Курсовая с практикой на тему Дискурс толерантности в современных англоязычных британских СМИ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
АННОТАЦИЯ 3
CHAPTER OVERVIEW 4
ВВЕДЕНИЕ 5
Chapter 1. Tolerance as a phenomenon of modern journalism 9
1.1. The concept of tolerance in humanitarian research 9
1.2. The importance of tolerance in the work of modern media 9
ГЛАВА 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 10
1.1. Понятие толерантности в гуманитарных исследованиях 10
1.2. Значение толерантности в работе современных СМИ 18
Выводы к главе 1 26
Методы лингвистических исследований 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ БРИТАНСКИХ СМИ 32
2.1. Структура дискурса толерантности в современных британских СМИ 32
Chapter 2. Functional aspects of tolerance in the discourse of modern British media 48
2.1. Tolerance Discourse Structure in Contemporary British Media 48
Выводы к главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Введение:
Работа посвящена проблеме формирования и функционирования дискурса толерантности в современных британских СМИ.
Актуальность исследования. Особый статус в настоящее время приобретает медиадискурс в силу его распространенности и структурно-семантических характеристик. Именно медиадискурс отражает процессы диалога культур и оказывает непосредственное воздействие на динамику аксиологических ориентиров общества. Г. Я. Солганик отмечает огромные возможности языка газеты, его влияние на другие разновидности литературного языка и на общество в целом. Медиадискурс базируется на универсальных концептах, демонстрируя их национальную специфику и динамику развития.
Одним из самых значимых на современном этапе общественного развития является концепт «толерантность». А. Б. Аболин считает, что с помощью текстов СМИ в массовом сознании не только акцентируется внимание на вопросах, связанных с толерантностью, но и формируются заданные идеологами представления в этой сфере. Совокупность данных факторов обусловливает актуальность и своевременность специализированного исследования проблемы.
Степень разработанности темы исследования. Проблематика, рассматриваемая в работе, затрагивается в работах таких исследователей, как Д. Брайант, О. Гриценко, А. Иванова.
Объект исследования: дискурс толерантности в журналистских материалах британских СМИ (2019-2020 гг.).
Предмет исследования: особенности манифестации толерантности в британских СМИ.
Целью работы является выявление особенностей и тенденций использования номинативных средств выражения толерантности в речи представителей современных британских СМИ.
Достижение данной цели обусловливает необходимость выполнения следующих задач:
1. Проанализировать содержание определения толерантности в гуманитарных исследованиях;
2. Охарактеризовать значение толерантности в работе современных СМИ;
3. Рассмотреть структуру дискурса толерантности в современных британских СМИ;
4. Выделить закономерности соблюдения толерантности в материалах современных британских СМИ.
Новизна исследования заключается в фиксации функционального состояния дискурса толерантности в современных британских СМИ.
При исследовании производилось использование теоретических методов: историко-хронологического подхода, метода типологизации, системного подхода, сравнительного анализа, функционального анализа, этимологического анализа.
Исследование основывается на таких принципах:
принцип гуманистического подхода;
принципы антропоцентризма;
принцип сознательности;
деятельностный принцип.
Достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативной выборкой языкового материала (400 проанализированных единиц).
Гипотеза исследования: формирование дискурса толерантности в британских СМИ обусловлено приверженностью их журналистов идеалам равноправия.
Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей, как Д. Брайант, О. Гриценко, А. Иванова.
Основные выводы по работе:
Заключение:
Этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, лекарствам, собственному раздражению поведением другого индивида. Заметим, что толерантность может нести и положительный заряд, и негативную окраску. В определении содержится указание на формирование способности противостоять любым попыткам ограничения человеческой, в том числе и личной, свободы», «неестественное воздержание, вид скрежетания зубами при смирении с поведением, убеждениями и ценностями другогj. Отметим, что во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом терпимости.
В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т. к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
Понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой — условием его дальнейшего развития.
Борьба с проявлениями интолерантного поведения в массмедийном пространстве — одна из важнейших проблем современного общества. Многие журналисты и общественные деятели предлагают различные способы решения данного вопроса: от жестких штрафных санкций за интолерантные высказывания до навязывания политически корректных форм.
В последние десятилетия XX в. произошли радикальные изменения в различных сферах общества. В настоящее время мы можем повсеместно наблюдать проявления социальной нестабильности, связанные, в первую очередь, с выражением агрессии и нетерпимости. Произошли значительные модификации и в построении образов представителей разных наций и этнических групп. Не последнюю роль в данных процессах играют миграция и увеличение числа политических, экономических и культурных контактов между членами различных этнических групп. К сожалению, недостаток практики межкультурных и межэтнических контактов приводит к формированию негативных этнических стереотипов, что зачастую способствует возникновению и распространению агрессивности, жестокости и насилия по отношению к тем или иным этническим группам.
В подавляющем большинстве случаев явление эвфемии в английской прессе носит положительный характер, завуалируя досадную нежелательную действительность с помощью более приемлемых единиц лексикона. Однако, по нашему мнению, когда процессы эвфемизации выходят за рамки стилистической синонимии, мы имеем дело с описанными выше псевдоэвфемизированными сигнификат, употребление которых имеет целью искажение важной информиции и введение в заблуждение читателя или собеседника. Итак, эвфемия теряет свои первоначальные функции и переходит в псевдоэвфемию — явление вторичной номинации, что является вредным с точки зрения психо- и когнитивной лингвистики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1. Понятие толерантности в гуманитарных исследованиях
Кризисные черты развития человеческой цивилизации, которые имеют проявление в обострении ряда социально-политических, экономических, национальных, экологических и духовно-нравственных проблем, осознаются сегодня во всем мире. Становится очевидным, что человечество вступило в новую фазу своего развития, которая сопровождается переоценкой мирового опыта, развитием новых культурно-ценностных ориентаций, которые соответствуют требованиям. Возрастание роли антропогенных факторов в процессе дальнейшей эволюции планеты обусловило приоритет демократизации и гуманизации общественной жизни, которые пришли на смену технократизму и техноцентризму.
С точки зрения гуманистической парадигмы, сегодня человек понимается как уникальная целостная личность, которая развивается в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.
Толерантность, как способность к такому взаимодействию, имеет особое значение для современного человека. Существует представление относительно того, что понимание толерантности влияет на ее проявление.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia – терпение, англ. — tolerance, toleration, нем. — toleranz, фр. — tolerance . В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» претерпевала изменения. Это было естественным явлением, поскольку менялось и общество, ведущими в человеческих отношениях становились различные идеи.
В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал много лексем и передавал различные значения: выносить, страдать, крепиться, ожидать чего-то, предполагать, ослаблять, не спешить и т.д.. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет пассивную направленность.
Подобная характеристика сохранилась и в современных словарях, в которых категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость» и определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-то или кому-то» .
Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов». В данном источнике понятие «толерантность» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител» (медико-биологический аспект).
Характеристика определения толерантности видоизменяется в преамбуле Устава ООН: «..проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации, умение жить в гармонии как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросреда).
Гармония отношений имеет в виду, прежде всего, уважение субъектов друг к другу. Такую смысловую нагрузку несет определение толерантности, предложенное американским словарем «American Heritage Dictionary»: «Толерантность – способность к признанию или практическое признание и уважение к убеждениям и действиям других людей» .
Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн предлагает добавить к этому концепту признание и уважение к «другим людям», которые отличаются от нас. В других признаются (должны признаваться) и отдельные индивиды, и личности в качестве представителей этнических групп, что для полиэтнического государства является особенно актуальным.
В современных источниках определяется круг лиц, на которых распространяется политическая толерантность: «Толерантность политическая – непременное требование в отношении всех активных участников общественной жизни, которые осознают необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами». Но такой подход, в определенной степени напоминая принцип «око за око, зуб за зуб», вряд ли может дать положительные результаты.
Нельзя считать, что вопрос о сущности понятия толерантности является обоснованным в полной мере. Эта проблема очень активно дискутируется на страницах общественно-политических изданий, во время научных конференций. Скорее можно говорить о начале разработки целостной картины, об изучении отдельных аспектов вопроса в аддитивном смысле.
Остановимся на характеристике наиболее интересных, с нашей точки зрения, научных взглядов на проблему изучаемого языка.