Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Достоинства и недостатки метода педагогического эксперимента

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения достоинств
и недостатков метода педагогического эксперимента.. 7

1.1. Становление экспериментального метода в
психологических исследованиях XIX века. 7

1.2. Педагогический эксперимент как способ определения
эффективных средств и методов обучения. 12

1.3. Достоинства и недостатки педагогического эксперимента. 15

Глава 2.
ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ   19

2.1. Организация эксперимента, методы изучения
коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня. 19

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 21

2.3 Содержание логопедической работы по формированию
коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня  24

Заключение. 29

Список используемой литературы.. 31

Приложение  33

  

Введение:

 

Актуальность работы. Одной
из основных задач педагогического эксперимента является проверка определенной
системы обучения; сравнение эффективности некоторых методов обучения и системы
проблемного обучения.

В
ходе реализации данного метода психолого-педагогического исследования
происходит разработка системы мер по формированию у учащихся познавательных
интересов и потребностей; проверка эффективности мер по формированию у учащихся
навыков учебного труда; развитие познавательной самостоятельности.

Важной
задачей является также реализация дидактических исследований, связанных с
выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических
действий, в частности: обновления системы мер по предупреждению неуспеваемости;
оптимизация объема и сложности учебного материала, включаемого в программу;
выбор оптимального числа упражнений для формирования определенного умения;
построение проблемного обучения слабоуспевающих обучающихся; дифференцированная
работа с учениками на основе разной степени оказываемой им помощи в учении.

Эффективность
экспериментальной деятельности во многом обусловливается соблюдением
исследователем последовательности основных этапов педагогического эксперимента.
Отдельные шаги его необходимо специальным образом проектировать, ориентируясь
на логику экспериментального цикла

Метод
(от греч. metodos — путь исследования или познания, теория, учение) —
совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического
освоения действительности. Он служит прежде всего получению и обоснованию
объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы — мерило ее зрелости и
совершенства, показатель сложившихся в ней отношений.

Различают
методы общие и специфические, практические и логические, эмпирические и
теоретические, употребляемые при открытии и обосновании. Общими называются
методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как
специфическими — т.е., которыми пользуется только наука.

К
первым относятся анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция,
дедукция, аналогия и др., ко вторым — научное наблюдение, эксперимент,
идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к
конкретному и т.д. Практическими являются методы, применяемые на практическом,
т.е. предметно-чувственном уровне научного познания, в то время как логические
методы — это логические «фигуры», которые являются результатом обобщения
миллиарды раз повторяющихся практических действий.

К
числу первых относятся, в частности, наблюдение, измерение, практический
эксперимент; к числу вторых доказательство, объяснение, выведение следствий,
оправдание и др. Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент,
относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их и с ними «слитые»
доказательство или выведение следствий. Такие же методы как идеализация,
мысленный эксперимент. восхождение от абстрактного к конкретному являются
теоретическими. Существуют методы, приспособленные преимущественно к
обоснованию знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация),
другие же «работают» больше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение,
аналогия, мысленный эксперимент)

Для
педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в
процесс возникновения и течения исследуемых явлений. В отличие от обычного
изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их
непосредственного наблюдения, эксперимент позволяет целенаправленно изменять
условия педагогического воздействия на испытуемых, тем самым обеспечивая
наиболее явные результаты.

Анализ
системы данных осуществляется с применением как метрических, так и качественных
методов: оценка параметров; группировка данных; обработка данных; интерпретация
результатов количественного анализа и выводы; определение степени достоверности
результатов и выводов.

Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве
исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее
запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности
используются методы наблюдения, беседы, опросов и т.д.

Объект исследования – процесс
педагогического эксперимента.

Предмет исследования  – методы экспериментальной деятельности в
обучении.

Цель исследования – изучить
основные достоинства и недостатки метода педагогического эксперимента

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Изучить историю становления
экспериментального метода в психологических исследованиях XIX века;

2. Рассмотреть педагогический
эксперимент как способ определения эффективных средств и методов обучения

3.
определить достоинства и недостатки педагогического эксперимента

4.
провести экспериментальную работу по формированию коммуникативной компетенции у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления
с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента
является запланированное вмешательство исследователя в изучаемое явление,
возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых
условиях. Под педагогическим экспериментом подразумевается комплекс методов
исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку
правильности выдвинутой гипотезы .

Ю.
К. Бабанский утверждает, что педагогический эксперимент предполагает
осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности.

Таким
образом, существует большое количество определений термина «педагогический
эксперимент», но все они определяют его характерные особенности как метода
психолого-педагогического исследования.

Во-первых,
педагогический эксперимент характеризуется обязательным запланированным
вмешательством исследователя в ход изучаемого процесса.

 Во-вторых, во время проведения такого
эксперимента существует возможность многократного воспроизведения исследуемых
явлений в варьируемых условиях относительно точного измерения их параметров.

В-третьих,
характерной чертой педагогического эксперимента является апробация полученных в
ходе эксперимента данных в массовом образовательном опыте.

Еще
одной существенной чертой эксперимента является строгое выделение одного
исследуемого фактора или его вариаций и регистрация тех изменений, которые
связаны с действием этого фактора (осуществляется обычно подбором и
сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т.д.).

Мы
выяснили, что эмпирические методы исследования обеспечивают практическое
познание, точную регистрацию психологических фактов и явлений для последующего
теоретического анализа. Данные методы используются на всех этапах
научно-психологической деятельности как в концептуальных исследованиях, так и
для решения частных задач. Посредством их происходит накопление, фиксация,
классификация и обобщение данных как исходного материала для создания научной
теории.

Педагогический
эксперимент является комплексным методом научного исследования, который
предполагает одновременное использование целого ряда других, более частных
методов, таких, как наблюдение, беседа, интервью, анкетный опрос,
диагностирующие контрольные работы, создание специальных ситуаций и т.д.

Эксперимент
является одним из важнейших методов педагогического исследования. При
современном стремительном развитии информационно-коммуникационных технологий
совершенно очевидно, что образовательный процесс в школе должен постоянно
развиваться и совершенствоваться, а для этого как учитель, так и
образовательное учреждение в целом должны постоянно пробовать что-то новое,
экспериментировать, создавать новую практику образования, соответствующую
постоянно обновляющемуся обществу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
достоинств и недостатков метода педагогического эксперимента

1.1. Становление экспериментального метода в
психологических исследованиях XIX века Эмпирические
(от греч. empeiria — опыт) методы исследования обеспечивают практическое
познание, точную регистрацию психологических фактов и явлений для последующего
теоретического анализа. Данные методы используются на всех этапах
научно-психологической деятельности как в концептуальных исследованиях, так и
для решения частных задач. Посредством их происходит накопление, фиксация,
классификация и обобщение данных как исходного материала для создания научной
теории [13, с.119].

В
качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства и
отношения вещей, явлений, которые обнаруживаются в ходе практической
деятельности, наблюдений и экспериментов. Основной признак эмпирического
объекта — возможность его чувственного отражения. Результаты анализа данных,
полученных в рамках исследования, выражаются как в форме зафиксированных
фактов, так и в виде эмпирических обобщений.

К
числу основных эмпирических методов психологических исследований относятся:
наблюдение, опрос, тестирование, психологический эксперимент, контент–анализ.
Следует подчеркнуть, что в проведении психологических исследований и
научно-обоснованном анализе их результатов главное — это оценка их
обоснованности и достоверности. В связи с этим в первую очередь важно
качественное освоение методически грамотное применение специалистами научных
методов исследования. Недостаточное знание исследователями методологии
применения эмпирических методов снижает их качество и результативность
Внедрение эксперимента в психологию было обусловлено прежде всего развитием
философии, которая обогатила молодую науку методологическими принципами
исследования психики, в частности принципами детерминизма, развития,
системности и т.д.

В
XVII в., в период, когда психология еще развивалась в рамках философского
знания, X. Вольф выдвинул идею, суть которой: измерять психические явления по параметрам
их продолжительности и интенсивности. А уже в XVIII в. обсуждались разные пути
становления психологического знания и были сформированы первые представления о
эмпирической психологии. С середины XIX в. складываются предпосылки и
появляются возможности для применения в исследовании психологических проблем
экспериментальных методов естественных наук [15, с.3].

В
XIX в. появляются первые психологические лаборатории и это становится началом
эмпирических исследований, впоследствии получивших название «экспериментальные»,
но по факту, как правило в то время они таковыми не являлись.

На
рубеже XIX-ХХ вв. психология, став самостоятельной наукой, накапливала
эмпирический материал, разрабатывала методологию и инструментарий изучения
психических явлений.

Немецкий
город Лейпциг по праву занимает особое место в истории психологии. В этом
городе В. Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt), в 1879 г. основал первый
Институт экспериментальной психологии. Позднее студенты В. Вундта основали
психологические лаборатории в университетах Пенсильвании и Колумбии. В числе
его учеников был будущий лауреат Нобелевской премии по физиологии — И.П.
Павлов.

Метод
экспериментальной интроспекции использовалось В. Вундтом для изучения низших
психических процессов. А для познания высших процессов В. Вундт предложил
другую дисциплину — «Психологию народов».

В
первой научной психологической лаборатории В. Вундта были использованы в
качестве критерия экспериментального метода два условия, дополняющих метод
интроспекции:

1)
стандартизация, позволяющая сравнивать результаты разных исследователей;

2)
аналитическое сравнение показателей.

В
психологических исследованиях это способствовало переходу от целостного
описания субъективной реальности к выделению переменных.

Таким
образом, основными критериями перехода к объяснительной экспериментальной
психологии стал анализ и сравнение процессов в контролируемых условиях и
возможность неоднократно воспроизвести полученные результаты. На этом этапе
своего развития психология выделилась из философского знания и стала
самостоятельной наукой [17, с.112].

Представления
о критериях научности в психологии существенно изменялись на последующих этапах
ее дальнейшего развития. Но показательно, все критерии имели общую точку
отсчета в представлениях об экспериментировании.

Известно,
что В. Вундт был учеником и последователем известного физиолога XIX века
Иоганна Мюллера. Возможно поэтому в своих работах ученый делал акцент на
разработку направления, которое сформировалось в рамках биологических
исследований. Не имея механического инструмента, эквивалентного микроскопу
биологов, в исследованиях человеческого сознания В. Вундт успешно использовал
метод экспериментальной интроспекции как его функциональный эквивалент. Поэтому
ученого по праву считают родоначальником новой отрасли – экспериментальной
психологии.

Эксперименты
по внутренней перцепции у В. Вундта, проводились с соблюдением ряда
обязательных правил: точное определение момента начала исследования;
присутствие наблюдателей, которые не должны были снижать уровень своего
внимания на протяжении всего эксперимента; неоднократное повторение испытания;
условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения факторов
раздражения и возможности осуществления контроля за этим процессом.
Уникальность работы В. Вундта по изучению ощущений испытуемого заключалась в
том, что он фактически обосновал необходимость применения экспериментального
метода как средства доступа к сознанию человека. Метод интроспекции в
лаборатории ученого был применен как экспериментальный инструментарий и
несмотря на ряд своих недостатков стал первым специальным методом изучения
ментальных процессов в психологии.

В
Лейпциге работал и Г. Фехнер (нем. Gustav Theodor Fechner), сформулировавший
психофизическую теорию отношений между душой и телом. Параллейно Г. Фехнером
были разработаны основы построения психофизического эксперимента.
Индивидуальные опыты, проведенные исследователем, включали стратегию
«рандомизации», или случайного порядка, при предъявлении стимулов разной
величины в их общей последовательности. Немецкий ученый рассматривал их как
способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических
характеристик предъявляемых ему стимулов. Им были предложены три классические
методики измерения ощущения, впоследствии получивших название «классических
методик пороговых измерений». В результате в психологии стало возможным
построение субъективных шкал ощущений.

В
своей монографии «Элементы психофизики» (1860 г.), которая по праву считается
фундаментальным трудом в области экспериментальной психологии, Г. Фехнер
сформулировал первые законы особенностей соотношения между физическими
характеристиками внешней стимуляции и интенсивностью их ощущений. Впоследствии
это дало основание французскому психологу, специалисту по экспериментальной
психологии Полю Фрессу, считать основателем этого направления именно Г.
Фехнера.

Спустя
несколько лет после заявления В. Вундта о невозможности экспериментального
исследования высших психических функций другой немецкий психолог Г. Эббингауз
(нем. Hermann Ebbinghaus) начал успешно применять эксперимент для изучения
процессов памяти. В исследованиях закономерностей запоминания и забывания у Г.
Эббингауза прослеживались приемы, впоследствии ставшие нормативами
экспериментирования. К примеру, ряд специальных приемов получения
психологических данных, в частности так называемый «метод ассоциаций», в
эмпирической психологии сознания предшествовал разработке научных схем
экспериментальных воздействий. Показательно, что в ходе многочисленных
экспериментов были определены: особенности обучения и запоминания в разных
условиях; выявлена зависимость объема запоминаемого материала от числа повторов
и др. Важно подчеркнуть, что по оценке современников, исследования Г.
Эббингауза всегда были продуманны и отличалось строгим контролем за соблюдением
условий эксперимента, математическим анализом данных [14, с.456].

Г.
Эббингауз был первым ученым своего времени, который на практике отказался от
популярного метода интроспекции. Исследователь-одиночка открыл путь экспериментальному
изучению навыков понимания объективности в психологии человека. Этот
оригинальный подход был отличным от исследований, проводившихся в рамках
бихевиоризма. По сути Г. Эббингауз положил начало экспериментальному
исследованию процессов памяти. Его работа «О памяти» представляет собой первую,
оригинальную по концепции теорию механической памяти.

В
начале ХХ в. в Европе первые психологические лаборатории и экспериментальные
психологические исследования были направлены на выявление структуры и элементов
сознания, являвшегося на этом этапе основным предметом психологии. В числе
исследователей, работавших в этом направлении были: О. Кюльпе, Г. Мюллер, В. М.
Бехтерев, Г. И. Челпанов, Э. Крепелин, И. А. Сикорский и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы