Психология, социология, Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Духовное руководство современной молодежи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Духовные проблемы: общая характеристика современного общества 6
1.1. Суть понятия духовного воспитания с позиции православной веры 6
1.2. Направления, формы и методы духовного воспитания 11
1.3. Проблемы и особенности духовного воспитания 12
Глава 2. Пути решения духовных проблем 14
2.1. Православные проекты России как элемент решения духовных проблем молодёжи 14
2.2. Идеи, возможность реализации православных перспектив в решении духовных проблем молодёжи 19
2.3. Духовные проблемы молодёжи как аспект нравственности 22
Глава 3. Роль Русской Православной Церкви в воспитании современной молодежи 24
3.1. Работа Екатеринбургской епархии по духовному воспитанию молодёжи 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29

  

Введение:

 

Актуальность темы. В сложных современных условиях особенно остро чувствуется, что воспитать полноценное поколение, способное построить гуманное общество, невозможно без глубокого усвоения им нравственной культуры, духовных достижений. И только совместными усилиями школы и семьи можно достичь желаемых результатов.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Общеизвестным является тот факт, что для ребенка общие семейные повседневные радости и горести, успехи и неудачи – это источник, из которого рождаются чуткость и доброта, бережное отношение к людям.
Проблема формирования духовных ценностей подрастающего поколения в государстве является актуальной. На учащуюся молодежь, все более очевидным, есть влияние молодежной субкультуры, оторванной от общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, многовекового наследия русского народа.
Именно это побуждает педагогов формировать у молодёжи духовные ценности в процессе становления каждого из них как личности.
Необходимость обращения к воспитательному опыту народа, его морали отмечается в государственных документах: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации и является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Бесспорно, духовное развитие учащейся молодежи принадлежит к национальным интересам нашего государства.
Задача педагогических коллективов, родителей – научить ребенка взаимодействовать на основе нравственных ценностей в гармонии с другими людьми, собой, миром вокруг себя – также и стратегией воспитательной политики современной школы.
Такая модель образования должна базироваться на принципах демократизма и гуманизма, способствовать созданию условий для личностного развития, самореализации человека.
В современных условиях роль учебного заведения в формировании ценностно-ориентированной, морально-духовной личности важна. Учащаяся молодежь на основе положительных и отрицательных проявлений должна уметь определять деятельно-поведенческий уровень своего развития.
Цель выпускной работы состоит в определении особенностей нравственного воспитания школьников средствами приобщения к русской православной культуре на примере проектной деятельности.
Объект исследования – духовные проблемы, пути их решения.
Предмет исследования – роль Русской Православной Церкви в воспитании современной молодежи.
В процессе работы над проблемой планируется решение следующих исследовательских задач:
— изучить и описать суть понятия духовного воспитания с позиции православной веры;
— рассмотреть направления, формы и методы духовного воспитания;
— описать проблемы и особенности духовного воспитания;
— проанализировать православные проекты России как элемент решения духовных проблем молодёжи ;
— охарактеризовать идеи, возможность реализации православных перспектив в решении духовных проблем молодёжи ;
— охарактеризовать духовные проблемы молодёжи как аспект нравственности;
— изучить и проанализировать особенности работы Екатеринбургской епархии по духовному воспитанию молодёжи;
Структура работы: выпускная работа состоит введения, двух разделов, каждый из которых раскрывает тот или иной аспект воспитания детей, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Молодёжный возраст относится к числу критических периодов жизни ребенка, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Определяющей особенностью общения молодёжи является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития молодёжи связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для молодёжного возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.
Нравственность – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих правил и норм, принципов поведения. Соблюдение принятых норм, принципов и правил поведения находит свое выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.
В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона понятий нравственного воспитания в суворовском училище обусловлена научными знаниями, которые суворовцы получают, изучая учебные предметы. Формирование личностных универсальных учебных действий в учебном процессе осуществляется через реализацию военной составляющей на различных этапах урока.
Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Приобщение суворовцев к нравственным традициям способствует укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории, и определяет будущее нашего народа.
Духовное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Духовное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Суть понятия духовного воспитания с позиции православной веры

Стоит сказать, что, в первую очередь родители формируют личностные качества ребенка на фундаменте, заложенном не только наукой, но и народной педагогикой, в частности народной деонтологией.
Народная деонтология отстаивает сферу обязательного в мыслях и поступках каждого человека. Это, то обязательное, без чего невозможно воспитание настоящего человека (воспитание у детей трудолюбия, любви к родной земле, уважения к старшим людям и т.д.).
Идеалы и нормы морали создавались веками у каждого народа, а утверждались и совершенствовались в практике поведения и взаимоотношений. Сейчас все больше утверждается мнение, что особенности различных исторических эпох влияли на формирование определенных нравственных представлений, правил поведения, воспитательных идеалов в нравственном становлении личности.
В философском понимании нравственное воспитание – это воспитательная деятельность школы и семьи, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков, привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.
С педагогической точки зрения нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный и систематический влияние на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Обобщая сущность предыдущих мыслей, приходим к выводу, что нравственное воспитание – это многогранный, целостный системный процесс, который обеспечивает формирование нравственного сознания личности, ее чувственно-эмоциональной сферы, гуманного отношения к окружающей действительности, способностей выстраивать гуманные взаимоотношения с людьми, понимать и творить добро и красоту в жизни.
Итак, проанализировав мнения и трактовки сущности и особенностей понятия «нравственное воспитание», приходим к выводу, что нравственное воспитание является процессом усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование нравственного чувства, устойчивых моральных качеств и навыков нравственного поведения.
В современных научных представлениях нравственное воспитание характеризуется с помощью следующих понятий: «мораль», «нравственность», «моральное сознание», «нравственные чувства», «нравственные привычки», «нравственная направленность». Рассмотрим сущность родственных понятий с тем, чтобы основательно раскрыть сущность процесса нравственного воспитания:
— мораль – специфический тип регуляции отношений между людьми, направленной на их гуманизации на основе общего блага;
— нравственность – внутренний настрой индивида действовать согласно своей совести и свободы, свободы;
— нравственные чувства – чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе;
— моральное сознание – качество, отражает реальные отношения и регулирует моральный аспект деятельности человека;
— нравственные привычки – устойчивые формы поведения, которые являются внутренней потребностью личности и проявляются в любой ситуации и условиях;
— нравственная направленность – устойчивая общественная позиция личности, основанный на мировоззренческой основе мотивов поведения и проявляется в различных условиях как свойство личности;
— нравственная воспитанность – интегральное качество личности, характеризующееся определенным уровнем сформированности морально-ценностной сферы личности;
— нравственные ценности – выборочная, относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности к нормам общечеловеческой морали;
— нравственное воспитание учащейся молодежи в условиях общеобразовательной школы – взаимодействие молодёжи с окружающими в специально созданных условиях с целью привлечения их к общественному опыта и культуры (социализации), с одной стороны, и развития у них уникальных личностных качеств (индивидуализации) с другой.
Анализ материалов чтений, публикаций, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, которые вышли за последние годы, даёт возможность сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, может способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни. Для утверждения или отрицания этой точки зрения необходимо рассмотреть ряд вопросов, в частности, вопрос о соотношении веры и науки, о понимании, назначении и строении человека в марксистско-ленинской, гуманистической и православной традициях, об особенностях православного подхода к воспитанию и образованию и ряд других.
Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерковление своей жизни. Воцерковление есть одухотворение жизни, преображение жизни силой Святого Духа. «Печать Духа Святаго, – писал протоиерей Г. Флоровский, – не дается человеку по его усмотрению, она вовсе не дается человеку, пребывающему в своей одинокой субъективности. Она дана была единожды, на все века, апостольской церкви, собранной в святом единении любви и молитвы, в великий день Пятидесятницы».
В основе православной традиции лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Основная цель воспитания и образования достигается не властью Церкви над человеком, но образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом Православия.
Церковная сторона жизни есть средство стяжания Святого Духа, метод познания Божественной Истины, и надо признать – единственный, проверенный, достоверный и, главное, безопасный для человека метод. Воцерковленная жизнь человека не отменяет и не заменяет попечения о поддержке и развитии задатков ребенка. Естественное развитие ребенка обнимает все стороны человеческого бытия: тело, ум, чувство, волю и дух. Соответственно этому и воспитание должно вестись в нескольких направлениях, оно бывает физическое, умственное, эстетическое, духовное и религиозное .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы