Курсовая с практикой на тему Дискурсивные стратегии поликултурной языковой личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Понятие «языковая личность» 5
1.2 Методы и подходы к изучению языковой личности 9
1.2.1 Вербально – семантические подходы (слова, выражения) 12
1.2.2 Культурологические особенности поведения языковой личности 13
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 16
2.1 Структура языковой личности 16
2.2 Речевая характеристика языковой личности (на примере личности Илона Маска) 20
2.2.1 Речевой портрет Стива Джобса 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Не только человек способен влиять на язык, но и язык в значительной степени формирует личность. В свою очередь, становление этноса невозможно без участия в нем языка, ибо он является одним из ключевых признаков нации. Язык по своей сути привязан к человеку и является средством выражения его личных качеств. Человек как личность в свою очередь творит культуру, в которой он живет и развивается.
В настоящее время значительно вырос интерес к изучению языка отдельной личности. В центре внимания исследователей оказался человек со своими языковыми, ментальными, поведенческими особенностями, своей картиной мира, включающей индивидуальное и национальное. Языковая личность, или человек, существующий в процессе коммуникации и отражающий в речевом поведений как свой языковой опыт, так и общий опыт всего человечества, стала объектом исследования в различных областях. Язык хранит и обобщает коллективную память благодаря кумулятивной функции. Изучению языковой личности посвящены работы таких известных лингвистов, как Э. Сепир, В. А. Маслова, Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, В. И. Карасика, Н. Д. Арутюновой, С. А. Аскольдова, С. Г. Воркачева, Д. С. Лихачеав, Г. Г. Слышкина и др. В своих работах они отмечают тесную взаимосвязь языка и культуры, а также структуру языковой личности.
Изучение языковой личности — одна из наиболее актуальных проблем современной лингвистики. Этот термин считается «основным системообразующим филологическим понятием, в настоящее время оцениваемым как интегративное, которое заложило основу для новой вехи в развитии лингвистики — антропологической лингвистики. Кроме того, в наши дни высокое владение искусством речи напрямую связано с уровнем дохода представителей многих профессий: оно во многом зависит от умения привлекать и удерживать клиентов, заключать сделки, достигать договоренностей.
Цель данной работы – изучить дискурсивные стратегии поликультурной языковой личности. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-дать определение понятию «языковая личность»;
— рассмотреть различные подходы и методы изучения языковой личности;
— определить структуру языковой личности;
— провести анализ речевого поведения языковой личности (на примере Илоны Маска).
Объектом данного исследования является основная характеристика языковой личности.
Предметом — стратегии речевого поведения поликультурной языковой личности.
Для решения поставленных задач применяются методы описания и контекстуального анализа. Теоретической базой исследования стали труды ученых, изучавших различные характеристики языковой личности, таких как Ю. Д. Апресян, Л. И. Богин, В. И. Карасик, Ю. Н. Караулов, В. П. Нерознак, О. Б. Сиротинина, Н. В. Орлова, В. Д. Лютикова, Т. В. Кочеткова, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова и др.
Данное исследование вносит вклад в развитие теории культурологи, лингвистики в целом по изучению такой категории, как языковая личность. Материалы курсовой работы могут быть использованы в теоретических исследованиях по проблемам определения структуры языковой личности.
Практическая ценность работы заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы для решения прикладных задач в культурологи и лингвистике.
Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав с выводами, заключения и списка литературы. Во введении сформулирована актуальность поставленной проблемы, определены объект, предмет и методы исследования, обозначены ее цель и определяемые ею задачи.
Первая глава посвящена определению понятия «языковая личность» и методов и подходов к исследованию языковой личности.
Во второй главе представлено детальное описание структуры языковой личности и характерные черты речевого поведения языковой личности ( на примере Илоны Маска)
В заключении подведены основные итоги исследования.
Работа завершается библиографическим разделом, включающим список использованной специальной литературы.
Заключение:
Изучение языковой личности в настоящее время является многомерным, масштабным и включает данные многих смежных наук. Многие ученые говорят о многослойной, многоуровневой языковой личности.
Языковая личность — это социальное явление, но у нее есть и индивидуальный аспект. Отпечаток индивидуальности должен присутствовать в каждой речи.
Каждая языковая личность функционирует в пространстве культуры, отраженной в языке, формах общественного сознания, поведенческих стереотипах и нормах, в предметах материальной культуры.
Таким образом, можем сделать вывод, что языковая личность – социальное явление, которое содержит также индивидуальный аспект. Индивидуальное формируется через внутреннее отношение к языку, наставления личностных языковых значений.
Проанализировав монологические речи Стива Джобса и Илона Маска, следует отметить, что язык конкретной личности состоит в большой степени из общего языка и в меньшей степени — из индивидуальных языковых особенностей. У Стива простое видение предметов и такой же простой способ передачи их сути слушателям. Коммуникативные стратегии при этом таковы: свое выступление он строит на основании примера, подобности и сравнения. Приводит конкретные примеры, дающие простой ответ на сложные вопросы. В речи перед выпускниками Стэнфордского университета текст и структура речи проста: если поднимается какая-то проблема, то обязательно присутствие её решения. Для придания художественности, логичности и особенного стиля он использует риторические вопросы и цитаты. Ничего не навязывает слушателю, использует многократное повторение фразы для усиления её эффекта..
Илон Маск придерживает следующих стратегии: он не использует сленговые выражения из южноафриканского английского, зато активно использует неологизмы и научный сленг. Такие стилистистические средства как повторы, условные предложения встречаются в его речи. На лексическом уровне, кроме модальных выражений, использует модальные слова со значением подтверждения фактов. Использует абсолютные фразы-утверждения, избегает витиеватых выражений. Насколько это возможно предугадывает возникающие у слушателей вопросы и тут же отвечает на них. Это демонстрирует его осведомлённость в обсуждаемых проблемах.
Языковая личность-это человек, который пользуется языком не только как совокупностью лингвистических правил, но, прежде всего, как средством выражения национально-культурных ценностных ориентаций. Она – субъект, язык которого наиболее полно воспроизводит культурное наследие своего народа, обобщенный образ носителя культурно-языковых ценностей, наставлений, знаний, поведенческих реакций.
В языковой личности отражаются философские, социологические и психологические взгляды на совокупность общественно важных физических и духовных качеств человека.
Следует отметить, что личность является средоточием взаимосвязи языка и культуры. Поэтому о личности можно говорить лишь только как о такой, которая воплощается в языке. Сама сущность языка заключается в том, что он существует, прежде всего, в языковом сознании — индивидуальной и коллективной. Непосредственным носителем языкового сознания можно считать языковую личность как человека, который в речевом пространстве, в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в речи, в значениях языковых единиц и смыслах текстов. Связь человека с картиной мира, воплощается в языке, на котором он общается, с кругом представлений, образов и понятий, отраженных в речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «языковая личность»
Взаимосвязь культуры и языка играет особенную роль в лингвокультурологии, что отражает способность языка концентрировать и отражать все, что связано с культурно-традиционной компетентностью ее носителей. В начале двадцать первого века начались исследования различных языковых типажей, их коммуникативное поведение, так как многие из них оказывали доминирующее влияние на развитие лингвокультуры.
Рассмотрение данного понятия поможет лучше понять особенности языкового сознания и коммуникативного поведения представителей различных социумов, в том числе оптимизировать процесс межкультурной коммуникации. В начале двадцать первого века повысился интерес учёных к языковой личности, ведутся обобщающие исследования типов языковых личностей, оказывающих доминирующее влияние на развитие лингвокультуры, и их коммуникативного поведения. Понятие языковой личности ввел В.В. Виноградов в 1930 г. для того, чтобы описывать язык художественной прозы. По мере развития лингвистики понятие языковой личности также начало усложняться, а именно поэтапно совершился переход от целостного представления человека в языке к модели говорящий / слушающий и дальше, к трехчастным моделям.
Впервые теорию языковой личности в отечественной лингвистике основал Ю.Н. Караулов, который обратил внимание научного сообщества на индивидуальные особенности человека говорящего, и выдвинул исследовательскую программу по изучению семантических и прагматических характеристик языковой личности [12, с.63-65]. Языковая личность по традиции определяется как «совокупность способностей