Курсовая с практикой на тему Дистанционное обучение, как одно из условий реализации ФГОС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы организации дистанционного обучения как условия реализации ФГОС в начальной школе 5
1.1 Дистанционное обучение: определение, виды и особенности организации 5
1.2 Условия реализации дистанционного обучения 11
Выводы по первой главе 17
2. Практические аспекты организации дистанционного обучения как условия реализации ФГОС в начальной школе 19
2.1 Учет возрастных особенностей при организации дистанционного обучения в начальной школе 19
2.2 Анализ ФГОС НОО в аспекте применения дистанционного обучения 28
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Введение:
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС.
В конце марта 2020 года в связи с пандемией перед образовательными учреждениями была поставлена задача обеспечить возможность проведения занятий дистанционно. Эффективность дистанционного обучения, как выяснилось, зависит от таких составляющих, как материально-техническое оснащение и учебно-методическое обеспечение, цифровая компетентность педагогов.
Объект исследования: дистанционное обучение как одно из условий реализации ФГОС.
Предмет исследования: особенности внедрения дистанционного обучения в школе.
Цель исследования – выявить условия использования дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
определить сущность, виды и особенности дистанционного обучения;
проанализировать условия реализации дистанционного обучения;
выявить возрастные особенности применения дистанционного обучения в начальной школе;
проанализировать ФГОС НОО в аспекте применения дистанционного обучения.
Гипотеза: для реализации дистанционного обучения как условия реализации ФГОС требуется:
четкая организация работы администрации во взаимодействии с педагогами;
хорошая подготовка в использовании технических и программных средств как педагогов, так и родителей обучающихся;
обеспеченность всех участников образовательного процесса техническими и программными средствами;
учет возрастных особенностей обучающихся начальной школы.
Методологическая основа исследования. В работе применялись следующие общенаучные методы исследования: аналитический, сравнительный анализ, индукция и дедукция, обобщение и систематизация, типологический метод, а также специальные методы: анализ и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемых источников.
Заключение:
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Современный учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации, и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. В связи с этим необходимо внедрить современные компьютерные технологии в учебный образовательный процесс, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения, т.к. нынешнее поколение тесно связано с компьютером. Тем самым привить интерес подрастающего поколения к условиям жизни в информационном обществе. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
3. Обучение с использованием дистанционных технологий выполняет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения. Для детей с ОВЗ такие образовательные технологии позволяют индивидуализировать обучение. Каждый обучаемый может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого предмета. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности школьников.
4. Успех дистанционного обучения во многом зависит от используемых технологий, от возможностей, предоставляемых оболочками для создания электронных курсов, и от умения авторов и преподавателей дистанционных курсов использовать эти возможности. Для создания собственной площадки может быть использована система дистанционного обучения (СДО) Мооdlе, одна из наиболее известных и распространенных систем управления дистанционным образованием. Она позволяет создавать единое учебное пространство для обучающихся и преподавателей курса. Данный дистанционный курс позволяет осуществить подготовку обучающихся 4 классов к итоговому тестированию выпускников начальной школы через систему работы в многослойном электронном образовательном пространстве.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы организации дистанционного обучения как условия реализации ФГОС в начальной школе
1.1 Дистанционное обучение: определение, виды и особенности организации
Целью данного параграфа является выявление сущности дистанционного обучения, описание его основных видов, преимуществ и недостатков (рисков и возможных угроз) при организации образовательного процесса в школе.
Совершенствование системы образования в России, закрепленное в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , ФГОС НОО и ООО направлены сегодня на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Именно школа должна помочь детям освоить базовые эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к самооценке, самоконтролю, сотрудничеству – универсальные учебные действия.
Однако в условиях необходимости реализации ФГОС с обязательным (минимальным) количеством часов на освоение тех или иных предметов актуализируются вопросы использования дистанционных видов обучения (даже без учета сложившихся реалий угрозы пандемии).
Таким образом, становится очевидной следующая проблема: необходимость оптимизации образовательного процесса в школе при сохранении качества образования.
Дистанционное обучение – это учебный процесс, где взаимодействие учащегося и педагога осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет, электронная почта), т.е. без непосредственного контакта между ними . Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, направленную на достижение каждым учащимся определенных учебных целей – овладения определенной системой знаний и умений.
При дистанционном обучении проблема организации познавательной деятельности учащихся может решаться только посредством предоставления каждому обучающемуся системы учебных, методических, инструктивных и контрольных «текстов», которые дали бы ему возможность:
a) понять и усвоить содержание основ теории и методов решения типовых задач, изучаемых в данной дисциплине;
б) осуществить самоуправление и коррекцию своей учебной работы, провести самоконтроль и самооценку ее результатов в оптимальном для каждого учащегося темпе, в удобное для него время .
Итак, для организации дистанционного процесса обучения, который должен строиться с учетом максимального вовлечения каждого обучающегося в интенсивную самостоятельную учебную работу над системой учебных «текстов», эти «тексты» нужно предварительно продумать, написать их учебное, методическое, инструктивное содержание и составить самоконтрольные «тесты», а также варианты итоговых контрольных заданий. Затем оформить все это в виде электронных файлов для передачи их по каналам электронной связи так, чтобы каждый учащийся мог в любое время ими пользоваться.
Особенно важно в этих материалах подробно «рассказать» и показать, как надо работать с данными учебными «текстами». Указать на необходимость вести конспект и на возможность консультаций с преподавателем. И поскольку работа обучающихся над усвоением означенного учебного материала проходит самостоятельно, в удобное им время и в удобном для каждого учащегося темпе, поскольку в этих учебных материалах должны быть ясно указаны сроки и содержание контрольно-зачетных работ – обучающиеся должны знать, когда и что надо делать, чтобы, во-первых, усвоить предлагаемый материал, и, во-вторых, вовремя и успешно отчитаться о своих успехах . Ведь именно по результатам выполнения контрольных заданий оценивается работа каждого учащегося.