Курсовая с практикой на тему Дирижизм во Франции: современные тенденции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДИРИЖИЗМА 10
1.1. Истоки понятия «дирижизм» 10
1.2. во Франции в 1940 — 1990-х годов и ее результаты 16
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДИРИЖИЗМА ВО ФРАНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 28
2.1. Эволюция концепции дирижизма на рубеже XX-XXI веков 28
2.2. Ключевые проблемы и достижения политики дирижизма во Франции на современном этапе 36
2.3. Критика политики дирижизма во Франции XX-XXI веков 41
Заключение 46
Библиографический список. 48
Введение:
Актуальность темы курсовой работы по изучению проблемы государственной политики дирижизма во Франции обусловлена тем, что на современном этапе развития можно проследить устойчивое влияние дирижистских традиций на формирование современной французской макроэкономической политики, утверждая, что французская политика как в рамках, так и в отношении Пакта стабильности и роста (англ. Stability and Growth Pact, SGP (ПМР) — -это соглашение между государствами Европейского союза, касающееся налоговой и бюджетной политики), что соответствует давним предпочтениям и политическим традициям французских дирижистов.
В рамках Пакта французское правительство создало и защитило значительное пространство для маневра в налогово-бюджетной политике, и как возможность принятия дискреционных решений, фактически расширились благодаря доверию, накопленному благодаря европейскому управлению, основанному на правилах.
Кроме того, в своей политике в отношении Пакта французские правительства успешно повлияли на изменение архитектуры налогово-бюджетной политики, внося более направляющее вмешательство в интерпретацию и реализацию Пакта стабильности и роста, ослабляя ограничения в соответствии с предпочтениями дирижистов.
Так, французские политики играли в «долгосрочную игру» с европейским экономическим менеджментом — сначала принимая ордо-либеральную ортодоксию, а затем «сдвигая цели» в более дирижистском направлении.
В данном исследовании, обращаясь к истокам понятия «дирижизм», необходимо упомянуть, что после 2-ой мировой войны большая группа французских экономистов и политиков сформировала социологическую школу. По своим принципам эта социологическая школа близка к институциональной, в которой труды многих французских экономистов, в том числе и основателя школы Ф. Перру (1903-1987), описывают оригинальные проекты и идеи, имеющие огромное значение, как в теоретическом, так и практическом плане для экономической практики страны.
Концепции и принципы работы данной социологической школы в буржуазно-политической экономии были положены в новый метод экономического планирования в стране, которые вошли позднее в историю как «метод государственного дирижизма», а точнее — метод управления экономическими процессами.
Таким образом дирижизм создается как экономическая доктрина, в которой государство играет сильную директивную роль, что отличается от в отличие от просто регулирующей или невмешательской роли в капиталистической рыночной экономике.
Как следствие, во многих секторах современная французская экономика является одной из самых сильных в мире. Франция является одной из ведущих промышленно развитых стран в автомобильном, аэрокосмическом и железнодорожном секторах, а также в косметике, предметах роскоши, страховании, фармацевтике, телекоммуникациях, энергетике, обороне, сельском хозяйстве и гостиничном бизнесе.
Франция также является ведущим туристическим направлением в мире – по крайней мере, с точки зрения количества, но не с точки зрения туристических расходов.
Французские компании работают по всему миру; они управляют несколькими большими красными автобусами в Лондоне, а также поездами и автобусами по всей Европе, они управляют супермаркетами на четырех континентах, включая более 200 гипермаркетов в Китае, они производят некоторые фармацевтические препараты, косметические товары и молочные продукты, которые люди используют в повседневной жизни во всем мире; и многое другое.
Что касается рынка труда, Франция имеет один из самых высоких уровней выпускников и наибольшее количество выпускников научных специальностей на 1000 работников среди всех европейских стран.
Экономический дирижизм (фр. dirigisme от diriger – руководить, управлять, регулировать) – это концепция экономической мысли, представляющая собой объяснение необходимости, направления и формы государственного регулирования экономики. Впервые данный термин появился во Франции в 1920–1930-х годы.
Общетеоретические учения планируемой и смешанной экономики данного политического направления представлены в трудах авторов, как: Б. де Жувенель , Ф. Перру , Ш. Беттельхейм , Ж. Фурастье , П. Массе : социально-экономической концепцией согласованной экономики: Ф. Гарольд , Ф. Перру , С. Масс , Э. Коэн , Г. Кениг и др.
Не являясь цельным экономическим учением, экономический дирижизм объединяет совокупность взглядов на ограниченную эффективность и несовершенство рыночного механизма, недостаточность «частной инициативы», необходимость регулирования и сознательного вмешательства в экономику. Все это отражено в работах таких авторов, как: Ф. Перру , Ж. Б. Бартелеми , А. Бродер , Дж. Дюмонтье , С. Каррон и др. Что касается исследований на русском языке, то материалом исследования послужили теоретическая, методическая литература. Автором данной курсовой работы изучены работы следующих авторов по теме исследования: Ф. Багус , С. А. Бартенев , М. К. Бункина , Т. В. Кругликова , Б. Мальбранк , Д. Митчелл , Н. Н. Молчанов , Е. О. Обичкина , И. Простаков , Б. А. Райзберг , Г. Н. Сорвина , А. Г. Худокормов , Г. Ф. Шиффман и многих других.
Источниковая база исследования предсьавлена следующими работами: A. Broder , E. Cohen , J. Dumontier , J. Fourastier , G. Koenig , P. Masse , S. M. Robert , В. Андрианов , Б. Мальбранк , Д. Митчелл, Ф. Перру , Б. А. Райзберг , Шарль де Голль .
Также в работе были использованы: статьи и материалы интернет-порталов и сайтов, по истории развития дирижизма во Франции. В данных работах делается попытка исследовать особенности современных тенденций развития дирижизма во Франции.
Цель курсовой работы – исследование современных тенденций развития дирижизма во Франции.
Объект исследования — развитие Франции.
Предмет исследования — современные тенденции развития дирижизма во Франции.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы данной курсовой работы «
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие основные задачи:
1) рассмотреть истоки понятия «дирижизм»;
2) изучить политику дирижизма во Франции в 1940-1990-х годов и ее результаты;
3) показать эволюцию концепции дирижизма на рубеже XX-XXI веков;
4) выявить ключевые проблемы и достижения политики дирижизма во Франции на современном этапе;
5) проанализировать критику политики дирижизма во Франции XX-XXI веков.
Методы исследования: были использованы метод теоретического анализа научно-исторической литературы по проблеме исследования, исторический метод, а также исторический, аналитический, типологический и хронологический методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:
— раскрыты особенности развития дирижизма во Франции; изучена политика дирижизма во Франции в 1940-1970-х гг.;
— показана эволюция концепции дирижизма на рубеже XX-XXI веков;
— выявлены ключевые проблемы и достижения политики дирижизма во Франции на современном этапе;
— дан анализ некоторых критиков относительно политики дирижизма во Франции XX-XXI веков.
Практическая значимость исследования может представляться для преподавателей и студентов ВУЗов, специализирующихся в сфере международных отношений, политологии и экономики.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из параграфов, заключения и списка источников и литературы.
Во Введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования данной работы, указываются источники, формулируются объект, предмет, цель и задачи работы, указана методология и сообщается практическая и теоретическая значимость труда.
В первой главе рассматриваются особенности развития дирижизма во Франции; изучена политика дирижизма во Франции в 1940-1970-х гг.; показана эволюция концепции дирижизма на рубеже XX-XXI веков.
Во второй главе выявлены ключевые проблемы и достижения политики дирижизма во Франции на современном этапе; дан анализ некоторых критиков относительно политики дирижизма во Франции XX-XXI веков, а также анализ исследований по данной теме.
В Заключении описаны выводы рассматриваемых в работе проблем, теоретические и практические аспекты, проведены оценка и анализ исследования.
Заключение:
В ходе исследования автор пришел к ряду выводов по проблеме развития дирижизма во Франции на современном этапе.
Термин «дирижизм» происходит от французского слова «направлять», в данном случае это значит «контролировать экономику со стороны государства». Показаны особенности развития дирижизма во Франции в 1940-1970 гг. Экономисты французского «государственного дирижизма» с помощью новых подходов, учитывающих особенности социально-экономического и политического положения после 2-ой мировой войны, смогли реконструировать старые и создать новые направления производства, что способствовало увеличению и ускорению экономического роста в стране. Участие государства в формировании новой структуры французской экономики было просто необходимо. таким образом, в этой ситуации государство становится своеобразным «проводником» развивающейся в то время экономической игры. Таково мнение французских экономистов, принадлежащих к описанной выше социологической школе.
Здесь можно говорить о дирижизме, который происходит от существительного направление или вести. Директория — период беспорядков, который мало чем отличается от того, что мы видели во Франции в последние годы. Но самым разумным остается принятие реального. Итак, вывод, касающийся тенденций к дирижизму, довольно заметных со времен правительств Раффарена, Вильпена, а затем усилившихся при Фийоне. Под дирижизмом мы можем понимать конъюнктуру, характеризующуюся превышением полномочий директорами. Это устройство социологического порядка.
Таким образом, целью данной работы было рассмотреть основные тенденции развития дирижизма во Франции. Благодаря вполне естественной реакции на страдания войны и послевоенного периода, а также благодаря вполне естественному преимуществу, которым обладает система, которая не функционировала или, скорее, не взяла на себя недавнюю ответственность, термин либерализм имеет тенденцию отождествляться с правильным функционированием общества и экономики.
В результате национализации ряда отраслей промышленности сформировался определенный государственный сектор, ставший основополагающим в экономических преобразованиях страны. Как показал исторический опыт Франции, применение в государственном управлении экономического дирижизма способствует достижению не только эффективных результатов в развитии страны, но и развитию продуктивному инструментарию в достижении такой политики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДИРИЖИЗМА
1.1. Истоки понятия «дирижизм»
Истоки понятия «дирижизм» в первую очередь логично рассматривать от французского слова «diriger» — «направлять», то есть – это экономическая доктрина, в которой государство играет таким образом сильную директивную (политическую) роль, или противоположную просто регулирующей интервенционистской роли в капиталистической рыночной экономике .
«Дирижизм» — как экономическая доктрина является полной противоположностью невмешательства, подчеркивая положительную роль государственного вмешательства в сдерживание неэффективности производства и провалов рынка» .
Политика дирижизма часто включает индикативное планирование, государственные инвестиции и использование рыночных инструментов (налоги и субсидии) для стимулирования субъектов рынка к выполнению государственных экономических задач.
Термин «дирижизм» появился в эпоху после Второй мировой войны для описания экономической политики Франции, которая включала значительные государственные инвестиции, использование индикативного экономического планирования в дополнение к рыночному механизму и создание государственных предприятий в стратегические отрасли экономики. Это совпало как с периодом значительного экономического и демографического роста, известным как период Славы Трента, последовавшим за войной, так и с замедлением роста, начавшимся с нефтяного кризиса 1973 года.
Речь здесь идет о том, что под понятием «дирижизм» таким образом также подразумевается некий подход к экономическому развитию, который подчеркивает, в первую очередь, положительную роль государственного вмешательства.
Важно отметить, что само направление «дирижизм» главным образом был введен во Франции после Второй мировой войны двадцатого века для содействия индустриализации и защиты от иностранной конкуренции, а затем был воспроизведен в Восточной Азии .
Государственная политика часто включает централизованное экономическое планирование, управление инвестициями, контроль заработной платы и цен, и надзор за рынком труда.
И хотя страны, принявшие в тот момент политику дирижизма, главным образом добились определенных экономических успехов, все же надо заметить, что дирижизму был брошен вызов.
Дело в том, что послевоенное планирование таким образом стало распространенным явлением после экономического застоя перед Первой мировой войной и Великой депрессией .
Итак, как выясняется, «дирижизм во Франции принял форму индикативного планирования, предусматривавшего государственную кредитную политику и субсидии, разработку, в первую очередь, новых технологий и регулирование занятости, контролируемое специальной плановой комиссией — Комиссариатом планирования» .
В дальнейшем как выясняется, французское правительство приступило к амбициозным проектам, поощряя формирование национальных лидеров в крупных отраслевых группах, таких как, например, транспортная система.
Важно отметить, что долгосрочными планами руководили государственные технократы, состоящие из членов комиссий, высокопоставленных чиновников министерств и руководителей финансовых учреждений и предприятий. Кроме того, для подготовки, в первую очередь, будущих специалистов в области государственного планирования был создан элитный университет государственно управления под названием «Национальная школа управления» .
Речь здесь идет о том, что государственные органы управления в Японии, впрочем, как и во Франции, также проводили политику дирижизма, отдавая таким образом приоритет определенным отраслям для быстрого развития и рекрутируя технократов из элитных школ страны на должности плановиков в государственном управлении.
Отсюда, следуя главным образом японской и французской моделям, Южная Корея продвигала свою версию национальных чемпионов, чеболей, предоставляя таким образом долгосрочные субсидированные кредиты нескольким промышленным группам. На Тайване, например, правительство решило поддержать капиталоемкие отрасли, такие как судостроение и нефтехимия .
Целесообразно отметить, что крах дирижизма многие связывают с усложнением высоко конкурентной и интернационализированной экономики, поскольку возможности государственных технократов в области стратегического планирования стали серьезно ограничены.
Как выясняется далее в нашей работе, хотя дирижизм и процветал во Франции в 1950-х и 1960-х годах, тем не менее, низкие экономические показатели, неконкурентоспособные предприятия и сокращающиеся отрасли вынудили правительство таким образом в значительной степени отказаться от дирижизма в 1980-х годах.
Дело в том, что дирижизм также считали причиной лопания азиатского экономического пузыря в конце 1990-х годов .
Также считалось, что финансовый кризис и рецессия в Японии являются, в первую очередь, результатом ее неспособности изменить давно устоявшиеся институциональные модели поведения. В Южной Корее деятельность государства в рыночной экономике считалась клановым капитализмом. И хотя дирижизм, как выясняется, несомненно, уступил место более ориентированной на рынок политической экономике в этих странах, тем не менее, государство таким образом все еще может проявлять активность в различных направлениях.
Важно отметить, что не менее интересен в аспекте данной работы тот факт, что многие исследователи, применяя термин «дирижизм», а не социализм или фашизм, видят причину в том, что это более широкое понятие, которое охватывает всех социалистов (включая фашистов), также включающая менее автократичных людей, которые, тем не менее, хотели бы видеть значительное вмешательство государства в экономику.
Например, все кейнсианцы должны, в первую очередь, быть причислены к рядам дирижистов, а все американские прогрессисты, безусловно, дирижисты .
По крайней мере, устранить всю двусмысленность в отношении того, ученые подразумевают под этим словом, поскольку у некоторых есть определенная путаница в его значении. В этом определении как выясняется, все в порядке вплоть до того момента, когда утверждается, что это слово относится конкретно, когда мы сталкиваемся со «смешанной» экономикой, в которой государство таким образом производит некоторые вещи (даже в капиталистических Соединенных Штатах Америки правительство создает некоторую транспортную инфраструктуру и предоставляет некоторые образовательные услуги для детей), а свободный рынок тем временем производит абсолютно другие вещи .
Как следствие, когда мы применяем слова «социалистический» и «капиталистический» к любой реальной экономике, мы можем, в первую очередь, иметь в виду только то, что экономика более близко приближается к тому или иному платоновскому идеалу — экономике с государственной склонностью к вмешательству.
Не менее важно отметить на самом деле тот факт, как прилагательное «капиталистический» применяется в наши дни, конечно можно согласиться, что понятие «дирижист» может объяснить и описать некоторые капиталистические экономики.
Как часто подчеркивается в работах исследователей, капитализм и социализм — это полярно противоположные платоновские идеалы, к которым, как выясняется, в первую очередь, можно приблизиться, но которые никогда не будут реализованы ни одной реальной экономикой.
Речь здесь конечно же идет о том, что вместо этого мы всегда сталкиваемся со «смешанной» экономикой, в которой государство таким образом производит некоторые вещи, а свободный рынок производит другие вещи (даже в Советской России некоторые продукты питания производились частными фермерами) .
Таким образом, проведя анализ происхождения понятия и термина «дирижизм», можно сделать следующий вывод: «Дирижизм – это некий подход к экономическому развитию, подчеркивающий позитивную роль государственного вмешательства . Однако сегодня эта практика становится все более распространенной, поскольку все правительство окружает себя частными советниками для определения своей экономической и социальной политики. Другими словами, после либерализации своей экономики государство теперь приватизирует, мягко говоря, неожиданную область: саму концепцию экономической политики страны.
Итак, одной из важнейших теоретических «находок» Ф. Перру и его сподвижников, получивших эффективное применение в практическом построении индикативных планов, был принцип избирательности государственной политики, положенный в основу концепции «привилегированных точек применения силы» .
«Современные новейшие отрасли, — считали ее приверженцы, — отрасли тяжелой промышленности, химии, общего машиностроения, нефтепереработки — это моторы, движущие силы прогресса. Они или совершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливают массовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именно развитие этих отраслей-моторов и должно быть целью избирательной политики правительства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономической экспансии нации, модифицируют механизм и структуру всей национальной экономики» .
В результате подобных действий правительства мог быть обеспечен, по мысли французских экономистов, гармонизированный рост. Однако его непременным условием являлось согласие с экономическими ориентирами правительства всех групп населения, смягчение всех социальных напряжений.