Курсовая с практикой Гуманитарные науки СКД

Курсовая с практикой на тему Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса организации досуговой деятельности 5
1.1 Досуговая деятельность: понятие и содержание 5
1.2 Технологии социально-культурной деятельности, способствующие процессу адаптации пожилых людей 9
Глава 2. Социально-культурная деятельность, направленная на организацию досуга людей пожилого возраста 21
2.1 Сценарий конкурсной программы, посвященной женскому дню 21
2.2 Выводы и практические рекомендации по развитию социокультурной поддержки пожилых людей 25
Заключение 28
Список использованной литературы 31

 

  

Введение:

 

Досуг — это особая сфера социализации людей, в которой естественным образом реализуются их интересы и потребности, личностные и социальные амплуа, развивается активность, творческая инициатива, осуществляется поиск новых ценностных ориентиров путем свободного выбора видов деятельности.
Организация социально-культурной деятельности с пожилыми людьми должна быть выстроена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и по специальным программам, которые помогут данной категории граждан реализовать все свои потребности (общение, включенность в социум, адаптация, осознание новой роли).
Наиболее характерными социальными рисками пожилых граждан являются: бедность и материальное неблагополучие; ухудшение здоровья и риск преждевременной смерти; риск социальной изолированности; утрата родственных связей; деформация норм поведения; риск мошеннических действий в отношении этой группы.
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной и социально-культурной работы с пожилыми людьми.
Существуют основные подходы организации социально-культурной деятельности различных групп населения. В этой сфере особое значение имели работы Г.А. Аванесова, Н.Ф. Волковой, Ю.Д. Красильникова, Л.Н. Кисловой, С.С. Климук, Ю.А. Стрельцова, Р.А. Теменьевой и др.
Важно отметить, что культурный потенциал пожилых людей совершенно необходим реформируемому обществу, поскольку служит залогом его устойчивого развития. Безоглядное разрушение традиционной системы норм и ценностей может привести к социальной катастрофе, и сейчас становится все более очевидной необходимость баланса развития и сохранения культурной традиции при решении задач модернизации российского общества.
Пожилые люди являются носителями необходимых общественных ценностей и идеалов, пренебрежение которыми в угоду прагматизму не позволит обеспечить подъем и улучшение условий жизни населения.
Объект исследования: досуговая деятельность людей пожилого возраста.
Предмет исследования: социально-культурные особенности и процесс организации досуговой деятельности людей пожилого возраста.
Цель исследования: изучить особенности организации досуговой деятельности людей пожилого возраста.
Задачи работы:
— рассмотреть понятие и содержание досуговой деятельности;
— описать технологии социально-культурной деятельности, способствующие процессу адаптации пожилых людей;
— сформулировать практические рекомендации по развитию социально-культурной поддержки лиц пожилого возраста.
Методы исследования, использованные в работе: анализ научной литературы по проблеме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В качестве заключения к данному исследованию можно сделать вывод, что необходимость сохранения активной жизненной позиции в пожилом возрасте — важнейшая задача на сегодняшний день.
Главное в организации досуга пожилых людей – их социальная адаптация, сохранение и продолжение социальной активности, развитие личностного потенциала, предоставление условий и возможностей приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение и развитие новых интересов, установление дружеских контактов, активизация их творческой деятельности, поддержка и повышение их жизненного тонуса.
Важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом выступает его досуговая активность. Творческие, просветительские, игровые, зрелищные, оздоровительные – основные виды досуговых занятий для пожилых людей.
Обобщив сказанное можно сделать вывод о том, что для эффективного взаимодействия с людьми пожилого возраста и создания благоприятной обстановки для раскрытия творческого, физического, интеллектуального потенциала нужно создать необходимые условия. Нужно уделять особое внимание тому, что данная категория граждан имеет свои физические и психологические особенности, поэтому при организации досуга, нужно обязательно учитывать их. Перечислим эти особенности: изменение ценностных ориентиров, смена интересов; низкий уровень мобильности и адаптации к новым условиям жизни; к старости люди также теряют способность жить независимо, появляются страхи и сомнения. Очень актуальна среди пожилых проблема одиночества, именно поэтому важно удовлетворить потребность в общении.
Все организуемые мероприятия должны быть направлены на удовлетворение потребностей именно данной возрастной категории и с учетом пожеланий самих участников.
Существуют специальные социально- культурные технологии разработанные для лиц пожилого возраста: клубная работа с пожилыми гражданами; библиотерапия; изотерапия; игровая терапия; туризм, спорт и активный отдых; гарденотерапия.
Решение проблемы социокультурного развития людей пожилого возраста в современном социальном контексте необходимо искать в сфере досуга. Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за раннего прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сферы, а бытовая — значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.
Одним из важнейших критериев жизни является правильно организованный досуг — такой как труд, быт и отдых. Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество.
Проблема досуга пожилых людей это задача государственного масштаба. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание. Для этого нужно создавать оптимальные условия, стимулировать стремление пожилых людей к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем незанятое свободное время. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь пожилые люди — это большой резерв традиций и культурных ценностей.
Организация социально- культурной деятельности с людьми пожилого возраста должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей и потребностей по специальным программам, которые помогут пенсионерам раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал в полной мере, а так же помогут включиться в социум и стать более мобильными.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения процесса организации досуговой деятельности
1.1 Досуговая деятельность: понятие и содержание
Досуг является одним из важных средств формирования личности человека. В условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или отдельной социальной группы.
В современных энциклопедиях и справочных изданиях, зачастую, досуг и свободное время трактуются как взаимозаменяемые друг друга понятия, уравниваются между собой. К середине XX века в зарубежной и советской науке были выделены три позиции определения досуга. Согласно первой, время взрослого человека делится на «рабочее время» и «не рабочее время», досуг и внерабочее время рассматриваются как одно и то же. Суть второй позиции составило отождествление понятий «досуг» и «свободное время». В рамках третьей позиции досуг квалифицировался в качестве части свободного времени, где с последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности, и досуг сводился к отдыху и развлечениям [15, c. 128].
С точки зрения Э.В. Соколова досуг является совокупностью занятий, которые выполняют функцию восстановления физических и психических сил человека. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением, случайные занятия без целей, желаний и потребностей [17, c. 82].
С.С. Климук говорит о досуге, как о части свободного времени (он является частью внерабочего времени), которым человек распоряжается по своему усмотрению. Досуг входит, как составная часть, в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижения к месту работы и обратно, свободное время, затрачиваемое на обучения, воспитания, общественную деятельность. Досуг — это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения других целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости [11, c. 164].
Досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, которыми индивид занимается по собственной воле: отдых, развлечения, повышение мастерства, образование, участие в жизни общества. Таким образом, досуг — это деятельность, очерченная определенным периодом времени. При этом единство досугового времени и досуговой деятельности взаимоопределяющие друг друга и направлены на саморазвитие личности, ее самоорганизацию, самореализацию [3, c. 184].
Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих сил. В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполняя в течение многих лет роль придатка производственной сферы, досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества [13, c. 31].
В современной научной литературе встречается довольно много различных типологий современного досуга: разделение досуга на деятельный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно организованный.
В структуре досуга можно выделить следующие элементы:
а) общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, обучение, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых;
б) лично регулируемую — индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях.
Следовательно, понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга.
Следует выделить специфические признаки досуга, приоритетными из которых являются:
— Свобода выбора досуговой деятельности, свобода от обязанностей;
— Добровольное участие в разрешительной деятельности;
— Желание получить радость и удовольствие;
— Самодостаточность и самоценность.
Стоит так же отметить и зарубежные теоретические концепции по трактовке досуга. Анализ его основных подходов свидетельствует, что досуг рассматривается как вид деятельности; как составляющую временного пространства (количественная концепция), как психологическое состояние, эмоциональное восприятие действительности; как признак целостного образа жизни, как естественную потребность человека, возможность самореализации и мотив для трудовой деятельности, как время для антисоциальных целей и бесполезного времяпрепровождения и др.
В концепциях постиндустриального общества, как отмечает французский ученый Ж. Дюмазедье, «всестороннее развитие личности возможно только в «цивилизации досуга», главной целью которого автор считает культурное развитие человека. Поэтому, по его мнению, является ошибкой отождествлять культурное и общественное развитие, поскольку последнее сводится к уменьшению экономического и культурного неравенства, а также к укреплению сотрудничества между отдельными людьми, группами, категориями населения, независимо от их общественного благополучия [14, c. 57].
С целью раскрытия теории досуга и изучения его предметного содержания американская школа исследований (Дж. Брайтбилл, С. Паркер, Дж. Келли, Дж. Шиверс и т.д.), в частности М. Каплан отметил, что досуг нельзя отождествлять со свободным временем или сводить в перечень различных видов деятельности, направленных на восстановление сил человека, а необходимо понимать как центральный элемент культуры, который имеет глубокие связи с другими сферами жизни (трудом, семьей) [15, c. 22].
Важную роль в разработке теорий и концепций досуговой деятельности сыграли идеи и теоретические положения работ Дж. Шиверс, который рассматривает досуг как естественную потребность человека, возможность самореализации и мотив для трудовой деятельности. Автор считает современный досуг временем отдыха, восстановления сил, получения удовольствия и радости.
Классическими представителями концепции досуга, как составляющей свободного времени являются ученые Дж. Годби и Т. Гудов. Исследователи считают досуг определенным видом деятельности и разделяют на серьезный и несерьезный (обычный). Серьезный досуг — это занятие любителей или участников общественной деятельности, которые захватывают человека многочисленными возможностями и присущей им комплексностью. В отличие от обычного досуга в процессе серьезного досуга человек приобретает специальные навыки, получает удовольствие и возможность самореализации. Среди основных признаков серьезного досуга ученые выделили следующие: потребность продолжать определенные досуговые занятия; возможность зафиксировать свои умения и навыки в общественной жизни; наличие духовных и материальных преимуществ (самореализация, духовное обогащения, повышение самооценки, лишения комплексов), создание группового социального мира на основе общих интересов и, как следствие, принадлежность к определенному коллективу (сообществу). По мнению ученых, досуг, как составляющая свободного времени, является определенным видом деятельности, при этом субъект может достигать собственные цели [17, c. 92].
Таким образом, проанализировав понятие «досуг» в научной литературе можно прийти к выводу, что отечественные и западные ученые, приходя к единому мнению, отмечают, что на современном этапе понятие досуга неразрывно связано со свободным временем. При этом если предложенная западными учеными модель досуга предполагает активную, а не пассивную досуговую деятельность, которая заключается в эмоциональной разгрузки, удовлетворении импульсов и инстинктов человека, его потребностей в самореализации и самовыражении, то основная концепция российских исследователей базируется на воспитании, формировании интересов и духовных потребностей, а так же гармоничном развития личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы