Курсовая с практикой на тему Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 5
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания 5
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на уроках чтения 7
Глава 2. Исследование духовно-нравственного воспитания как составной части воспитания младших школьников на уроках чтения 12
2.1. Анализ духовно-нравственного воспитания младших школьников 12
2.2. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения 20
2.3. Анализ развития духовно-нравственного воспитания младших школьников 24
Заключение 30
Литература 32
Введение:
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой духовности и нравственности. Следует понимать, что процесс освоения духовно-нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед школой стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие духовно-нравственных чувств.
Формирование духовно-нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.
В начальной школе осуществление духовно-нравственного воспитания происходит в определенной системе, выражающейся в применении средств, которые направлены на формирование всех сторон личности ребенка, реализуясь в учебной и трудовой деятельности младших школьников. В первую очередь это касается уроков чтения, поскольку именно литература позволяет воспитывать в детях те качества, которые отвечают высоким нравственным идеалам.
Степень изученности темы исследования. Духовно-нравственным воспитанием младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др.
Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение особенностей духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на уроках чтения.
3. Организовать исследование уровня духовно-нравственной воспитанности у младших школьников.
4. Составить программу развития духовно-нравственного воспитания в процессе учебной деятельности на уроках чтения.
5. Проанализировать полученные результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Объектом курсовой работы выступает духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предметом является процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения в начальной школе.
Методы исследования курсовой работы:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и задами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, духовно-нравственное формирование личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.
Это говорит о том, что духовно-нравственное воспитание в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.
Необходимо воспитывать у младших школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество. Важность духовно-нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен. Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием духовно-нравственного развития личности.
В первую очередь нравственное воспитание детей младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На уроках чтения дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать другим и принимать помощь. В процессе урока чтения ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему опыт, в том числе духовно-нравственных качеств.
Так можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией духовно-нравственного воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.
В результате духовно-нравственного воспитания формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений, в деятельности и общении детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания
Понятие духовно-нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является духовно-нравственное воспитание [22]. По мнению Л.А. Григорович, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [10]. И.Ф. Харламов указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе. В связи с этим можно сказать, что духовно-нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у него нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [25].
По мнению такого педагога как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий духовно-нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные отношения [16].
Задачами духовно-нравственного воспитания выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие духовно-нравственных чувств.
3. Наработка умений духовно-нравственного поведения [18].
Важно заметить, что духовно-нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами всего общества. К духовно-нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в результате духовно-нравственного воспитания появляется духовно-нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, духовно-нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [9].