Курсовая с практикой на тему Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в ходе освоения образовательной программы начального общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей
духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. 4
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания…………………………………4
1.2. Анализ
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России…………………………………………………………………11
Глава 2. Исследование
уровня духовно-нравственного воспитания как составной части воспитания младших
школьников. 18
2.1. Организация исследования уровня духовно-нравственного
воспитания младших школьников. 18
2.2. Анализ развития духовно-нравственного воспитания
младших школьников………………………………………………………………………………………………….20
Заключение. 28
Список
использованных источников………………………………………………30
Введение:
Актуальность
исследования. Начальное образование можно назвать
фундаментом дальнейшего профессионального образования. На этом этапе начинают
формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на
успешность обучения в начальной школе, а потом во много определяют будущую
жизни человека.
В возрастной и
педагогической психологии младший школьный возраст является важным периодом
развития личности. В это время протекает освоение учебной деятельности,
формирование произвольности психических функций, возникновение рефлексии и
самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие
достижения взаимосвязаны с изменениями потребностно-мотивационной сферы и
развитием психических процессов, что в свою очередь оказывает влияние на
изменения эмоциональной сферы ребенка.
Формирование духовно-нравственно
развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать
прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других
людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного,
потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и
общаться с окружающими по законам красоты.
В начальной школе
осуществление духовно-нравственного воспитания происходит в определенной
системе, выражающейся в применении средств, которые направлены на формирование
всех сторон личности ребенка, реализуясь в учебной и внеурочной деятельности
младших школьников.
Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием младших
школьников занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова,
Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд,
А. Маслоу, Э.П. Торранс и др.
Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в
научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.
Объектом
исследования являются педагогические условия духовно-нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста.
Предметом
исследования выступает уровень духовно-нравственного
воспитания младших школьников.
Целью
данного исследования является изучение особенностей духовно-нравственного воспитания в педагогическом процессе у детей
младшего школьного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие духовно-нравственного
воспитания в начальной школе.
2. Проанализировать Концепцию духовно-нравственного развития
и воспитания.
3. Организовать исследование уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания у детей младшего
школьного возраста.
4. Проанализировать результаты исследования уровня духовно-нравственного развития и воспитания у младших школьников.
Методы
исследования:
1. Теоретический анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование, педагогическое наблюдение,
педагогический эксперимент).
3. Количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Практическая
значимость представляется в том, что результаты проведенного
эмпирического исследования могут быть использованы в подготовке программы духовно-нравственного
воспитания детей младшего школьного возраста.
Структурно
работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической),
заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким образом, духовно-нравственное
формирование личности является сложным и многогранным процессом, который
осуществляется при воздействии разных факторов и условий. Что касается
подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством влияния внешнего
и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет
или явление окружающей жизни, накладывает определенный отпечаток на его
поведение и моральный облик.
Это говорит о том, что духовно-нравственное
воспитание в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только
на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является
воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и
правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и
т.п.
Необходимо воспитывать у
младших школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое
отношение к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое
общество. Важность духовно-нравственного воспитания детей объясняется
несколькими причинами. В первую очередь, ребенок не рождается нравственным или
безнравственным. Он становится таким в процессе целенаправленного воспитания.
Помимо этого, для того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в
постоянной помощи взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт
ребенка ограничен. Отсюда следует необходимость систематического воспитания,
которое будет направлено на формирование положительных моральных качеств.
Так же определено, что
любое качество личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство
характеризуются положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием
нравственного развития личности.
В первую очередь духовно-нравственное
воспитание детей младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На
занятиях дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит
от соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать
одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать
его, помогать другим и принимать помощь. В процессе внеурочной деятельности
ребенок может получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или
огорчаться от неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок
усваивает необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.
Так можно сделать вывод,
что духовно-нравственное воспитание является процессом формирования моральных
качеств и черт характера, навыков и привычек поведения. Основной базовой
категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства,
которое представляет собой постоянное эмоциональное ощущение, переживания
реальных нравственных отношений и взаимодействий.
В результате духовно-нравственного
воспитания формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в
общественно ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при
построении отношений, в деятельности и общении детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие духовно-нравственного
воспитания
Понятие духовно-нравственного
воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности
человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая
воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что
важным и системообразующим фактором является духовно-нравственного воспитание [25,
с. 88].
По мнению Л.С.
Выготского, нравственность представляет собой такую личностную характеристику,
которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта,
порядочность, дисциплинированность и коллективизм [4, с. 52].
К.В. Зелинский указывал,
что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к
обществу и к себе. В связи с этим можно сказать, что духовно-нравственное
воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на
сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них нравственных
качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [8, с. 62].
По мнению такого педагога
как К.В. Гавриловец, среди основополагающих базовых категорий духовно-нравственного
воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные
нравственные отношения [5, с. 27].
Задачами духовно-нравственного
воспитания выступают следующие:
1. Формирование
нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие
нравственных чувств.
3. Наработка умений
нравственного поведения [18].
Важно заметить, что духовно-нравственное
воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с
обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с
интересами всего общества. К духовно-нравственному воспитанию относится
знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод
нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых
нравственных чувств и качеств.