Курсовая с практикой на тему Дивиантность в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 5
ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Формы проявления нарушений поведения 5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста 8
1.3. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 10
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II 16
АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 16
2.1.Анкетирование подростков в школе 16
2.2 Методы и формы коррекционно-профилактической работы с девиантными подростками 22
Вывод по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Девиантные проявления не уникальны, но их исследования становятся особенно актуальными в настоящее время и в развитии нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и общества осуществляется в условиях качественной трансформации общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах общественной жизни.
Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей определенных социальных групп к нынешней экономической ситуации, порождают деформацию межличностных связей, разделение поколений, утрату традиций. Растущее разнообразие форм социальной патологии.
Криминализация социальной среды и резкое ослабление нормативно-нравственного регулирования социальных отношений, эти и другие негативные тенденции в развитии современное общество представляет собой чрезвычайно важную задачу для социологической науки — изучение природы, законов девиантного поведения и его субъектов — девиантного и антиобщественного объединения.
Наибольшие трудности в адаптации к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков — это, с одной стороны, результат различных процессов в содержании и формах реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, те изменения, которые происходят в ближайшей среде: в семье, в школе. Изучение влияния семьи и школы на проявление отцовских отклонений позволяет лучше понять природу этого явления, выявить основной механизм и тенденции функционирования и развития девиантного поведения как социального явления.
Концепции социальной адаптации, адаптивные стратегии этой социально-демографической группы требуют дальнейшего развития. Исследования российских и зарубежных ученых в основном посвящены социальной адаптации в целом или анализу девиантного поведения подростков.
Следовательно, эта проблема требует дальнейшего теоретического развития и проведения эмпирических исследований.
Таким образом, теоретический неразвитый характер проблемы и ее теоретическое значение говорят об актуальности и новизне темы курсовой работы.
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений в семье у девиантых и недевиантных подростков.
Цели исследования:
1. Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;
2. Рассмотрите особенности семейных отношений у девиантных подростков;
3. Разработать схему эмпирических исследований;
4. Проанализируйте характеристики отношений в семье девиантных подростков.
Гипотеза: мы предполагаем что, в группе девиантных подростков уровень контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности отношениями с родителями статистически значительно ниже среднего уровня, установленного методологией.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: взаимоотношения в семье у девиантных подростков.
Заключение:
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологическая нестабильность начинается с раннего детства. Именно на этом этапе, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, иногда кажущихся незначительными факторов, возникают вредные ценности для дальнейшего развития. В отличие от общественного, семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Они определяют моральную атмосферу семьи, отношения ее членов, сопровождающие человека от рождения до совершеннолетия.
Актуальность темы исследования связана с растущим интересом психологов, социологов, учителей к вопросу о причинах возникновения отклонений в поведении человека в целом и подростков в частности. Особое значение в этой ситуации имеет семья, как социальный институт, способный помогать и поддерживать подростка на решающем этапе развития. Однако кризисные явления в обществе также затронули семью.
Снижение уровня жизни большинства населения, идеологический вакуум, моральный релятивизм общества привели к определенным психологическим последствиям: большому числу семей нужна помощь психологов, учителей, медиков, наркологов, юристов, направленных на организацию помощи и поддержки подросткам с девиантным и делинквентным поведением. Для того чтобы такая помощь была эффективной, ей должны быть предоставлены научные данные о процессах, происходящих в семье между подростком и родителями.
В эмпирическом исследовании 60 школьников приняли участие в изучении отношений между девиантными подростками и их родителями.
Согласно диагнозу уровней склонности к девиантным поведением, большинство подростков, чьи семьи находятся в социально опасной ситуации, демонстрируют отклонения в поведении. Кроме того, большинство девиантных подростков считают существующие отношения с матерью неудовлетворительными и нуждаются в исправлении, для них мать не является авторитетом.
Согласно данным корреляционного анализа, существуют статистически значимые отношения между склонностью к девиантным поведением и характеристиками взаимодействия между родителями и детьми. Эмоциональная близость подростка с матерью нехарактерна для подростков, склонных к нарушению норм и правил, а также демонстрации элементов авторазрушающего поведения.
Согласно результатам сравнительного анализа, в группе девиантных подростков уровни контроля, эмоциональной близости, принятия, сотрудничества и удовлетворенности отношениями с матерью статистически значительно ниже среднего уровня, установленного методологией.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I
ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Формы проявления нарушений поведения
В социально-психологических и педагогических исследованиях различные определения используются для обозначения отклонения в поведении человека: делинквентное поведение, девиантное поведение, антиобщественное поведение и т. д.
Считается, что нормальное (адекватное, адаптивное) поведение подростка — это его взаимодействие с микросоциумом, которое адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации.
Асоциальное поведение — это поведение, которое уклоняется от выполнения моральных норм, которые непосредственно угрожают благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные отклонения.
В подростковом возрасте распространены уходы из дома, бродяжничество, школьный прогулы или отказ от изучения, ложь, агрессивное поведение, распущенность, граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурные отклонения (сленг, татуировки) являются наиболее общий.
Границы антисоциального поведения особенно различны, поскольку на них больше влияет культура и время, чем другие поведенческие отклонения.
Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте.
Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров — Х. Хаер, Х. Джоли, Л. Майчаукс. В какой-то степени эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. Эти реакции включают следующее:
Реакция отказа от контактов, игр и еды часто встречается у детей, внезапно отделенных от матерей, семьи, привычного места жизни. Эта реакция наблюдалась и у младенцев, когда их насильственно вырывали из своих домов или из их обычной группы сверстников. У подростков такая реакция появилась с резким нарушением стереотипа жизни.
Реакция оппозиции может быть вызвана ребенком чрезмерными претензиями к нему, невыносимой нагрузкой для него — требованием отлично учиться, демонстрировать успех в любой деятельности.
В детстве предметом подражания являются семья или друзья. Речь идет не о подражании негативных моделей поведения, а о том, что весь способ поведения строится по принципу противоположности от определенного шаблона. Примером является подросток, который решительно отказывается от всех материальных благ, предоставляемых семьей, от возможности записаться в школу предпочитая потертую одежду, скромно оплачиваемую работу.