Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Двигательное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1 Этиология, патогенез и характеристика проявления нарушения зрения у детей дошкольного возраста 6
1.2 Характеристика психологического и физического развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения 13
Вывод по первой главе: 15
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
2.1 Средства и методы содействия двигательному развитию детей дошкольного возраста с нарушением зрения 17
2.2 Конспекты занятий по двигательному развитию детей дошкольного возраста с нарушением зрения 24
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

 

  

Введение:

 

Актуальность. В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией зрения. Наиболее острой проблемой является медикопсихолого-педагогическая коррекция нарушений зрения у детей.
Повышению ее эффективности способствует ранняя диагностика заболеваний органа зрения. Необходимость ранней диагностики нарушений зрения обусловлена тем, что сензитивный период развития зрительной системы человека непродолжителен и ограничивается первым полугодием жизни ребенка. Сенсорная депривация зрительной системы в этот период может иметь тяжелые последствия и определять дальнейшее психическое и двигательное развитие ребенка.
Полное нарушения функций зрительного анализатора представляет для незрячих детей барьер в процессе познания окружающего мира, который не позволяет им полноценно и гармонично развиваться. Процесс специально физического обучения представляет собой систему различных направлений, обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной действительности, моторики пальцев и кистей рук, общей моторики. Происходит это потому, что дети с частичной потери зрения полагаются только на визуальную ориентировку. Отсутствие или резкое снижение зрения дети не могут подражать окружающим, чтобы овладеть различными предметно – практическими действиями.
Из – за малой активной деятельности мышц детей с нарушением зрения движения у них оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности, моторики рук, и общей моторики отрицательно сказывается на формирование предметно – практической деятельности детей, на их интеллектуальном и физическом развитии.
Вопросом о необходимости коррекционной работы с детьми с нарушением зрения занимались офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагогики такие как: Земцова М.И.Б, Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., Плаксина Л.И., Григорьева Л.П. и др.
Дети с нарушениями зрения с трудом овладевают движениями, у них отмечается отставание в физическом развитии, нарушения осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. Дети с нарушением зрения характеризуются также меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие.
Движение составляет основу любой детской деятельности. «Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями». Движение для детей – это лекарство, которое помогает развитию и становлению жизненно важных систем организма.
Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития, до 62% детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии, к старшему возрасту до 70% .
Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Частота случаев нарушений составляет 60–65% и зависит от характера зрительной патологии.
В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, фрагментарность, пропуск деталей техники движений, повторения упражнения с ошибкой, появление пауз при выполнении различных заданий, несформированность пространственных представлений, затрудненно само восприятие движений, быстрая утомляемость и вследствие этого потеря интереса к выполняемым заданиям.
Таким образом, можно говорить о необходимости целенаправленного обучения детей с нарушением зрения способам установления зрительно-двигательных взаимосвязей (выполнение движений под контролем зрения), также углубленно заниматься развитием зрительных функций через активную двигательную деятельность на занятиях физической культурой.
Объект исследования: процесс двигательного развития у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: средства и методы содействия двигательному развитию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования: изучение средств и методов содействия двигательному развитию детей с нарушением зрения.
Задачи:
1. Изучить особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения.
2. Проанализировать теоретические основы двигательного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как сохранить остаточное зрение.
Были изучены особенности психического и физического развития детей с нарушением зрения.
Проанализированы теоретические основы двигательного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Г.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же приводим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилактическую направленность и позволяющие учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение урока; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.
Широкие возможности для управления зрительно-двигательно-пространственная ориентировка ребенка представляют игры, эстафеты, соревнования, преодоления полосы препятствий. В связи с этим, необходимо было позаботиться об оформлении той среды, которую ребенок не мог бы использовать (исследовать) без способов зрительно-двигательно-пространственная ориентировка . Условия проведения физкультурных занятий — это, прежде всего, подготовленное пространство.
Вместе с тем существующие подходы к организации физического воспитания детей свидетельствуют, что приоритетное направление работы (физическое воспитание) в организации жизнедеятельности детей должно содержать задачи социальной адаптации, в процессе которой ребенок учится понимать и преодолевать трудности, использовать свои потенциальные возможности в различных видах деятельности.
Выполнение коррекционных упражнений в различных видах детской деятельности. Упражнения зрительно-двигательно-пространственная ориентировка формируют адекватное восприятие окружающего. Они запускают процесс измерения и оценки свойств объектов в трехмерном пространстве. Благодаря чему у ребенка складываются представления о том, какие признаки проекции зрительно-двигательных ситуаций на сетчатке служат показателями тех или иных пространственных отношений. Эти «входные сигналы для зрительной системы» заставляют ее вести правильный поиск.
Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений, которые им вызваны, компенсации особая роль принадлежит физическому воспитанию .
Знание особенностей зрения каждого ребенка позволило подобрать такие методы и приемы, создать соответствующие условия, подобрать правильное оборудование и тем самым помочь решению задач по развитию зрительно-двигательно-пространственному ориентирования, умению детей правильно оценивать пространственные отношения.
Мы установили, что эффективность данной работы зависит от соблюдения ряда условий: создание комфорта для зрительных функций, правильное построение комплекса с учетом особенностей детей с нарушением зрения, индивидуально- дифференцированный подход, создание у детей эмоционально — положительного отношения к упражнениям ( игровые и сюжетные моменты), учет состояния здоровья детей .

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

1.1 Этиология, патогенез и характеристика проявления нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Основой отличительных особенностей антропометрических данных каждого ребенка являются его рост и развитие.
Среди этиологических факторов, которые приводят к патологии зрительной системы, выделяются врожденные и приобретенные факторы. Врожденные, в том числе наследственные, формы нарушений зрительных функций составляют 90% случаев (92% случаев слабовидения и 88% случаев слепоты). Наследственные формы встречаются в более чем 30% случаев. К нарушениям зрения может привести также патология беременности и родового акта. Экзогенные вредности (туберкулез, токсоплазмоз, вирусная инфекция, интоксикация) действуют на плод внутриутробно [7, с.12].
Одной из причин слепоты у детей является ретинопатия недоношенных, то есть возникающее у детей, родившихся раньше срока, поражение сетчатки глаза, которое приводит к снижению функций зрения, вплоть до слепоты. Эта патология возникает вследствие воздействия повышенной концентрации кислорода на сетчатку глаза. Высокая концентрация кислорода создается в кювезах, в которые помещаются преждевременно родившиеся дети для их дозревания в условиях, близких к тем, которые были в утробе матери.
К постнатальным вредностям, оказывающим патогенное действие на зрительную систему, относят энцефалиты, менингиты и другие воспалительные заболевания мозга, а также опухоли и травмы. Человек утрачивает зрение после перенесенного воспаления мозга, особенно если оно протекало тяжело. Утрата зрения может быть вызвана травмированием глаз и/или головного мозга во время автомобильной аварии, взрыва, выстрела в голову, другого несчастного случая. Зрение может быть утрачено в результате опухоли головного мозга, которая затрагивает те участки мозга, которые отвечают за зрительные функции.
Утрата зрения у ребенка может происходить постепенно, в результате прогрессирующих заболеваний нервной системы. В этих случаях происходит медленная утрата способности видеть, и человек с возрастом становится незрячим. Незрячим человек может стать в результате соматического заболевания, например, сахарного диабета, одним из осложнений которого является утрата зрения.
Специфика и характер психического развития детей с нарушениями зрения, уровень возможностей детей, способы ориентировки в окружающем и познания мира, особенности их поведения и взаимоотношений с окружающими будут в значительной степени определяться характеристиками их зрительных функций, глубиной и характером поражения зрительного анализатора. Характеристики зрительных функций различаются в зависимости от времени возникновения дефекта и степени его выраженности.
Рост (увеличение массы) и развитие (дифференцированные изменения в различных органах и системах) — это два важных процесса, которые имеют тесную взаимосвязь между собой, но не всегда протекают параллельно в организме ребенка [4, с.54].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы