Курсовая с практикой на тему Договор аренды транспортных средств ( понятие, виды, содержание)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 5
§1. Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных
средств 5
§2. Правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств 12
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИДОВ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ 18
§1. Особенности аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем)
– фрахтование 18
§2. Специфика договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда без экипажа) 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
Введение:
Транспортная отрасль представляет собой крупнейшую составляющую хозяйственной жизни, важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры, все интенсивнее развиваются различные виды транспортных средств.
За последние десятилетия произошли фундаментальные изменения в правовой базе данной отрасли, и российское законодательство не является исключением. Гражданский кодекс РФ посвятил вопросам аренды транспортных средств параграф 3 главы 34, в Кодексе торгового мореплавания РФ появилась глава «Договор фрахтования судна на время» (Тайм-чартер), а в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ — гл. 10 «Аренда судов». Несмотря на активную модернизацию гражданского законодательства, не все актуальные вопросы аренды транспортных средств в настоящее время достаточно урегулированы.
Теорией гражданского права не в полной мере раскрыты правовая природа отдельных разновидностей договора аренды транспортных средств с экипажем (фрахтование на время), недостаточно четко сформулировано соотношение смежных договоров. Возникают вопросы при определении субъектного состава данного договора, ведутся споры относительно того, должны ли участники арендных отношений обладать статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя. Ведутся споры относительно того, какими нормами (гражданского или трудового законодательства) будут регулироваться отношения о приеме на работу сотрудников в качестве водителя с личным транспортным средством организациями, осуществляющими деятельность по сдаче транспортных средств в аренду с экипажем.
Таким образом, актуальность темы настоящей работы обусловлена необходимостью совершенствования института аренды транспортных средств: формирования четких и однозначных теоретических и законодательных положений, устойчивой и единообразной правоприменительной практики. Цель настоящей работы заключается в разработке теоретических и практических положений, направленных на совершенствование правового регулирования договора аренды транспортных средств.
Достигнуть данной цели представляется возможным путем решения следующих задач:
изучить учебную и научную литературу по заданной тематике;
проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аренду транспортных средств;
проанализировать правоприменительную практику;
провести анализ гражданско-правовой характеристики договора транспортных средств;
провести анализ видов договора аренды транспортных средств.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с заключением, исполнением и расторжением договора аренды транспортных средств.
Предметом выступают нормы гражданского права, научно-исследовательская литература, материалы судебной практики, характеризующие договор аренды транспортных средств.
В процессе написания работы применялись общенаучные методы исследования (функциональный, логический), а также специальные методы исследования: структурный, диалектический, сравнительно-правовой методы, метод формально-юридического анализа.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и библиографический список.
Заключение:
Договор аренды транспортных средств широко распространен в мире и все большую популярность приобретает в нашей стране. Он регламентируются не только Гражданским кодексом, но и соответствующими транспортными уставами и кодексами, а также иными федеральными законами и подзаконными правовыми актами. Законодательство довольно подробно регламентирует права и обязанности сторон договора аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, а также основания и пределы их ответственности, однако, в то же время, не теряет признаки диспозитивности, позволяя участникам арендных правоотношений в абсолютном большинстве случаев изменить сформулированные законодательством условия в конкретном договоре.
Несмотря на обширную правовую базу, в теории и практике правоприменения существует ряд вопросов, заслуживающих на наш взгляд, более четкой регламентации.
Так, например, законодательство не содержит четкого перечня индивидуализирующих признаков транспортного средства, позволяющих считать договор аренды такого транспортного средства заключенным. Примерный перечень таких признаков включает в себя: вид (тип) транспортного средства, регистрационный номер, номер шасси, номер кузова, год выпуска, цвет транспортного средства, однако список указанных признаков сформулирован судебной практикой.
Гражданский кодекс РФ не содержит четких критериев разграничения договоров аренды транспортных средств без экипажа и договора проката; договора аренды транспортных средств и трудового договора, заключенного с работником, выполняющим свои трудовые обязанности на личном автомобиле.
Не получил четкого закрепления в законодательстве и вопрос о правовой природе договора фрахтования. Непоследовательность законодателя в изложении норм, посвященных договору аренды и договору фрахтования, порождает научную дискуссию в отношении определения правовой сущности договора фрахтования. Существует несколько точек зрения: договор фрахтования является разновидностью договора аренды транспортных средств; договор фрахтования является разновидностью договора перевозки наравне с договором перевозки; договор фрахтования — самостоятельный договор, по своей правовой природе занимающий промежуточное место между транспортными договорами и договором аренды. Для того чтобы минимизировать споры, представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство и выработать единый подход к определению договора фрахтования, который будет применяться во всех транспортных уставах и кодексах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
§1. Понятие, признаки и особенности договора аренды транспортных средств
Договор аренды транспортного средства представляет собой разновидность договора имущественного найма, которому в ныне действующем Гражданском кодексе РФ, в отличие от предшествующего Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, посвящен отдельный параграф 3 главы 34.
Гражданский кодекс РФ предлагает две конструкции договора аренды транспортных средств:
• договор аренды транспортного средства с экипажем, по которому арендодатель предоставляет его арендатору во временное владение и пользование за плату, и при всем этом оказывает своими силами услуги по его управлению и технической эксплуатации;
• договор аренды транспортного средства без экипажа и без предоставления дополнительных услуг.
Договор аренды транспортных средств является реальным, что означает, что для его заключения, помимо согласования сторонами всех его существенных условий, необходима также передача имущества, являющегося предметом договора. Указанное положение нашло подтверждение в постановлениях Седьмого ААС от 09.07.2009 N 07АП-4628/09, Восемнадцатого ААС от 13.08.2009 N 18АП-6264/2009, Девятого ААС от 30.04.2010 N 09АП-7582/2010. Сторонам видится целесообразным зафиксировать факт передачи имущества арендатору в акте приема-передачи, хотя и Гражданский кодекс РФ не устанавливает императивно для сторон такую обязанность.
Современное законодательство не предъявляет специальных требований к сторонам договора аренды транспортного средства, поэтому как арендатором, так и арендодателем автомобиля могут выступать любые субъекты гражданского права, с соблюдением правил о правоспособности и дееспособности: физические и юридические лица, публично-правовые образования. Право сдачи транспортных средств в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, управомоченным на это законом или собственником имущества.
Договор заключается в письменной форме, независимо от его срока, к нему не применяются правила о регистрации договоров аренды, возобновлении договора аренды на неопределенный срок и преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок.
Особенности аренды отдельных видов транспортных средств устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Передаваемое по договору аренды имущество должно быть достаточным образом идентифицировано в договоре, для признания его заключенным. Законодательство не закрепляет четкий перечень таких признаков. Материалы судебной практики дают основание полагать, что для индивидуализации транспортного средства в договоре аренды необходимо указать его вид, марку, год выпуска, номер двигателя, государственный номер и иные характеристики (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2003 N А33-10905/02-С2-Ф02-50/03-С2).
Отсутствии указанных данных в договоре аренды позволит считать условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, не согласованным сторонами, а соответствующий договор не заключенным. Так, в одном из дел Федеральный Арбитражный суд Уральского округа решил: «В удовлетворении требований было отказано, поскольку спорный договор сторонами не заключен, так как в нем отсутствуют данные о марке, цвете, государственном номере арендуемых транспортных средств, номере кузова, годе выпуска, то есть индивидуализировать объект договора аренды не представляется возможным ».
Предметом договора аренды могут быть следующие транспортные средства:
1) большие грузовые автомобили, автомобили-тягачи с полуприцепами, экскаваторы и краны и другие технические устройства на автомобильной тяге, управление и эксплуатация которых требует специальных квалификационных навыков;
2) воздушные судна — летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ст. 32 ВК РФ);
3) суда, используемые во внутренних водах, — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, паромы, дноуглубительные и дноочистительные снаряды, плавучие краны и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ РФ);
4) морские суда — самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях торгового мореплавания (п. 1 ст. 7 КТМ РФ);
5) железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».