Курсовая с практикой на тему Дизартрия: причины, особенности. Коррекционно-педагогическая работа с детьми в условиях ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИЗАРТРИИ 5
1.1.Определение и причины дизартрии 5
1.2. Особенности проявления дизартрии 10
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ 15
2.1. Особенности состояния неречевых функций (моторный праксис, пространственный гнозис и праксис) детей дошкольного возраста с дизартрией 15
2.1. Состояние мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 18
2.3. Инновационные мероприятия в работе с детьми со стертой формой дизартрии в условиях ДОУ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность темы. Современное состояние модернизации образовательной системы Российской Федерации, акцентирует внимание на углубленное изучение особенностей общего, психического и речевого развития современных детей. Ведь на сегодняшний день, очень много детей, которые родились с какими-то отклонениями в развитии, не в физическом, а именно в умственном развитии. И если большинство людей в Российской Федерации и по всему бывшему Советскому Союзу считают таких людей больными, а часто и душевнобольными, то в «другом мире» к ним нашли другой подход, по-другому стали относиться.
В Соединенных Штатах Америки, как и на большей, части территории Европы, таких детей принято считать креативными. Конечно, такие дети для всестороннего развития должны иметь соответствующих специалистов, индивидуальный подход, и соответствующие условия.
Новые тенденции в развитии современной системы образования трактуют требования к психическому и речевому развитию детей дошкольного возраста, обусловливает формирование целостной и гармонично развитой личности, обладающей основами литературного языка как национально-культурной ценности.
Для малышей 3-6 лет своевременный речевое развитие является ведущим признаком нормального течения психофизического развития ребенка в целом. Ученые акцентируют внимание на стремительное увеличение детей с проблемами психофизического развития и по развитию речи.
Ученые утверждают, что такое стремительное увеличение детей с проблемами возникает в связи с экологическими негативными факторами, в связи с демографическими и внутренними биологическими особенностями. Эти особенности затрудняют или даже невозможным психологическую адаптацию ребенка, вхождение в образовательное пространство и будущее самоопределение или даже познания себя как личности. Эти вопросы непосредственно актуальны и даже болезненны, особенно для дошкольников, которые имеют определенные нарушения по развитию речи. На сегодня в Российской Федерации наблюдается быстрое увеличение количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Особенно остро стоит проблема логопедической науки. А именно проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое, психологическое и социальное значение.
Цель курсовой работы — заключается в теоретическом и практическом анализе проблемы исследования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить определение и причины дизартрии;
Рассмотреть особенности проявления дизартрии;
Охарактеризовать особенности состояния неречевых функций детей дошкольного возраста с дизартрией;
Исследовать состояние мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
Проанализировать инновационные мероприятия в работе с детьми со стертой формой дизартрии в условиях ДОУ.
Методы исследования: анализ психологической, социологической, педагогической литературы; обобщение и систематизация для концептуализации основных положений исследования.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, дизартрия это — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Дизартрия у детей возникает вследствие поражений центральной и периферической нервных систем. Причинами данных поражений являются различные неблагоприятные факторы пренатального, натального и постнатального развития. Самыми распространёнными из них являются: токсикозы, гипоксия, асфиксия и родовая травма.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают вследствие поражения мозговых структур, которые необходимы для управления речедвигательным механизмом.
Степень проявления фонетических нарушений при дизартрии зависит от того, насколько сильно была поражена та или иная часть мозга, отвечающая за движение органов артикуляции. При лёгких поражениях наблюдается искажение звуков, «смазанность речи», а при тяжёлых – искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
От других речевых нарушений дизартрию отличает тот факт, что при ней нарушается не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Нарушения произношения гласных звуков классифицируются по рядам и подъемам, нарушения произношения согласных звуков – по наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается, вследствие чего дети не воспринимают состояние мышц речевого аппарата.
Также при этом нарушении у детей наблюдаются насильственные непроизвольные движения языка, неправильные артикуляционные уклады. К неречевым симптомам дизартрии относят расстройства сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей и мелкой моторики пальцев рук, эмоционально-волевой сферы, психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, своеобразное формирование личности.
Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85%. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии наблюдаются практически у всех детей. Отмечена взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры. На основании исследования во второй главе курсовой работы, можем утверждать, что результаты исследования двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с дизартрией свидетельствуют о значительном ограничении их двигательных возможностей по сравнению с ровесниками. Выявленные особенности нарушений мануальных манипуляций затрудняют овладение детьми бытовыми и трудовыми навыками, препятствуют дальнейшей учебной деятельности. Ранняя и адекватная коррекционно-развивающая работа среди детей с формой дизартрии позволит комплексно воздействовать на их двигательный статус, улучшить социальную адаптацию, будет способствовать созданию соответствующих условий для дальнейшего обучения, а также повышения качества их жизни.
Фрагмент текста работы:
Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структура дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносимой стороны речи и ряд неязыковых процессов: пространственных представлений, мелкой и общей моторики и др.
Этиология дизартрии связывается с органическими причинами, что влияют на формирование мозговых структур в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Для раннего выявления дизартрии и правильной организации комплексного воздействия, необходимо знать симптомы нарушения.
Обследование ребенка начинается с анализа анамнестических данных, которые указывают на отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, нефропатия, гипертония и др.) асфиксия новорожденных; затяжные или стремительные роды. Стертая дизартрия может наблюдаться в детей без явных двигательных расстройств, что перенесли родовую травму и имеют в анамнезе постнатальную энцефалопатию и другие не резко выражены неблагоприятные влияния во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В данных случаях стертая дизартрия связана с другими признаками минимальной мозговой дисфункции [15].
Впервые попытка классификации форм дизартрии была сделана на основе классификации видов дизартрии, предложенной О. А. Токаревой. Исследователям отмечено, что пирамидные спастические параличи в большинстве детей наблюдаются с различными гиперкинезами.
В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозоология. В исследованиях впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи в детей с дизартрией проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретичных явлений органов артикуляционного аппарата авторы обнаружили четыре группы детей и выделили следующие виды дизартрии:
1) нарушение звукопроизношения как следствие избирательного неполноценности некоторых моторных функций рече-двигательного аппарата (I группа);
2) слабость, вялость мышц артикуляционного аппарата (II группа);
3) клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных движений (III группа);
4) дефекты звуковой стороны речи, что наблюдаются в детей различных форм моторной недостаточности (IV группа) [9].
При обследовании логопедом детей с дизартрией в возрасте 3-5 лет оказываются следующие симптомы: