Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Духовно-нравственное воспитание молодежи в Западной Европе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 6
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания в Западной Европе 6
1.2. Ведущие западноевропейские концепции духовно-нравственного воспитания 9
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 16
2.1. Цели, задачи духовно-нравственного воспитания молодежи в Западной Европе 16
2.1.1. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи во Франции 16
2.1.2. Основные направления и принципы духовно-нравственного воспитания молодежи в Великобритании 18
2.1.3. Особенности духовно-нравственного воспитания в Германии 19
2.2. Содержание духовно-нравственного воспитания молодежи в Западной Европе 23
Выводы по главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи сейчас принадлежит к наиболее острым, трудным, значимым проблемам в нашем обществе. И не только в нашем, российском обществе, но во многих зарубежных странах.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи сегодня – приоритетное направление воспитания и обязательный компонент государственной молодёжной политики. Пристальное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию молодёжи потому, что, во-первых, в ближайшем будущем это наиболее активная в экономическом отношении часть общества, от чего зависит будущее страны, а, во-вторых, эта активность во многом обуславливается качеством образования молодёжи, качеством её жизни, присвоением молодёжью такой системы духовных и нравственных ценностей, которые определяют смысл жизни и деятельности. С учётом культуры, менталитета, образа жизни народа, в западных странах молодёжная политика, начиная с 60-х гг. ХХ века, была направлена в основном на молодёжь «группы риска», маргинальные группы (находящиеся на социальной периферии, вне устойчивых социальных связей и занимающих промежуточное положение). Позднее (с 80-х гг.) в центр молодёжной политики в Европе были поставлены следующие проблемы молодёжи: образование, борьба с молодёжной безработицей, её вовлечение в активный труд и забота о профессиональном росте. Сложность молодёжной политики в России обусловлена происшедшими переменами в социальной, экономической, идеологической, культурной сферах. Произошли глубокие изменения в ценностных приоритетах молодёжи. Прежняя идеология была отвергнута. Стали говорить всё больше о мировоззренческом кризисе, о развитии потребительского отношения к жизни, о влиянии на молодёжь не лучших образцов западной культуры. Утрачены многие нравственные идеалы, на которые ориентировались предшествующие поколения. Как пишет М.М. Зеленкова, «имеющееся положение молодых людей в России показывает, что МП (молодёжная политика) в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки. По данным социологического опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5% до 21%. Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%)» [21].
Особенное беспокойство в обществе вызывает состояние нравственной воспитанности молодёжи. Об этом свидетельствуют тревожные факты, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни, на страницах СМИ, на телеэкране. По оценке ФСКН регулярно или периодически наркотики употребляют 8,5 миллионов россиян (6% от всего населения). По данным ВОЗ (Всемирная Организация здравоохранения), если доля наркоманов в стране превысит 7 процентов, то в ней происходят необратимые процессы дегенерации населения [13, с. 46]. Страшные беды в семью и общество вносит ранний алкоголизм молодёжи. По данным социологических исследований, пик массового вовлечения в потребление алкоголя сместился с возрастной группы 16 – 18 лет на возраст 13 – 15 лет и может способствовать возникновению серьезных последствий для физического и интеллектуального развития подрастающего поколения [22].
Снижение авторитета семьи, ослабление родительского влияния становится угрожающей причиной правонарушений подростков. Исследователи видят прямую связь между неблагополучием семьи как важнейшего института воспитания и поведением подростка. Так, отечественным исследователем выделены следующие причины асоциального и криминогенного поведения учащихся:
 непонимание моральных норм и нежелание с ними считаться;
 пересмотр традиционных норм поведения и их упрощение;
 возросшая напряжённость жизни и сопутствующая ей тревожность;
 рассогласование между тем, что говорят на уроках учителя, и тем, что видит школьник в реальной жизни;
 интеллектуальная неразвитость и душевная чёрствость детей, эмоциональная глухота; отсутствие волевой регуляции, которая влияет на управление своими чувствами, порывами, импульсивностью и т.д.
 асоциальное поведение родителей;
 влияние сообществ с своими правилами, ритуалами, субкультурой, одобрением асоциального поведения;
 низкая образовательная мотивация, отсутствие представлений о положительной перспективе своего становления [8, с. 34].
Степень разработанности темы. Тематика духовно-нравственного воспитания молодежи является достаточно широко представленной в отечественной и зарубежной литературе. Вопросами ее исследования занимались такие известные ученые, как Леонтьев Д.А., Мешков Н.И., Ожиганова Г.В., Покатыло В.В., Рубинштейн С.Л., Щедровицкий П.Г., Зеленкова М.М., Калабеков И.Г., Мешков Н.И., Покатыло В.В. и др.
Объект исследования – воспитательные системы, предмет исследования – западно-европейская система духовно-нравственного воспитания молодежи.
Цель исследования – проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в Западной Европе.
Задачи исследования для реализации поставленной цели:
 проанализировать понятие духовно-нравственного воспитания в Западной Европе;
 обобщить западноевропейские концепции духовно-нравственного воспитания;
 рассмотреть цели и задачи духовно-нравственного воспитания в Западной Европе (на примере Великобритании, Франции и Германии);
 раскрыть особенности содержания духовно-нравственного воспитания молодежи в Западной Европе.
Основные методы исследования; теоретический анализ, дедукция, обобщение, сравнительный анализ, дискуссионный метод, системный подход.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема духовности является составной общественно-политической жизни, управленческой культуры и т. п.
В глобализационный период представители новой эры на Западе предлагают новую мораль, «ситуативную этику», согласно которой якобы всегда ситуация определяет, что правильно, а что ошибочно, поскольку ситуация постоянно меняется. Современность показывает ошибочность такой трансформации идеалов и принципов воспитания молодежи.
Страна имеет свою историю, ментальность и глубоко почитаемы нашими предками духовные ценности, которые составляют культурную основу для граждан общества и лидеров во всех сферах жизнедеятельности. На них следует опираться, изучая современные наработки учёных страны, реальность бытия и мировые ценности в области духовности.
Анализ нравственности, ответственности людей современного общества требует серьёзного осмысления механизмов формирования духовности личности, лидера и граждан в современном обществе. Для этого соответствующие общественные институты с их широкими возможностями должны быть готовы с государственных позиций отнестись к решению этой проблемы очень серьезно.
Анализируя понятие духовности, составляющее саму суть культуры, творческого начала в человеке, социально-нравственной ценности современного демократического общества, в работе были показаны различные, зачастую противоположные трактовки этого понятия: понимание ее природы как заданной природными качествами личности (Л. Андри, Ван де Берге, К. Лоренц, В. Уилсон и др.), как формирующейся под влиянием целого комплекса глобальных, общественно-экономических проблем и экологических факторов: гендерный ряд, воспитательный процесс, семья, религия и т.д. (В. Барановский, В. Сухомлинский, С. Максименко, М. Савчин и др.). В итоге анализа, проведенного в первой главе исследования, был сделан вывод: механизм формирования и функционирования духовности определяется системой координат жизненного пространства человека, которая должна быть глубоко ответственным перед обществом за свой труд, отношение к миру.
Обзор трактовок категории «духовность» в современной зарубежной психологической науке (позитивисткой, психоаналитической, гуманистической направленности) показал противоречивость их взглядов на духовность. В отечественной психологии были выделены основные подходы к изучению духовности, которые раскрывают различные психические процессы, состояния и свойства, положенные в её основу: как многомерная система личности, содержащая субъективно значимыми регуляторами активности; особое состояние переживания духовных ценностей; как мотивационная компонента; как способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями общественной жизни; как деятельностная компонента, определенный способ существования человека, внутренняя свобода и ответственность, механизм осмысленной активности; как индивидуально-типологический паттерн, который обусловлен генетической предиспозицией (духовных способностях); как результат принятия общечеловеческих ценностей, этических норм, духовной культуры; как отдельное смысловое измерение существования человека, экзистенциальный смысл зрелой личности, независимой в выборе действия.
Основной вывод второй главы исследования, посвященного анализу систем духовно-нравственного воспитания молодежи в странах Западной Европы: проблема духовности, духовно-нравственного воспитания молодежи преломляется через атрибутику общественно-политической жизни, управленческой культуры, личности-лидера. Драматические коллизии в жизни молодёжи усиливаются. Они «подпитываются» обществом потребления. Происходит перерождение молодёжной субкультуры в культуру «супермаркета»
Несмотря на национальный колорит и специфику доминирующих ценностей и принципов, фундаментальных основ такого воспитания (тьюторство в Великобритании, мультикультурализм и толерантность во Франции, принципы традиционной педагогики в Германии) в целом западноевропейская система реализации принципов духовно-нравственного воспитания молодежи скорее демонстрирует критические моменты, требует значительной реконструкции фундаментальных основ и принципов.

 

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания в Западной Европе
В некоторых странах, которые становятся на путь демократии, духовные ценности личности, активных лидеров быстро набирают развитых форм, но в то же время нет страны, где не было отдельных духовных элементов демократии или хотя бы стремление к их реализации в процессе жизнетворчества.
Демократия не является изобретением какой-либо одной нации или гения, это необходимая органическая форма социального бытия, естественной самоорганизации общества, поэтому она во всём мире должна иметь национально-специфические и совместно-цивилизационные черты. Демократия открывает перед человечеством широкие возможности, но она порождает ряд проблем, вызовов, о которых следует помнить, чтобы их осмысливать и приведения в них реагировать, используя специфические механизмы, преодолевать проблемы на пути к демократии. Одним из таких механизмов является эффективная лидерская позиция представителей элиты в своей сфере [20].
В современных обществах распространена прагматическая мораль, основой которой являются принципы наибольшего общего блага, прежде всего, материального.
Как показывает анализ научной литературы, отдельные современные исследователи Запада (Л. Андри, Ван де Берге, К. Лоренц, В. Уилсон и др.) считают, что поведение человека, его духовные ориентиры и устремления определяются природными качествами личности. Личность по своей природе является асоциальной, что приводит её к бездуховности, агрессии, вымогательства, эгоизма, наркомании и т. д.
Представители «Римского клуба» (В. Лейбин и др.) утверждают, что деструктивные компоненты личности является следствием культурного отклонения [4, с. 29].
В. Барановский, В. Сухомлинский, С. Максименко, М. Савчин и другие выделяют ряд составляющих, влияющих на духовность, гендерный ряд, воспитательный процесс, семья, религия, комплекс глобальных, общественно-экономических проблем и экологические факторы. Сложно отрицать то, что на формирование духовности влияет комплекс глобальных проблем: гонка вооружений, неустанная погоня за прибылью, засилье массовой культуры, потребительская психология и др.
Духовное развитие личности лидера – это развитие, направленное на индивидуальное проявление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей – идеальной потребности в познании и социальной потребности жить и действовать для других [16, с. 243].
Духовная личность, лидер – это лучший реформатор, реально меняет жизнь людей к лучшему. Изменение жизни к лучшему происходит благодаря внутреннему духовному развитию человека; изменяя внутренний мир, человек изменяет восприятие других людей положительно.
Механизм формирования и функционирования духовности определяется системой координат жизненного пространства человека, которая должна быть глубоко ответственным перед обществом за свой труд, отношение к миру.
Основой утверждения в сознании личности присущих народу высоких духовно-нравственных ценностей для развития его нравственных чувств и черт поведения является знание мировых и отечественных художественных и культурных ценностей, памятников материальной и духовной культуры.
В современной научной мысли понятие «духовность» требует тщательного анализа с учётом достижений науки и практики. Для того чтобы личность, лидер духовно росли, творили себя, они осмысливать культуру как условие своих жизненных ориентиров и познания мира.
Культура – универсальная характеристика человеческого бытия, и, в частности, духовности. Духовное развитие означает приобретение самостоятельности в реальных формах жизненного процесса, превращение возможностей бытия на культурную реальность в обществе в результате творческого мышления и труда [6, с. 10].
Развитие духовности всегда предполагает умение подняться над обстоятельствами, выработки собственной точки зрения на мир, созидание себя как лидера в общественно-политической жизни, где феномен культуры охватывает, окультуривает ноосферу жизненного пространства людей [7, с. 428].
Развитие духовности допустимо только через постоянное преодоление противоречий между обыденным и вечным. Духовное развитие личности, лидера предусматривает значительные духовные усилия и ответственность за дело, отрасль, где личность стремится реализовать свои лидерские позиции и стремления. К сожалению, это далеко не всегда свойственно нашим политическим, управленческим и духовным лидерам. Понимание духовности личности на современном этапе общественно-политического развития требует серьёзного приложения много просветительских усилий, которые должен реализовать государство и личность.
Как отмечают исследователи, люди имеют связь с тремя основными сферами бытия:
1) природой и обществом;
2) миром духовной и материальной культуры – ноосферой;
3) собственным духовным миром [23].
Познание, освоение сущности этих сфер бытия – задача каждой личности, она призвана решать в течение всей жизни. Чем активнее личность (лидер) будет действовать, решая эти задачи, тем шире и ярче будет его духовный мир. Первые две сферы бытия личности имеют бесконечную сущность, а возможности человека ограничены продолжительностью его жизни, скоростью переработки информации, потребностями. Именно поэтому личность, лидер способны охватить лишь небольшую часть природы, мира культуры и превратить их в содержание своего духовного мира, сферы своего жизненного творчества. Однако личность, лидер должны в этой сфере организовывать свою деятельность для людей и вместе с людьми на основе морали, ответственности и человечности [9, с. 39].
В то же время каждая сфера нашего бытия отражается друг в друге, а вместе они в неделимой целостности. Содержание сфер переходит из одной в другую, обогащая друг друга, а если лидер приобретает способность решать задачи, проблемы, становится творцом добрых дел, то мир природы и общества, сущность духовной и материальной культуры будут обогащаться плодами труда личности-лидера, создавая тем самым общечеловеческие ценности, реализуемых в культуре. Об этой динамике следует помнить каждому в процессе жизнетворчества и человеческого взаимодействия в общественных сферах.
Итак, творчество, мышление, понимание порождают мир духовности личности, лидера для блага людей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы