Курсовая с практикой на тему Двигательная активность как фактор успешной деятельности обучающихся общеобразовательной школы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния двигательной
активности на формирование здоровья и успешной деятельности школьников. 5
1.1. Сущность и определение понятий «здоровье», «здоровый
образ жизни» 5
1.2. Влияние двигательной активности на формирование
здоровья и успешной деятельности школьников. 10
1.3. Теоретические основы методики начального разучивания
двигательного действия 14
Глава 2. Методы и
организация исследования. 27
2.1. Методы исследования. 27
2.2. Организация
исследования. 28
Глава 3. Результаты
исследования. 30
Заключение. 32
Список используемой литературы.. 33
Приложение 36
Введение:
Актуальность работы. В современном мире возникают проблемы, которые связаны с
культурой здоровья и безопасным образом жизни. Эти проблемы в особенности
тревожат, когда касаются детей школьного возраста. Здоровые люди являются
залогом развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим
жизнь детям и как они проводят свое время сейчас – зависит их здоровье в
будущем. Именно проблемы физического и психического здоровья важны для человека
любого возраста, потому каждое учебное заведение обязано ставить одной из
главных своих задач воспитание физически здоровых детей. В современном
обществе, задачи по сохранению здоровья детей, формированию у них культуры
здорового и безопасного образа жизни считаются важной частью развития системы
начального образования. С самого младшего возраста в школе нужно воспитывать
понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни
как важному элементу общей культуры человека.
Знания о здоровье, закладывающиеся на ступени обучения,
закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни,
приобретенные в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека
и превращаются в привычку.
Преодоление
негативных последствий интенсивной учебно-познавательной деятельности у
школьников необходимо рассматривать как одно из звеньев общей системы
физического воспитания. В связи с этим интерес представляет вопрос
целенаправленного развития у детей важнейших физических качеств, в том числе
двигательной активности, способной снижать неблагоприятное воздействие
чрезмерных учебных нагрузок на состояние здоровья школьников. Изучение
состояния здоровья учащихся во взаимосвязи с физическим воспитанием является
чрезвычайно важным для обоснования профилактических мероприятий и укрепления
здоровья подрастающего поколения, потому что только правильно
разработанные эффективные меры, направленные на его укрепление будут хорошим
результатом здоровья населения. С каждым годом увеличивается число детей с
хроническими заболеваниями. А нам известно, что здоровье складывается из
единства организма и личности с выделением следующих компонентов: духовного, физического, психического и
социального.
Объект исследования – процесс
двигательной активности школьников.
Предмет исследования – взаимосвязь
двигательной активности и успешной учебной деятельности учащихся
Цель исследования – изучить
особенности двигательной активности как фактора успешной деятельности
обучающихся общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть сущность и
определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
2.
изучить влияние двигательной активности на формирование здоровья и успешной
деятельности школьников;
3.
изучить теоретические основы методики начального разучивания двигательного
действия;
4.
провести исследование и опытным путем
доказать взаимосвязь двигательной активности и успешной учебной деятельности
учащихся.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает введение, две
главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
Таким
образом, среди крупных социальных мер, проводимых в РФ, ведущими являются
профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения.
Приоритетными направлениями при этом являются: улучшение здоровья детей и
подростков, создание для них благоприятных условий, а также повышение уровня
информированности населения об основных факторах риска и путях профилактики
заболеваний. Одними из основных слагаемых комплекса таких профилактических мероприятий
можно считать использование средств физического воспитания и формирование
физической культуры с самого раннего возраста. Здоровье во все времена
считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости
и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием
выживания: выживает прежде всего здоровый, энергичный, социально адаптированный
и активный человек.
Проблема
сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость в
настоящее время, когда возрастает число факторов, неблагоприятно действующих на
детский организм. Влияние таких факторов, как низкий уровень
социально-экономических условий жизни, ухудшение экологической обстановки,
резко возросшее внимание к телевидению, видеоиграм, массовая компьютеризация,
расширение школьной программы, увеличение умственных нагрузок на фоне
относительно невысокой двигательной активности, высокая заболеваемость,
гиповитаминозы, наличие очагов хронических инфекций, длительная холодная зима и
короткое жаркое лето, резкие перепады температуры и атмосферного давления,
охлаждение открытых частей тела и лица, в равной мере отрицательно сказывается
на процессах роста и общего развития ребенка и проявляется в снижении
адаптационных возможностей растущего организма.
Только достаточная
двигательная активность является необходимым условием гармонического развития
личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты влияния
двигательной активности на формирование здоровья и успешной деятельности
школьников
1.1. Сущность и определение понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни» Многие
современные ученые определяют термин «здоровье» как способность человека к
оптимальному физиологическому, социальному и психологическому функционированию.
Встречаются
определения, в которых подчеркивается роль сознания человека, энергетических
показателей выносливости и силы, параметров информационного потока.
Анализируя работы таких ученых, как Амосов Н. М., Дубовский
В. И., Казначеев В. П., Сухомлинский В. А. и пр. можно говорить о том, что здоровье
является важнейшим составляющим человеческого организма.
Сухомлинский В. А. утверждал, что детское здоровье является
важнейшим трудом воспитателя. От бодрости и жизнерадостности ребенка зависят
его духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, уверенность в себе,
прочность знаний.
По
определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является
состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней либо физических дефектов»[1].
Брехман
И. И. полагает, что здоровье является «способностью человека сохранять
соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений качественных
и количественных параметров триединого потока сенсорной, структурной и
вербальной информации»[2].
В
свою очередь, Чернявская Е. А. полагает, что здоровье является «динамическим
состоянием физического, социального и духовного благополучия, которое
обеспечивает полноценное выполнение человеком трудовых, биологических и
психических функций при максимальной продолжительности жизни»[3].
Казначеев В. П. подчеркивал, что здоровье является процессом
(динамическим состоянием) развития и сохранения биологических, психических и
физиологических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при
максимальной активности жизни[4].
В тоже время, известные профессоры Давиденко Д. Н. и Петленко
В. П. утверждают, что на сегодняшний день известно порядка ста определений
понятия «здоровье». Обобщив их, исследователи пришли к выводу, что человеческое
здоровье является качеством приспособления организма к условиям внешней среды и
итогом процесса взаимодействия человека со средой обитания.
В настоящий период времени выделяют несколько основных
составляющих здоровья: соматическое здоровье – состояние органов и систем органов
человеческого организма в настоящее время; физическое здоровье – уровень
развития функциональных возможностей всех органов и систем организма.
Основа физического здоровья заключается в функциональных и
морфологических резервах тканей, клеток, органов и систем органов, которые
обеспечивают приспособление организма к воздействию разнообразных внутренних и
внешних факторов; психическое здоровье является состоянием психической сферы
человека.
Основа психического здоровья заключается в состоянии общего
душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию его поведения;
нравственное здоровье является совокупностью характеристик
потребностно-информационной и мотивационной основы жизнедеятельности.
Основа нравственного здоровья каждого человека заключается в
системе ценностей, мотивов и установок поведения в социальной среде[5].
Важно подчеркнуть, что в каждой трактовке анализируемого
определения отмечается отношение к здоровью, как к динамическому процессу и
существование возможности целенаправленно управлять данным процессом[6].
Следующее
важное понятие нашего исследования – понятие образа жизни. Образ жизни
является биосоциальной категорией, которая
интегрирует представления об определенном типе жизнедеятельности
человека и характеризуется его бытом, трудовым процессом, правилами
общественного и индивидуального поведения, формой удовлетворения духовных и
материальных потребностей. То есть образ жизни является «лицом» индивида,
которое отражает в то же время уровень общественного прогресса[7].
Термин «здоровый образ жизни» появился и стал применяться в
1989 г. Автором этого термина считают профессора-фармаколога Израиля Берхмана
И. И.. Он первым среди медиков выдвинул концепцию здорового образа жизни.
Доклады, с которыми он выступал по данному вопросу на разнообразных
конференциях, у слушателей пользовались большим успехом. В настоящий период
времени идеи Брехмана о полноценном сне, сбалансированном и рациональном
питании, пользе движения и свежего воздуха известны каждому[8].
Термин
«здоровый образ жизни» используется все чаще, однако по-прежнему является
спорным. Самое простое определение здорового образа жизни звучит так: «Это все,
что в деятельности и поведении человека благотворно влияет на его здоровье».
Однако, сюда необходимо включить все позитивные для здоровья стороны, то есть
аспекты, виды социальной, трудовой, образовательной, интеллектуальной,
медицинской и физической активностях, которые действуют на благо общественного
и индивидуального здоровья. Так как определение «деятельность» довольно обширно,
и каждый вид деятельности может воздействовать на здоровье, в здоровый образ
жизни входят элементы деятельности, которая направлена на улучшение, охрану,
воспроизводство здоровья[9].
Чумаков
Б. Н. полагает, здоровый образ жизни является способом
жизнедеятельности, который направлен на полнейшее изменение прежних привычек,
которые касаются еды, режима физической активности и отдыха[10].
Есть
также и следующее определение: «здоровый образ жизни является способом
жизнедеятельности, который направлен на улучшение и сохранение здоровья
людей как условия и предпосылки развития и существования иных сторон
образа жизни»[11].
Таким образом, здоровый образ жизни является деятельностью, которая более
характерна, типична для определенных экологических, политических, социально-экономических
и иных условий, которая направлена на улучшение и сохранение, и на укрепление
здоровья людей.
Осипова М. П. и др. полагают, что культура здорового образа жизни
является общечеловеческими ценностями, которые отражены в здоровье сберегающих
знаниях, вырабатывающихся в навыках, нормах поведения индивида, которые
проявляются в деятельности и позволяют сохранить и сформировать собственное
здоровье, строить отношения с иными людьми на основе признания их права быть
здоровыми[12].
Критерии
сформированности культуры здорового образа жизни определены в Стратегии охраны
здоровья населения Российской
Федерации на период 2013-2020 гг. и последующие
годы. К
ним относятся[13]:
—
отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
—
наличие навыков и умений укрепления и сохранения здорового, отвестсвенного и
безопасного поведения,
—
сформированности гигиенических привычек и навыков;
—
наличие умственной и физической активности;
—
умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
В
современное время в понятие здорового образа жизни заключают следующие
компоненты:
—
отказ от вредных привычек (курения, употребления алкогольных напитков и
наркотических веществ);
—
рациональное питание;
—
оптимальный двигательный режим;
—
здоровый сон;
—
режим дня;
—
закаливание; —
положительные эмоции;
—
гигиена жилища;
—
личная гигиена.
Таким
образом, здоровый образ жизни – это способ
жизнедеятельности людей, который направлен на улучшение и сохранение
их здоровья как условия и предпосылки существования и развития иных
сторон образа жизни.
Культура
здорового образа жизни учащегося является частью общей культуры личности,
которая характеризуется определенным уровнем знаний в области здоровья,
потребностью, мотивацией быть здоровым, ценностным отношением к
собственному здоровью и окружения, к здоровому образу жизни, наличием навыков и
умений здорового образа жизни[14].
В
структуру личной культуры здорового образа жизни входит когнитивный,
ценностно-мотивационный, поведенческий и эмоциональный компоненты.
Отсюда
ясно, насколько важным является, начиная с самого раннего возраста, воспитывать
у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни, понимание того, что
здоровье является самой величайшей ценностью, которая дарована человеку природой, а
здоровый образ жизни – важнейшей целью и результатом воспитания в школе и
семье. [1] Всемирная
организация здоровья: [Электрон. ресурс]: – Режим доступа URL: http://www.who.int/publications/ru
(дата обращения 16.05.2021). — С. 2. [2] Попов С. В.
Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников): учебник / С.
В. Сычев. – СПб: Союз, 2016 . – 253 с. – С. 7. [3] Чернявская Е. А.
Проблемы здоровья школьников и пути их решения в условиях современной школы /
Е.А. Чернявская // Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2014. – №5
– С.13. [4] Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:
школьник и компьютер:1-4 классы. – МВАКО, 2013. – 304 с. – С. 59. [5] Основы здорового образа жизни человека: [Электронный
ресурс]: – Режим доступа URL:
http://www.ns-sport.ru/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka-page-1.html (дата обращения
16.05.2021). — С. 3-4. [6] Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:
школьник и компьютер:1-4 классы. – МВАКО, 2013. – 304 с. –С. 59-60. [7] Попов С. В.
Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников): учебник / С.
В. Сычев. – СПб: Союз, 2016 . – 253 с. – С. 10. [8] Здоровый образ жизни: откуда что берется: [Электронный
ресурс]: – Режим доступа URL:
http://medportal.ru/budzdorova/final/1509/.
(дата
обращения 16.05.2021). – С.3. [9] Безруких, М. М.
Здоровьесберегающая школа: учебно-методическое пособие / М. М. Безруких. – М.:
МГПИ, 2016. – 239 с. – С. 4. [10] Чумаков Б. Н.
Валеология: учебное пособие / Б. Н. Чумаков. – 3-е изд. испр. и доп. – М.:
Педагогическое общество России, 2016. – 407 с. – С. 31. [11] Карпухин О.
И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И.
Карпухин // СОЦИС. – 2015. – № 3. – С. 55. [12] Матвеев Л. П.
Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. – М.: ФиС,
2014. – 321с. – С. 65. [13]
Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020
гг. и последующие годы: проект / проф. Комаров Ю. М. – М.: 2013. –
112 с. – С. 54. [14]
Формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся: региональный опыт: учебно-методическое пособие /
И. А. Армеева [и др.]; под общей ред. И. А. Армеевой. – В.1. –
Вологда: Вологодский институт развития образования, 2014. – 180 с. – С.
29.