Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Двигательные проявления эмоционального отношения к информации при работе на компьютере

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Теоритические основы эмоций 6

1.1.Эмоции в формировании характера и его дефектов. 6

2.2.Факторы риска при работе на компьютере 18

2.3 Компьютерный зрительный синдром 22

Кто подвержен компьютерному зрительному синдрому 22

2.5 Психологическое здоровье личности 26

Приложение 1 38

  

Введение:

 

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные процессы, которые делают его более насыщенным и многообразным. Особую роль в психике, ее проявлении, развитии и совершенствовании играют психические состояния и психические образования, являющиеся совершенно самостоятельными психологическими феноменами со своими функциями. Психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определенную активность. «Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени. Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями. Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру. Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Психология изучает особый мир явлений, находящийся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. К таким явлениям относятся и психические состояния. Эмоции относятся к группе психических состояний. Они играют большую роль в жизни человека.

В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум направляют поведение человека. Эмоции и разум иногда воздействуют 4 согласованно, в одном направлении, а иногда – порознь. Эмоции могут быть союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой. Влияние эмоций на результаты деятельности человека вызывает необходимость управления ими, использования их позитивных функций и преодоления негативных.

Актуальность исследования проблемы эмоций и чувств как психических явлений заключается в том, любое событие в жизни человека окрашено теми или иными эмоциями. Вспоминая свою прошедшую жизнь, мы прежде всего вспоминаем эмоции, которые мы испытывали в тот или иной момент жизни, а уже затем припоминаем последовательность событий, действия и так далее.

Объект исследования – особенности эмоций и чувств.

Предмет исследования – проявление эмоций и чувств как психических явлений. Цель исследования – изучить эмоции и чувства как психические явления. Задачи исследования: – изучить основные теоретические концепции эмоций; – дать определение эмоций и чувств в психологии; – определить физиологические основы эмоций и чувств; – проанализировать классификации эмоций и чувств; – выявить взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности; – рассмотреть особенности развития эмоций и чувств. Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных специалистов в области исследования эмоций и чувств.

Базовыми концептуальными основаниями исследования послужили: концепции И. Ф. Гербарта, В. Вундта, концепция происхождения эмоций Ч.Дарвина, теория эмоции Джемса-Ланге, теория эмоций У. Кэннона, активационная теория Линдсея-Хебба, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

«Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Личность — научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.[3]

Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в более позднее время. Для психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий и научных категорий, наполненных конкретным содержанием, данное определение является слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше попять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным перидом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофи-рованы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Следует отметить, что вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена. Лишь в первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма. Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека. В курсовой работе были решены следующие задачи: – изучены основные теоретические концепции эмоций; – дано определение эмоций и чувств в психологии; – определены физиологические основы эмоций и чувств; – проанализированы классификации эмоций и чувств; – выявлена взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности; – рассмотрены особенности развития эмоций и чувств. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теорияхэмоций обычно сосуществуют. Так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Они выполняют следующие функции: сигнальную, оценочную, регулирующую, мобилизующую. При сильных эмоциях, особенно в критических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция. В любой жизненной ситуации именно эмоции, чувства и разум движут нами. Эмоции и разум иногда воздействуют на нас согласованно, в одном 36 направлении, а иногда – порознь. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой. Отрицательные эмоции могут оказать разрушающее воздействие на наше здоровье, снизить защитные свойства организма. Важно поэтому не допустить, чтобы они оказывали такое воздействие, эмоциями нужно управлять. Эмоции характеризуются модальностью, знаком, они бывают стеническими и астеническими, характеризуются силой, продолжительностью и осознанностью. Основные формы выражения эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. Значимость внешних воздействий анализируется корой или другими мозговыми структурами, обеспечивает адекватность эмоциональных реакций. У человека эмоции формируются и проявляются в условиях социализации и воспитания. Работа над эмоциями должна вестись в двух направлениях. Во-первых, в направлении формирования высших положительных моральных, познавательных и эстетических чувств и вытеснения ими отрицательных. Вовторых, это формирование умения владеть своими эмоциями. Таким образом, своеобразие эмоциональной сферы человека во многом определяет специфику его поведения, деятельности, общения, отношения к жизни и эмоционального самочувствия, любой человек должен формировать чувства, необходимые для его жизнедеятельности, вырабатывать в себе умение регулировать свои эмоциональные состояния, справляться с аффектами, контролировать свое поведение

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоритические основы эмоций

1.1.Эмоции в формировании характера и его дефектов.

Эмоциональные реакции проходят, но оставляют след в форме их условно-рефлекторной временной связи с ситуацией, в которой они возникли. Неоднократное повторение реакций упрочивает этот след как склонность к выявлению определенного вида эмоций. Повторная эмоциональная реакция страха создает пугливость и робость как компонент характера. Повторный гнев ведет к образованию таких черт характера, как гневливость, раздражительность, которые при слабости нервной системы и беспрепятственном удовлетворении желаний создают нередко более сложную черту характера – капризность. Гневливость и капризность в известных условиях, например, ожидания опасности, раздражающей обстановки, неудовлетворенных претензий, вызывая острые аффекты или длительные аффективные напряжения, могут приводить к неврозу.

С особенностями характера тесно связан вопрос о причинах возникновения эмоций и их болезненных проявлений у человека. Если у животных эмоциональная реакция определяется биологическим значением воздействующего фактора и жизненным опытом через механизм корково-подкорковой и вегетативно-эндокринной системы, то у человека при том же механизме в структуре эмоций решающая роль принадлежит особенностям психики, личности, сформированным определенными социально-историческими условиями, воспитанием черт характера и отношений. Эти собственно человеческие черты коренным образом преобразуют эмоции, свойственные животным, и определяют возникновение новых одному человеку присущих эмоций, связанных с идеологией, моралью, эстетическими потребностями, общественной жизнью, трудом.

В эмоциональных проявлениях выделяется совокупность четырех ведущих компонентов: гормонального, вегетативного, поведенческого и психологического. Гормональными реакциями стимулируется изменение в обмене веществ согласно воздействию и нагрузке, способствующее процессам поддержания глюкозы крови, что усиливает ее потребление мозгом. Вегетативным ответом облегчается поведение, обеспечивающее рост притока крови и метаболизм. Поведение является следствие изменений мышечной активности, направленным на то, чтобы согласовать внутренние переживания и внешнюю ситуацию. В содержание психологического компонента входит большой спектр переживаний субъекта, разнообразных и интенсивных в зависимости от типа его личности.

Особенности характера и связанных с ними эмоциональных отношений могут становиться источником патологических эмоций. Так, робость, как черта характера даже при мало опасных или некоторых вовсе неопасных обстоятельствах, может существенно влиять на возникновение состояния патологии, тревоги и страха. У требовательного или нетребовательного человека неудовлетворение их желаний также вызывает разную реакцию, у одного – гнев и настойчивость, у другого – уступчивость, подчинение. Гнев может повлечь болезненное состояние перевозбуждения; но и робкая уступчивость имеет пределы, за которыми возникает болезненная реакция нервной системы.

Человек морально чувствительный будет страдать от нарушения окружающими или им самим моральных требований. У активного это выразится гневным протестом, тем более сильным, чем сильней нервная система, прочней моральная требовательность и чем трудней условия. У нервно-психически слабого это проявится в мучительных переживаниях, которые могут привести к неврозу или к состоянию реактивной депрессии. Эмоции и их особенности могут играть решающую роль в возникновении психогенных как психических, так и соматических нарушений.[2]

Представления об эмоциях у человека как о выражении темперамента, о роли в характере эмоций вегетативной и эндокринной систем в их динамике остаются безжизненными, если не входят в систему взглядов о значении для эмоции общественного опыта человека, который не только организует новый, так называемый высший (моральный, эстетический) тип эмоций, но регулирует все стороны эмоциональной жизни человека. Обстоятельства жизни человека могут обострять и подавлять эмоции, заставляют его сдерживать проявление эмоций при величайшем их напряжении или допускают безудержное проявление их даже при их незначительной степени. Эти обстоятельства перестраивают форму и содержательную сторону эмоций.

Изучение движений при работе с компьютером является современным этапом общего направления в науке о движении. Анализ исторического материала проблем движения и результатов последних лет приведен в работе Н.Н. Гордеевой (5). Рассмотрение значимости проблемы движения выполнено ученицей школы № 80 Татьяной Серовой ранее в работах, представленных на программу «Открытие» в 2003 – 2004 годах (6).

Тремор является основой микродвижений человека. Он образуется из-за колебательных движений мышц конечностей. Он играет важную роль в комплексе адаптационно-приспособительных процессов организма, указывает на характер энергетических процессов и их регуляции, служит показателем работоспособности и утомления человека. По характеру тремора можно судить о состоянии нервной системы организма человека. Основные характеристики тремора – это частота, с которой он происходит и амплитуда (размах) колебательного движения. Они зависят от ряда особенностей человека: различных уровней его нервно-психической организации. Так как тремор проявляется при рассогласовании различных систем регуляции, то чем выше величина рассогласования, тем выше тремор. Тремор можно разделить на нормальный и патологический. Нормальный тремор, наблюдающийся у здоровых людей, делят на два типа: статический и динамический. Описание видов тремора и его параметров было сделано ранее (6). Для характеристики статического тремора существуют ряд индексов, отражающих степень координированности психомоторной сферы, или, иначе говоря, «продуктивности» тремора.

Эмоционально поведение при выходе может быть двух типов: поведение избегания — уход из ситуации в той или иной форме или внутреннее изменение (мотивации дискомфортное состояние требует выхода из ситуации., установок, ассоциативных связей), в результате которого изменяется и становится приемлемой субъективная ситуация.

Психорегуляция в субъективно негативной ситуации требует дополнительных усилий и ресурсов, которые забираются от осуществляемой в данной ситуации деятельности — учебной, познавательной, трудовой и т. д.

В результате продуктивность деятельности значительно снижается, вплоть до полной ее дезорганизации. Так, в процессе компьютеризированного обучения у людей, впервые столкнувшихся с ЭВМ, возникающая тревога, во многом связанная с новизной и неосвоенностью предлагаемого средства обучения, препятствует усвоению знаний, а включение защитных механизмов психики приводит к формированию мотивации отвержения не только самого учебного процесса, но и всего предметного содержания. Происходит изменение объекта познания, компьютер из средства познавательной деятельности превращается в ее объект. Однако учебный процесс часто не предусматривает полной ориентировки в данной области и времени на овладение необходимыми навыками, в результате главной становится «деятельность переживания» [1], деятельность познания текущей ситуации (т. е. попытка ориентировки в ситуации, пущенная на самотек), познания собственного негативного состояния, поиск средств и путей выхода из растрирующей ситуации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы