушениями делает
возможным появление на свет в Париже первых государственных специальных школ
для глухонемых (1770), для слепых детей (1784).
Великая
Французская революция с ее Декларацией прав человека и гражданина инициировала
«революцию в психиатрии», вождями которой станут Филипп Пинель, Жан —
Этьен-Доминик Эскироль, Феликс Платтер, Жан Итар и др.
Появление университетов, развитие школьного
образования, книгопечатание способствовали развитию науки, повышению общекультурного
уровня западноевропейцев, повышению заинтересованности горожан в обучении
собственных детей, осознанию роли образования в жизни человека.
Под
влиянием идей гуманизма смягчается отношение и к инвалидам.
Указанные
характеристики эпохи Просвещения нашли свое отражение не только в творчестве
французов, но и представителей других национальностей большой Европы. В
частности, в рамках данной работы будет рассматриваться специфика творчества и
теоретических взглядов итальянца Пиранези.