Курсовая с практикой на тему Духовное начало в ранних повестях Н.В. Гоголя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Духовные основы мировоззрения Н.В. Гоголя и их влияние
на творчество писателя. 4
1.1 Формирование религиозного мировоззрения Н.В. Гоголя. 4
1.2 Работы Воропаева В.А. о Н.В. Гоголе. 13
Глава 2. Духовно-нравственное начало в циклах повестей Н.В.
Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». 19
2.1. Генезис духовного смысла в сборнике повестей Н. В.
Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». 19
2.2. Генезис представлений Н.В. Гоголя о
духовно-нравственных ценностях в «Миргороде». 21
Литература. 28
Введение:
Актуальность темы. Религиозная политика рассматриваемого
периода — уникальное явление в истории России. Он отличается от традиций
полицейского надзора за образованием второй половины XVIII века и от идеологии
православной идентичности, сложившейся в России в XIX веке.
Настоящий литературный дебют Николая Гоголя —
серия романов «Вечера на хуторе близ Диканьки» — произошел в период всеобщего
увлечения идеей национальной идентичности, вызвавшего призыв как к русской, так
и к нерусской истории и культуры.
«Особый интерес, — писал В. Гиппиус, — вызвала Украина — его, соседское,
родство и все же легко изображаемая в свете полуреального романса как
«славянская Авзония».
В письме В. А. Жуковскому от 10 сентября 1831
г., наполненном стилизацией и имитацией романтических мотивов, Гоголь говорит,
что «возводится огромное здание чисто русской поэзии, в фундамент закладываются
страшные граниты, и те же архитекторы принесут стены и купол.» «Свое
собственное произведение — «Сборник» Руди Панка», — считает Гоголь краеугольным
камнем новой русской литературы. В результате целый комплекс народных верований
и суеверий органично вошел в плоть его ранних рассказов.
Гоголь быстро понял потребность публики в
неизвестном материале. Он спрашивает свою мать: «В следующем письме я ожидаю от
вас описания парадного платья сельского ризника, от верхней одежды до тех же
сапог с именем, как все это называют самые заядлые. самые старые, наименее
изменившиеся малороссы; так называется платье, которое носят наши крестьянки,
вплоть до последней ленты, и сегодня женатые мужчины, и мужчины. Еще одно подробное описание свадьбы, без пропуска
мельчайших деталей. Еще несколько слов о колядках, об Иване Купале, о русалках.
Если есть еще духи или домовые, то о них поподробнее с их названиями и делами.
В начале XIX века Россия сформировалась как
многонациональное государство, в котором проблема межконфессиональных отношений
была связана с интеграцией народов, присоединившихся к империи. Степень
болезненности и неоднозначности их вступления зависела от правильности официальных
властей в религиозном вопросе. Опыт также показал, что государственная опека
над православным духовенством вряд ли пойдет ему на пользу. Это привело к
застою церковной жизни, снижению религиозности православного населения. Эти
проблемы убедили власти в необходимости пересмотра традиционной политической
линии.
Объект
исследования –
Теоретическое изучение духовных основ мировоззрения Н. В. Гоголя и их влияния
на его раннее творчество.
Предмет
исследования –
Духовное начало в ранних повестях
Н.В. Гоголя.
Цель
исследования –
изучить культурологические основания исследования духовного начала в
художественных текстах Н. В. Гоголя.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Изучить
формирование религиозного мировоззрения Н. В. Гоголя;
2. Исследовать
Работы
Воропаева В.А. о Н.В. Гоголе;
3. Проанализировать
генезис духовного смысла в сборнике повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки»;
4. Проанализировать генезис
представлений Н.В. Гоголя о духовно-нравственных ценностях в «Миргороде».
Заключение:
В начале XIX века Россия сформировалась как
многонациональное государство, в котором проблема межконфессиональных отношений
была связана с интеграцией народов, присоединившихся к империи. Степень
болезненности и неоднозначности их вступления зависела от правильности
официальных властей в религиозном вопросе. Опыт также показал, что
государственная опека над православным духовенством вряд ли пойдет ему на
пользу. Это привело к застою церковной жизни, снижению религиозности
православного населения. Эти проблемы убедили власти в необходимости пересмотра
традиционной политической линии.
Гоголь осознал и испытал в своем произведении
это наслаждение «огненным фениксом», то есть сделал это не только внешним
созерцанием, но и внутренним опытом, когда он зажег огонь. Мертвые души. «Как
только пламя смыло последние листы моей книги, ее содержимое внезапно воскресло
в очищенном и сияющем виде, как феникс в огне». Но жертвенный энтузиазм, без
которого невозможно преобразование души, теперь проявляется у Гоголя в своей религиозной
форме. И он вступает в резкое противостояние между физическим и духовным, так
что второе, как высшее, он считает достижимым только ценой потери (или отказа)
от первого, как это видно из его суждений о Боге: земная мудрость Он даст
небесную мудрость; удалив чувственное видение, оно даст духовное видение, с
помощью которого мы увидим то, перед чем все земное пыльно; Забирая временную и
незначительную жизнь, она дает нам жизнь вечную, которая до временного есть то
же самое, что и все, что раньше было ничем.
Творческое наследие Николая Гоголя имеет большую
ценность в
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Духовные основы мировоззрения Н.В. Гоголя и их влияние
на творчество писателя
1.1 Формирование религиозного мировоззрения Н.В.
Гоголя
Так, в области художественного творчества
Гоголь перешел к постановке нравственных проблем, в области нравственности он
пытался решать вопросы и задачи литературного творчества. Поэтому
художественное и моральное для него дополняют друг друга и оказываются взаимно
определяющими. Даже на этапе, когда в творчестве Гоголя преобладала
эстетическая идея мира, он пытался оформить религиозное усмотрение основ
эстетической целостности в виде «маяка», но тогда это была «задача». И не
отправная точка, а метод подхода, программа и не ее практическая реализация.
Религиозная вера «незаметно» руководила писателем в его этических поисках. Тот
факт, что он начал открыто открывать каждому свои недостатки и работать над их
искоренением, и призывать других делать то же самое, не был случайностью, а
основывался на повышенном чувстве и принятии серьезной и полной позиции, что
человек является грешником, и не всегда осознает свое греховное состояние. Но
вера научила и даже заставила человека смотреть на себя безжалостно и не поддаваться
на обман кажущейся безупречностью. Гоголь воспринял эту христианскую точку
зрения и даже расширил ее [21].
Гоголь воспринял эту христианскую точку
зрения и даже расширил ее. В отличие, например, от Чаадаева, который объективно
стороннего наблюдателя возместил России за свой грех, оставаясь как бы на
расстоянии, только стороной осуждения и осуждения, Гоголь чувствовал себя
причастным ко всем порокам и недостаткам и, как и своего рода христианин,
который обратил все грехи, прежде всего на себя, взял на себя вину и
ответственность за русские несовершенства и беды, услышав «мучительный упрек
самому себе за все в России». Он надеялся, что каждый услышит в себе этот упрек
и все вместе бросятся «на свет». Но твердо установив, что эстетические и
моральные пути, взятые индивидуально, изолированно, в наивысшей точке своего
напряжения, вступают в жестокий конфликт, он стремится выявить точки не только
их положительной связи, но и их органического единства. Религиозный путь
представляется ему этим общим и высшим принципом, способным впитать как
эстетику, так и этику. Подход к религии как к синтезу эстетики и этики
подготовлен развитием предыдущих этапов духовной эволюции писателя. В «Развязке
с генеральным инспектором» он вкладывает в уста актера призыв не смущаться,
смеясь «над собой». Да, мы смеемся над собой, мы смеемся, потому что мы имеем в
виду «высший ранг, чтобы быть лучшими среди других!» Комический актер служит —
как и все должны служить — своей земле. Он не пустой пересмешник, а «честный
чиновник великого божественного государства», готовый добросовестно служить
«тому, кому все должно служить» и призванный со всем проявить свое стремление
«к высшей вечной красоте» [8].
Гоголь стремится не только к нравственной
красоте, но и к «почти небесной красоте нравственности». Без него невозможно
защитить ни само искусство, ни все священное, для чего оно служит плацдармом.
Оценивая эстетику с достигнутой сейчас точки зрения, он пытается угадать и
понять божественный принцип красоты. «Просто вспомни, — пишет он в «Размышлениях
о Божественной литургии», — и собери в своей памяти все самое прекрасное, что
ты когда-либо видел на земле и чем восхищался, и только представь, что он был
самым прекрасным, потому что было некое отражение великой небесной красоты,
сверкающее край единой одежды Бога, и ваша душа сама вознесется к источнику и к
лону вечной красоты [7].
Гоголь стремится не только к нравственной красоте, но
и к «почти небесной нравственной красоте». Без этого нельзя защитить ни само
искусство, ни все то священное, за которое оно стоит». Оценивая эстетику с
достигнутой сейчас точки зрения, попытайтесь угадать и понять божественный
принцип красоты. Просто помните, — пишет он в «Размышлениях о красоте». Божественная литургия — и собери в своей
памяти все самое прекрасное, чего