Курсовая с практикой на тему Дымковская игрушка как средство развития изобразительной деятельности детей 4-5 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 6
1.1. Общая характеристика дымковской игрушки 6
1.2. Средства развития изобразительной деятельности детей 4-5 лет 7
1.3. Педагогическая ценность дымковской игрушки в развитии изобразительной деятельности детей 13
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ ПРИ РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 17
2.1. Диагностика уровня развития изобразительной деятельности детей средней группы МАДОУ 17
2.2. Формы работы с дымковской игрушкой в ДОУ 24
2.3. Динамика изменения уровня развития изобразительной деятельности детей 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Приложение 1. 42
Диагностический материал 42
Введение:
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены основные цели, одной из которых является развитие личности дошкольника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться.
Проблема познавательного интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы её функцию все видели в том, чтобы приблизить воспитанника к учению, приохотить так, чтобы учение для ребенка стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.
Противоречие определяется необходимостью развития изобразительной активности дошкольников и недостаточным применением возможности совершенствования данного феномена.
Актуальность исследования обусловлена тем, что познавательный интерес лежит в основе мотивации учебной деятельности дошкольника. Учебная деятельность отвечает потребностям дошкольника.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия, влияющие на развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования – выявить эффективные условия формирования изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста путем применения дымковской игрушки на занятиях изобразительного искусства.
Объектом исследования является процесс изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются условия использования дымковской игрушки для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если:
1. Создать благоприятный психологический климат для формирования изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
2. Разработать и внедрить комплекс занимательных заданий с использованием дымковской игрушки, способствующих формированию изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Использовать методы, направленные на формирование изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку таких его задач:
1. Дать общую характеристику дымковской игрушке;
2. Охарактеризовать средства развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть параметры педагогической ценности дымковской игрушки в развитии изобразительной деятельности детей;
4. Выявить уровни и показатели развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
5. Разработать и реализовать творческий проект «Мастерская дымковской игрушки»;
6. Проследить за динамикой изменения уровня развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
— теоретические: (анализ, сравнение, обобщение, классификация);
— эмпирические: (тестирование, анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). База исследования: ДОУ № 1 г. Перми, средняя группа.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий изобразительного искусства с детьми среднего дошкольного возраста в ДОУ, при изучении методики преподавания изобразительного искусства в ДОУ, при дальнейшей теоретической и практической разработке проблемы исследования.
Структура работы отвечает ее цели и задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования изобразительной деятельности дошкольников с использованием дымковской игрушки. Вторая глава содержит описание и результаты педагогического эксперимента, проведенного с целью выявления наиболее оптимальных условий для формирования изобразительной деятельности дошкольников с использованием дымковской игрушки. В заключении подведены итоги исследования. В приложениях размещен диагностический материал.
Заключение:
Обучение — основная форма развития познавательной активности. С одной стороны, во время учебного процесса учащиеся приобретают новые знания, которые расширяют их кругозор, и с другой — в процессе активной познавательной деятельности развиваются учебные возможности дошкольника, благодаря которым он может самостоятельно и творчески использовать не только запас знаний, но и искать новое, удовлетворять свои потребности в познании.
Большое значение для развития познавательной активности имеет развитие психических процессов — памяти, внимания, воображения. Именно эти процессы, по данным психологов, — основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей дошкольников.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности дошкольников – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности дошкольника в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
О явном проявлении познавательного интереса в учебном процессе говорит повышение активности старших дошкольников на занятиях образовательного искусства. Именно познавательный интерес, являясь устойчивым интегральным образованием личности ребенка, способствует формированию личности в целом. При этом активизируется развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала, нравственных отношений. Оптимальной формой развития изобразительных умений средних дошкольников является использование дымковской игрушки.
Такая форма организации учебно-воспитательного процесса повышает уровень изобразительных интересов дошкольников, меняет ценностные ориентиры, повышает успеваемость, ведет к творческому самовыражению как главной формы деятельности.
Изучение уровня развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста с помощью дымковской игрушки и вся опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 1 г. Пермь. Выборка составила 15 человек средней группы.
Исследование проводилось в несколько этапов. Констатирующий этап – выявление уровня сформированности развития изобразительной деятельности дошкольников. Формирующий этап – апробирование методики по формированию развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста с использованием дымковской игрушки. Контрольный этап – повторная диагностика уровня развития изобразительной деятельности дошкольников и анализ полученных результатов.
Полученные результаты дают нам возможность утверждать, что использование дымковской игрушки будет способствовать развитию развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Следовательно, можно утверждать о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1.1. Общая характеристика дымковской игрушки
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках [10].
Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки.
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России – «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия