Курсовая с практикой Педагогика/Психология Педагогическая психология

Курсовая с практикой на тему Дискуссия как форма организации обучения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСОЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСКУССИИ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИВ ОБУЧЕНИИ 5

1.1.Сущность дискуссии 5

1.2. Классификация дискуссий 10

Глава II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ 20

2.1 Цели, задачи и организация исследования 20

2.2 Анализ результатов исследования 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, В.А. Сластёнин и др. исследовали формы обучения и сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся [1].

Одной из важных задач современного учебного процесса является существенное расширение форм учебной деятельности учащихся. Данная тема особенно актуальна на сегодняшний день, ведь образовательный процесс должен строиться как общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников — учитель и учеников, учеников друг с другом.

Таким образом, учебный процесс строится с использованием групповых, интерактивных (т.е. основанных на взаимодействии) методов обучения — дискуссий, исполнения ролей, имитационных игр. Среди них наиболее распространенным методом является учебная дискуссия. Его основная задача – выявить существующее разнообразие точек зрения участников на каждую проблему и, при необходимости, всесторонне проанализировать каждую из них.

Дискуссия должна занимать важное место в процессе обучения по дисциплинам, где имеется неоднозначность в объяснении явлений.

Дискуссия – это способ обсуждения и решения спорных вопросов. В настоящее время это одна из важнейших форм учебной деятельности, стимулирующая инициативу учащихся и развитие рефлексивного мышления.[4] В отличие от дискуссии как обмена мнениями, дискуссия есть спор, столкновение точек зрения, позиций и т.п. Но ошибочно думать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции.

Дискуссия — равноправное обсуждение между учителем и учащимся дел и проблем самого разного рода, планируемых в школе и классе, возникает, когда люди сталкиваются с вопросом, на который нет однозначного ответа. При этом люди формулируют новый ответ на вопрос, более удовлетворяющий всех участников. Результатом может стать общее согласие, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, общее решение.[3]

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе для формирования мнения каждого участника или поиска истины.

Цель работы: рассмотреть дискуссию как форму организации обучения

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучите научную и методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть сущность дискуссии и ее классификацию.

3. Разработать план-конспект урока с использованием дискуссии.

Объект исследования: дискуссия в обучении.

Предмет исследования: дискуссия как форма организации обучения.

Гипотеза: проведение дискуссии в обучении способствует развитию у учащихся творческих способностей и логике мышления.

Методологическая основа: изучение научной литературы по проблеме исследования; наблюдение за уроком: беседа, опрос; работа по организации дискуссионных занятий.

Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом анализе «дискуссионного общения», оно вносит вклад в разработку вопроса о дискутивных умениях на уроках.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу, что учебная дискуссия лучше всего формирует навыки спонтанности, беглости и инициативы. В данной работе экспериментально доказана методологическая ценность использования дискурсивных навыков.

Нами были рассмотрены и выявлены методологические аспекты успешной дискуссии: создание позитивной атмосферы, индивидуализация содержания дискуссии, использование различных форм организации, наличие цели — мотивировать учащихся на выражение собственного мнения.

Также можно сказать, что ведение самой дискуссии в разных вариантах требует от учащихся максимального усилия на уроке: внимательно слушать оппонента, уметь тактично и грамотно отвечать на сложные и провокационные вопросы, делать необходимые выводы и убеждать о своей позиции, приводя различные доводы и доказательства. Отсюда вывод: успешной дискуссии всегда предшествует серьезная работа учащихся над добровольно выбранной ими позицией, подготовка к своей роли. Для подготовки достаточно определить 2-3 занятия, в ходе которых отбирается материал, формулируются конспекты их доказательств. На этом этапе роль преподавателя сводится к роли консультанта, помощника. Кроме того, тема обсуждения должна быть интересна учащимся, актуальна.

Учитель должен серьезно подготовиться к дискуссии. Во время дискуссии он не посторонний слушатель, а председатель заседания, модератор, внимательный арбитр, помощник, а иногда и талантливый «провокатор», готовый помочь тем, кто запутался, кто «не сыграл роль». Как «разговорятся ребята», зависит от учителя. Учитель дает импульс игре. Эмоциональное состояние участников напрямую связано с поведением учителя.

Дискуссионные методы способствуют лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающей средой и развитию математических понятий. У школьников развито внимание, способность быстро соображать, действовать, четко реагировать и соображать. Улучшились такие показатели, как: аргументация; сила убеждения; отсутствие ошибок в речи; деятельность; формирование диалогических навыков. Это дает право сделать вывод о том, что дискуссия на занятиях способствует развитию у учеников коммуникативных навыков, является эффективным методом обучения, тренирует стратегические, дискурсивные и социальные навыки учащихся, а также вызывает несомненный интерес у школьников как по проведению занятий, так и по содержанию.

Тенденция к интеграции обучения придает использованию дискуссий для занятий с учениками особую перспективу. Обучение в форме дискуссий дает нам уникальную возможность познавать не только физический мир, но и мир социальный, ведь осознание происходящего при этом процесса общения открывает человеку путь к тому, чтобы стать подлинным субъектом познания и конструирования мира.

Использование такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды занятий, сделать их более интересными и запоминающимися.

Широкое внедрение в учебный процесс групповых дискуссий придает новый импульс проблемному обучению, основанному на том, что усвоение программного материала становится более эффективным.

Таким образом, анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСОЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСКУССИИ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИВ ОБУЧЕНИИ

1.1.Сущность дискуссии

Под дискуссией можно понимать обсуждение спорного характера, основанного на искусстве аргументации и выражения своих мыслей по законам разума, а также форму научного общения и получения новых знаний. Дискуссию также можно рассматривать как возможность организовать совместную деятельность по активизации процесса принятия решений в группе путем обсуждения вопроса или проблемы. Она представляет собой последовательный набор высказываний его участников по одной и той же теме, обеспечивающий необходимую связность дискуссии.

Дискуссия в общепринятом смысле (от лат. discusio — рассмотрение, изучение) — это обсуждение проблемы группой людей. Разговор между двумя и более людьми всегда имеет какое-то обсуждение: разногласия, противоречия постоянно присутствуют в нашей жизни. Необходимость найти общий язык, найти согласие является необходимым условием существования человеческого общества.[10] Обсуждение – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива. Практика показывает, что дискуссия может вестись при разной остроте конфронтации. Это может быть спор, дебаты, полемика. В любом случае для ведения дискуссии как минимум необходимо наличие двух разных точек зрения, двух разных подходов к решению соответствующей проблемы или вопроса. Хотя на самом деле их обычно намного больше. В основном каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы.

Целью дискуссии является достижение максимально возможной степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме в данных условиях. Средства, используемые в дискуссии, должны быть признаны всеми ее участниками. Итог обсуждения должен быть не сведен к сумме высказанных точек зрения, а выражен в более или менее объективном суждении, поддержанном всеми участниками обсуждения или их большинством. Таким образом, в ходе обсуждения выделяется более точная и четкая формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до определенного предела момент субъективизма: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку от других и тем самым объективируются.

Мнения участников дискуссии могут различаться, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и дойти до истины. Одной из важных предпосылок культуры дискуссии является взаимное уважение к оппонентам. К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что участники дискуссии нетерпимы к тем, кто думает иначе, и к тем, кто думает иначе. Желание понять оппонента, уважительное отношение к его убеждениям – необходимые условия для плодотворного обсуждения вопроса.

В традиционной системе школьного образования в нашей стране специально не учат навыкам речи на русском языке: в учебном плане нет дисциплины, требующей от учащихся отработки практических действий по овладению речью как истинной формой общения. Поэтому дискуссии, проводимые на занятиях в школах, могут служить эффективным средством обучения технике и тактике речи.

В качестве характерных признаков использования дискуссии исследователи выделяют:

1) групповую работу участников,

2) взаимодействие, активное общение участников в процессе работы,

3) вербальное общение как основную форму взаимодействия в процессе дискуссии.

4) упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников,

5) направленность на достижение учебных целей.

Дискуссии могут быть стихийными, свободными и организованными. В учебном процессе используются организованные дискуссии, которые проводятся по регламенту и в заданном порядке, они ограничены во времени и пространстве. Дискуссионные занятия могут быть структурированы с элементами игрового моделирования, проектные; по типу участия (по типу мероприятия) различают командные (дебаты), групповые (круглый стол) и парные беседы.

Учебная дискуссия используется в учебном процессе. Использование этого вида учебной работы настолько разнообразно, а его название настолько популярно, что им часто обозначают различные способы организации учебной работы, лишь бы они включали обмен высказываниями. Нередко в название «дискуссия» входит и обсуждение, участники которой высказывают информационные, дополняющие и уточняющие соображения.

В отличие от обсуждения как обмена мнениями дискуссией часто называют обсуждение-спор, столкновением мнений, позиций, подходов и т.д. В то же время к дискуссии нередко примешивается полемика, преднамеренная, эмоциональная, заведомо частичная защита уже существующей, сформированной и неизменной позиции.

Мы придерживаемся определения Кларина М.В , оно наиболее полно выражает сущность учебной дискуссии.

По определению Кларина М.В, дискуссия «представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в

группе ради поиска истины (точнее, истин), причем все участники — каждый по-своему -участвуют в организации этого обмена».[10]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы