Курсовая с практикой на тему Двойничество в творчестве Ф.М. Достоевского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА ДВОЙНИЧЕСТВО В ПРОИЗВЕДНИЯХ Ф. ДОСТОЕВСКОГО 6
2 ГЛАВА ПРОЯВЛЕНИЕ ДВОЙНИЧЕСТВА В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Тема двойничества в русской литературе интересовала (и продолжает интересовать) литературоведов: многие писатели создают «двойника» (а иногда даже сразу нескольких) главного героя и заставляют их взаимодействовать. Двойники могут выполнять в произведении несколько функций, в зависимости от замысла автора, но давайте пока выделим их две основные роли.
Чтобы показать главного героя выше, а его мысли чище, писатель может добавить персонажа, который «повторяет» его, однако делает это на более низком, примитивном уровне. Еще один вид двойника – двойник как продолжение личности героя. Такие «двойники» серьезнее, они в редких случаях скатываются в пародию, однако зачастую не так сложны, как главный герой, потому что «берут» от него какую-то одну идею/сторону — и показывают, как ее можно развить, куда она может привести.
Каждая эпоха модифицировала, обогащала художественный образ двойника современными ей мировоззренческими концепциями, выводя на страницы художественных произведений качественно новый тип двойника. Одно можно утверждать точно: двойничество, преодолев древние формы, ушло в подсознательную область психики современного западного человека. То есть двойничество, в первую очередь, представляет собой архетип западной культуры, исходящий из дуалистического сознания (в язычестве — это животность и человечность, в христианстве — божественное и дьявольское).
В творчестве российских классиков реализма двойник трактуется как аномалия, болезнь (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский), в связи с чем он выполняет иную функцию в сравнении с западной, в частности романтической, альтернативной трактовкой данного феномена как необходимого атрибута творческого процесса. Подобное понимание и эстетизация двойничества-сумасшествия для российской культуры исконно чуждо. В западном психоанализе «двойник — это своего рода нарциссическая проекция субъекта, препятствующая формированию отношений с лицами противоположного пола». В литературе двойник также рождается из нарциссической проекции, только уже в основном не самого человека, а части сознания в образе творческого «Я» героя, как это было с романтиками, или персонифицированных тайных желаний у реалистов и модернистов.
Истоки феномена двойничества нужно выводить из античного дуалистского взгляда на человека, то есть восприятия его как психобиологического существа (Аристотель), сочетающего в себе разумное (признак человека) и внесознательное (животное) начало. Примечательно, что уже Аристотель увидел сходство качеств животного и человека, считая, что нет «ничего неразумного в утверждении, что у человека и у животного некоторые свойства совпадают, некоторые близки друг другу и, наконец, некоторые аналогичны». То есть, слияние бессознательного, животного с сознательным, человеческим началом и порождает двойственное состояние личности, когда животность соединяется с человечностью (в мифологическом сознании результатом этого чудовищного соединения можно считать получеловека, полуживотное Минотавра). Следует отметить, что подобный взгляд на человека Аристотель перенял у Платона. Согласно его учению, человек трактуется двусущностно:
1) человек как предмет чувственного восприятия (т.е. тело);
2) человек как умозрительный первообраз человека в бестелесном мире «идей» («идея» человека, то есть душа). В свою очередь душа также двоится на низшую, направленную на познание чувственных предметов, и разумную части, познающую истинно сущие «виды», или идеи
Подобные мотивы также можно проследить в романе Достоевского «Идиот» — произведения, над которым писатель трудился в Швейцарии и Италии, и которое было опубликовано в 1868 г. Прошло два года после написания «Преступления и наказания», но писатель по-прежнему пытается изобразить своего современника в его «широкости», в крайних, необычных жизненных ситуациях и состояниях. Только образ амбициозного преступника, пришедшего в конце концов к Богу, уступает здесь место человеку-идеалу, уже несущему в себе Бога, но гибнущему (по крайней мере, как полноценная личность) в мире алчности и неверия.
Если Раскольников мыслит себя «человекобогом», то главный герой нового романа Лев Мышкин, по замыслу писателя, близок идеалу воплощения божественного в человеке. «Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете и особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто брался за изображение прекрасного человека, всегда пасовал. Потому что задача — безмерная… На свете есть только одно положительно прекрасное лицо — Христос».
Целью данной работы является изучение мотивов двойничества в творчестве Ф.М. Достоевского.
Задачи работы:
• Раскрыть сущность феномена двойничества в художественной литературе,
• Рассмотреть специфику использования мотива двойничества в произведениях Ф.М. Достоевского,
• Проанализировать особенности проявления двойничества в романе Достоевского «Идиот».
Объектом исследования в данной работе выступает творчество Ф.М. Достоевского.
Предмет исследования – феномен двойничества в произведениях Ф.М. Достоевского.
В структуру данной работы входит: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В самом широком смысле понятие «двойничество» используется во многих областях науки и искусства, в частности: в языкознании, физике, психиатрии, в культурологии и в литературоведении. Каждая наука использует его в особом, только ей характерном значении.
Двойничество в литературе следует рассматривать с двух основных позиций: онтологической и аксиологической, — чтобы увидеть это явление сквозь призму бытийных отношений и как специфику восприятия действительности, а также с точки зрения религиозно-нравственных ценностей, свойственной той или иной эпохе, что в целом составляет парадигму художественного сознания. Под двойником мы понимаем проекцию части сознания или подсознания художественного прототипа, функционирующую в качестве самостоятельного персонажа произведения. Двойник может символизировать смерть, бесконечную жизнь, совесть героя, болезнь (психическое расстройство) и многое другое. Право называться двойниками получают только те персонажи, которые имеют какую-то общность: происхождение, имя, внешность — всё, формально указывающее на их «родство».
Если рассматривать литературный процесс начиная с романтизма и заканчивая постмодернизмом, то можно сделать вывод о существовании двух основных видов двойничества в рамках литературы, которые следует обозначить как внутренний и внешний двойники. Внутренний двойник — атрибут сознания, внешний — способ отношение к миру (двоемирие). В зависимости от авторской концепции внутренний двойник может быть представлен в произведении как положительное либо отрицательное явление. Иллюстрацией этому может служить сопоставление трактовок двойника у Ф.М. Достоевского и немецких романтиков.
Двойников в русской литературе, выделяемых по принципу сходства их мировоззрений, мы в большом количестве можем встретить в творчестве Ф.М. Достоевского. Это так называемые идейные «двойники», или пародирующие «двойники» (Раскольников и Свидригайлов с Лужиным; Иван Карамазов и Смердяков), существующие в рамках характерного для творчества Ф.М. Достоевского «диалога сознаний». Русский писатель в наибольшей степени воплотил в своем творчестве христианский взгляд на двойничество, соотносимый с учениями христианских богословов о структуре души, согласно которым двойственное состояние личности возникает, когда внутри самой души идет борьба помыслов, желаний, страстей, которая настолько сильна, что может отделить душу от Бога и умертвить ее (апостол Павел, Григорий Богослов, Григорий Палама). Выделяя разумную часть души, апостол Павел называет ее «законом ума», возводящим христианина на Фавор, то есть к высшему свету, совершенствованию по примеру Христа.
Однако сам факт сопоставления взглядов на жизнь героев не даёт основания считать их двойниками, поскольку двойник — это осколок некогда цельного сознания, противоречивого во многом, но единого, а не маркер сходства или различия разных сознаний.
Философии двойников — это пазлы одной картины, на что указывают формальные, внешние атрибуты сходства. В этой связи Иван Карамазов и Чёрт — двойники, поскольку последний представляет собой не что иное, как персонифицированный осколок сознания прототипа, выведенный автором в ранг отдельного персонажа для более яркой демонстрации противоречивости мировосприятия героя, отвечающей центральной идее произведения: «Двойничество рождает столкновение двух “я”, объединённых и направленных общей идеей романа».
Мотив внешнего двойника (двоемирие) как следствия раздробленности индивидуального сознания (возникновения внутреннего двойника) появляется не у всех авторов, вводящих в свой текст двойников. Введение в произведение внешнего двойничества всегда маркирует эстетическую установку автора на неприятие современной ему действительности. В этом случае двойничество выступает как формально-композиционное средство при реализации художественной концепции автора.
Фрагмент текста работы:
1 ГЛАВА ДВОЙНИЧЕСТВО В ПРОИЗВЕДНИЯХ Ф. ДОСТОЕВСКОГО
М.М. Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского» достаточно подробно говорит о «развенчивающем двойнике», который появляется путем карнавального пародирования. «Развенчивающий двойник», по мнению М. Бахтина, принадлежит «миру наизнанку» и являются частью «карнавализованной литературы» : «Особенно ярко это выражено у Достоевского, – почти каждый из ведущих героев его романов имеет по несколько двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников, для Ставрогина – Петр Верховенский, Шатов, Кириллов, для Ивана Карамазова – Смердяков, черт, Ракитин. В каждом из них (то есть двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над самим собой)». Все последующие рассуждения разных авторов о персонажах-двойниках так или иначе восходят к этому бахтинскому положению.
Куприянова Е.С. в книге «Двойничество и поэтика удвоения» предлагает определение двойничества: «Двойничество в широком смысле – это языковая структура, в которой образ человека корректируется одним из исторических вариантов бинарной модели мира». Внутри художественной структуры двойничества литература осваивает социальную действительность, сопрягая ее с воистину изначальными и вечными формами освоения мира человеческим сознанием, с оппозицией «жизнь – смерть» . Неслучайно все сюжеты, где фигурируют двойники, связаны с темой смерти.
К приему раздвоения Достоевский активно обращается на протяжении всего своего творчества. В его произведениях читатель встречает большое разнообразие двойников. Присутствуют здесь фантомы, появляющиеся в галлюцинациях героев, или возникающие в результате психической болезни; а также двойники, которые не являюсь призраками . Раздвоение героя может не порождать двойников, а проявляться лишь во внутренних поисках героя. Однако все двойники исполняют одну и ту же функцию: являются важным фактором, сопровождающим развитие самосознания героя.
Двойник – это не только литературный прием, но специфическая художественная область для философских рассуждений. Мотив двойничества или раздвоенности связан с проблемой поисков личностью собственной идентичности, с душевными муками обретения самосознания. Посему можно утверждать, что мотив двойничества по своей природе оказывается естественным для диалектической художественной системы Ф. М. Достоевского.
Творчество Федора Достоевского вырастало из романтической традиции, молодой писатель многое наследует у своих предшественников и черпает в них вдохновение, и вместе с тем привносит в литературу совершенно новаторские элементы, образы и идеи, аутентичные для него. Двойник в его произведениях был фигурой, интригующей читательское внимание, загадочной, иногда содержащей элемент демонический; нередко был связан с психической болезнью . Однако писатель, согласно требованиям своего времени, отклонил фантастичность и функцию двойника как «моста» между реальным и нереальным и наделил двойника реалистическим обоснованием. Персонаж «брата-близнеца» появляется в литературном труде Достоевского многократно, стоит отметить, что в каждом из его самых признанных произведений содержится проблема двойничества .
В литературном наследии Достоевского читатель встречает большое разнообразие двойников. Присутствуют здесь фантомы, появляющиеся в галлюцинациях героев или в результате психической болезни, к примеру, Голядкин-младший, бес – привидение Ставрогина, двойник, мучающий Версилова, черт Ивана Карамазова; а также двойники, которые не являются призраками: Лужин и Свидригайлов у Раскольникова; Петр Верховенский, Шатов, Кириллов у Ставрогина; Рогожин у Мышкина; Смердяков у Ивана Карамазова.
Персонаж, представляющий собой идеальную копию внешнего вида своего прародителя, появляется лишь один раз, остальные отражают и повторяют в искаженном смысле некоторые мысли и идеи героев . Однако все они исполняют одну и ту же функцию: являются важным фактором, сопровождающим развитие самосознания героя.
Мотив раздвоения впервые появляется в творчестве Достоевского в повести «Двойник». Несмотря на то, что некоторые достоевсковеды доказывают принадлежность данного произведения к романтическому ряду, сложно с этим мнением согласиться . Фактически здесь можно говорить о жанре романа ужасов и романтических идеях в качестве источников, однако в произведении не происходит соединение реального мира со сверхъестественным, а использованные фантастические события имеют реалистическое обоснование и происходят в сознании главного героя. Как замечает Михаил Бахтин: «все действующие лица, кроме Голядкина и его двойника, не принимают никакого реального участия в интриге, которая всецело развёртывается в пределах самосознания Голядкина, они подают лишь сырой материал, как бы подбрасывают топливо, необходимое для напряжённой работы этого самосознания» .