Курсовая с практикой на тему Дыхательно-голосовые упражнения в работе с детьми с ТНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
I.Теоретические
аспекты исследования состояния голоса и речевого дыхания детей с тяжелыми
нарушениями речи. 6
1.1 Общая
характеристика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи 6
1.2
Характеристика особенностей развития голоса и речевого дыхания речи у детей с
тяжелыми нарушениями речи (алалией, дизартрией) 16
II.
Эмпирическое исследование особенностей состояния голоса и речевого дыхания
детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрией и алалией) 23
2.1
Организация и методы исследования. 23
2.2 Анализ и
обсуждение результатов. 28
Заключение. 38
Список
использованной литературы.. 39
Введение:
Речевая
деятельность является весьма значимым компонентом психической деятельности
ребенка. Она является основным средством коммуникации, на основе речевой
деятельности происходит развитие мыслительной деятельности и всех психических
компонентов.
В
данном аспекте имеют значения все компоненты речи ребенка: звукопроизношение,
лексико-грамматические параметры, объем словарного запаса и, несомненно,
просодические характеристики речи, в том числе голос и интонация.
Основная
ошибка родителей зачастую заключается в том, что в развитии речи своего ребенка
большинство из них делают акцент на развитии в первую очередь правильного
звукопроизношения, меньшая часть обращает внимание на развитие лексических и
грамматических компонентов речи, и очень малая доля родителей задумывается о
формировании и развитии интонационной стороны речи и умения управлять своим
голосом и развитии его характеристик.
Недоразвитие
интонационной составляющей, речевого дыхания и голоса оказывает влияние на
четкость дикции и, соответственно, на понимание речи ребенка окружающими
людьми. Невладение повествовательной, восклицательной, вопросительной
интонациями, неумение дифференцировать и демонстрировать определенные
эмоциональные нюансы посредство тембральных характеристик и др. снижает
ценность и эффективность речевой деятельности как основного средства общения.
В
данной связи особое значение обретают исследования особенностей просодического
компонента речи, речевого дыхания и особенностей развития голоса детей, у
которых диагностировано то или иное нарушение речи.
Многие исследователи отмечают, что у детей, у которых
диагностировано то или иное нарушение организации речевой деятельности,
отмечается и определенные нарушения интонационной организации речи, а также
фонационного оформления высказываний. Это является проблемой для исследования,
так как речь у данной категории детей и так не выполняет роли полноценного
средства общения, а нарушения просодического компонента только усугубляют
данный феномен.
Это является источником актуальности изучения особенностей
состояния голоса и речевого дыхания при различных речевых патологиях, т.к.
данное направление должно стать полноправным направлением
коррекционно-логопедической деятельности по преодолению речевых недостатков в
условиях разнообразных речевых нарушений.
Проблема изучения просодической организации речи является
предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И.
Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н.
Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф.
Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В.
Серебрякова, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.)
Объект
исследования: старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (дизартрией и алалией).
Предмет
исследования: специфика развития голоса и просодического компонента у старших
дошкольников с алалией, дизартрией.
Цель
исследования: изучить особенности состояния голоса и просодического компоненты
речи детей старшего дошкольного возраста с алалией, дизартрией.
Задачи
исследования:
1)
Рассмотреть особенности и признаки таких речевых патологий, как алалия,
дизартрия;
2)
Проанализировать особенности формирования голоса и просодического компонента в
структуре алалии, дизартрии;
4)
Провести эмпирическое исследование особенностей состояния голоса и просодического
компонента детей старшего дошкольного возраста с алалией, дизартрией.
Гипотеза:
можно предположить, что нарушения просодической стороны речи, а именно
функционирования голоса и речевого дыхания, присутствуют в той или иной степени
в структуре таких речевых дефектов, как алалия, дизартрия.
Методы
исследования:
1)
Теоретические: анализ научных, методических и периодических изданий по теме
исследования;
2)
Практические: методики Е.Ф. Архиповой: «Методика восприятия интонации», «Методика
воспроизведения интонации», «Обследование модуляций голоса по высоте»,
«Обследование модуляций голоса по силе», «Методика воспроизведения тембра
голоса», количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость:
результаты исследования могут быть использованы логопедами для лучшего
понимания структуры определенных речевых дефектов и разработки соответствующих
методик работы.
Заключение:
В первой главе данной работы было проведен
теоретический анализ представлений исследователей и ученых в отношении
значимости интонационных и голосовых характеристик в организации и оформлении
речевого высказывания, а также в речевой деятельности как средств общения.
Следует отметить, что помимо различных
нарушений, которые традиционно рассматриваются в структуре речевых патологий, а
именно нарушения звукопроизношения, лексико-грамматических особенностей речи,
понимания слов, особенностей словарного запаса и употребления разнообразных
частей речи, практически во всех состояниях речевых патологий наблюдаются и
нарушения просодических компонентов.
В структуре одних речевых нарушений эти
особенности хорошо изучены, например, в структуре заикания, дизартрии, так как
их проявления здесь являются очень яркими. В структуре других речевых патологий
данному компоненту не уделялось достаточного внимания со стороны исследований, как,
например, в структуре алалии.
Во второй главе мы рассмотрели особенности
состояния голоса и интонационного компонента у детей старшего дошкольного
возраста с алалией, дизартрией.
Были исследованы различные компоненты
просодической стороны речи, а именно, способность воспринимать и воспроизводить
интонацию, различать и выделять логическое ударение в предложениях, различать и
воспроизводить тембровые особенности голоса.
Было установлено, что эти компоненты
страдают у всех категорий детей с нарушениями речи, что требует акцентирования
внимания специалистов на данном аспекте и разработки целенаправленных методик
логопедической работы по коррекции данной стороны речевой деятельности.
Фрагмент текста работы:
I.Теоретические аспекты исследования
состояния голоса и речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи
1.1
Общая характеристика речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи В качестве тяжелых нарушений речи могут
быть выделены алалия, дизартрия, ринолалия, афазия и др., однако в данном
исследовании остановимся более подробно на алалии и дизартрии.
Алалия – это речевое нарушение у детей,
основанное на различных патологиях и недостаточности развития речевых центров
коры головного мозга. Помимо определения «алалия», для обозначения данной
речевой патологии в научных исследованиях (особенно в зарубежных) применяется и
большое количество иных разнообразных определений: «врожденная афазия»,
«онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого
развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка»,
«слухонемота» и т. д. [9]
В настоящее время разработаны существуют
различные классификации алалии, так как она довольно разнообразна по своим механизмам,
симптомам и уровню выраженности языковых недостатков.
А. Либманн в 1925 году обозначил такие виды
алалии, как моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную
слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием [1].
Б.Ф. Соботович в 1985 году, рассматриваю
патологию с опорой на психолингвистический состав и механизмы речевой
деятельности, дифференцирует следующие виды алалии: с преобладающими нарушениями
овладения парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной
алалии, с точки зрения Е.Ф. Соботович, диагностируется недостаточность освоения
знаковой формой языка (нормами сочетания и применения символов в ходе порождения
речи) [1].
Р.Е. Левина в 1951 году описала психологическую
классификацию нарушения [3]. Ей было дифференцировано несколько групп детей:
— с недостатками слухового (фонематического)
восприятия;
— с недостатками зрительного (предметного)
восприятия;
— с нарушением психической активности.
Акцент стоит сделать на том, что Р.Е.
Левина выделила основной признак алалии, который позволяет дифференцировать ее
от остальных патологий речевого развития. При обследовании группы школьников, у
которых не было выявлено нарушений слуха и установлена достаточная степень
интеллектуального развития, нормально развитый речевой аппарат, но одновременно
у них диагностировалась невосприимчивость к человеческим звукам, нарушена
дифференциация звуков [10].
В.К. Орфинская в 1963 году создала лингвистическую
типологию. Ей было обозначено десять форм алалии по преобладающему виду
патологии языковых систем с первичным или вторичным нарушением:
— 4 формы моторной,