Курсовая с практикой на тему Дирижерское искусство за рубежом. Современный аспект.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИРИЖЕРСКОГО ИСКУССТВА.. 5
1.1 Этапы развития
дирижирования. 5
1.2 Западноевропейская
дирижерская школа и ее представители. 12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессионально важных
качеств дирижера 14
2.1 Комплекс профессионально важных
качеств дирижера. 14
2.2 Психологическая модель специалиста дирижера. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Искусство дирижирование остается
наименее изученной и малоизученной областью музыкального исполнения. Различное
отношение к исполнению дирижера проявляется не только в теоретических спорах и
высказываниях. То же характерно и для дирижерской практики: у каждого дирижера
своя «система».
Дирижер — исполнитель, воплощающий
свои художественные идеи не на инструменте, а с помощью других музыкантов.
Актуальность исследования. Искусство дирижирование
— самый молодой, но в то же время самый сложный и в определенном смысле
загадочный вид музыкального исполнения. До сих пор его теоретическое развитие
отстает от художественной практики. В музыковедении накоплен достаточно
обширный конкретный материал как по дирижерско-оркестровому, так и по
дирижерско-хоровому исполнению, но его усвоение и обобщение требует тщательно
разработанной методики.
Проблема исследования состоит в том,
что в дирижерской профессии еще предстоит о многом разобраться, прежде всего —
определить истинную природу дирижерского искусства, понять его сущность,
вывести общие и частные закономерности, выявить особенности творческого
взаимодействия дирижера.
Важной основой для создания теории
дирижерского искусства является литература о выдающихся дирижерах-симфонистах —
Г. Караяне, О. Клемперере, С.А.Кусевицком, Е.А. Мравинский, Н. Рабинович, Г.
Рождественский, М.Л. Ростропович, Е.Ф. Светланов, Ю.Х. Темирканов и другие.
Это исследования музыковедов или
статьи, зарисовки музыкантов — современников известных маэстро. Здесь можно
отметить отечественных и зарубежных авторов, таких как А.В. Астров, В.
Богданов-Березовский, Р. Косачева, Л.Л.Крылова, Л.В. Михеева, П. Робинсон, В.С.
Фомин СМ. Хентова, М. И. Чулаки и другие.
Известно, что новые идеи, мысли часто
переносятся из одной эпохи в другую, рождаются на «стыке» теорий разных веков.
Представленное исследование основано на самых разных источниках — от журнальных
статей и обзоров симфонических концертов до фундаментальных научных работ,
касающихся проблем дирижирования за рубежом.
Целью исследования явилось раскрытие
сущности и особенностей дирижёрско-исполнительского искусства дирижерской школы
Европы.
Задачи исследования:
1 рассмотреть исторический аспект
развития дирижерских школ Европы;
1 рассмотреть
актуальность дирижерских школ в Европе на современном этапе;
2 выявить
комплекс профессионально важных качеств дирижера;
3 рассмотреть психологическую модель специалиста
дирижера.
Объект исследования: дирижерское
искусство, как уникальный вид музыкального исполнительства.
Предмет исследования: дирижерские
школы Европы, как источник дирижерского искусства за рубежом. Теоретические
источники исследования:
— труды по проблемам музыкального
исполнительства Л.А.Баренбойма, Е.Г.Гуренко, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза,
Г.П.Прокофьева, С.И.
Савшинского, С.Е.Фейнберга,
О.Ф.Шульпякова.
Методология исследования имеет
комплексный характер. Она опирается на такие исследовательские принципы и
подходы, как системность, историзм, а также анализ этапности развития
дирижерского искусства за рубежом.
Структура работы включает в себя:
введение, где выдвинута актуальность исследования; первая глава, которая
состоит из двух параграфов которые освещают историко-теоретические аспекты
дирижерского искусства; вторая глава, где в следствии эмпирического
исследования были выявлены
профессионально важные качества профессии дирижера, и психологическая модель
дирижера; заключения, списка литературы.
Заключение:
До сих пор профессия дирижера
остается наименее изученным видом музыкального исполнительства, несмотря на
многовековой путь развития, и требует дальнейшего изучения и научного
осмысления в психологии труда. Наиболее полное представление о профессии
дирижера формируется в результате изучения условий ее возникновения, процесса и
этапов развития, знания факторов, оказавших существенное влияние на
формирование современного типа профессии дирижера.
Дирижерско-исполнительское искусство
в Европе сформировалось во второй четверти XIX века. Этому способствовали
исторические факты, в основном, связанные с развитием романтизма в музыкальном
искусстве, зарождением новых оркестровых жанров и форм в творчестве
композиторов, существенным увеличением состава симфонического оркестра
благодаря появлению и внедрению в оркестрово-исполнительскую практику разновидностей
деревянных и медных духовых инструментов, более разнообразной и виртуозной
трактовке струнных инструментов.
Благодаря художественной эстетике
дирижерского искусства в Европе складывается
современный тип дирижера-исполнителя. Особенностью дальнейшего развития
дирижерско-исполнительского искусства можно считать появление дирижеров, не
занятых композиторской деятельностью. В историческом аспекте ведущее положение
занимала немецкая школа дирижирования, в которую входили дирижеры австрийской и
венгерской национальности: X. Рихтер, Ф. Мотль, Г. Малер, А. Никиш, Ф.
Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус. Первым дирижеромисполнителем, не занятым
композиторским творчеством, был немецкий дирижер Xанс фон Бюлов.
В результате исследования установлено,
что профессия дирижера на современном этапе развития представляет собой
творческий процесс, имеющий поэтапную структуру и сочетающий изучение и
осмысление партитуры, создание художественной интерпретации, воплощение
музыкального образа в процессе репетиционная и концертная деятельность.
Результаты эмпирического
исследования, определившего степень значимости каждого компонента в структуре
профессионально важных качеств, подтверждают, что ведение деятельности возможно
без развития таких музыкальных качеств, как эмоционально-волевые,
организационные, психологические, педагогические, артистические качества и общее развитие личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДИРИЖЕРСКОГО ИСКУССТВА
1.1 Этапы развития дирижирования
Искусство дирижирования — поистине
уникальный, наиболее яркий общественно значимый, специфический вид музыкальной
деятельности. Для работы в этой профессии необходим отличный слух, музыкальная
память, чувство ритма, стиля, тембра, знание обширного музыкального материала.
Знаменитый дирижер XIX века Ганс Бюлов разделил дирижеров «на тех, у кого голова
находится в партитуре, и тех, у кого партитура находится в голове». Из личных
качеств — воля, целеустремленность, сильный характер, лидерские качества,
организаторские способности. Шарль Мюнш в своей книге «Я дирижер» пишет:
«Пятнадцать лет работы не сделают человека дирижером, если у него не будет
внутренней экзальтации, все испепеляющим огнем и силой магнетизма, способной
заворожить оркестрантов и публику, пришедшую на концерт». Дирижер — музыкант с
большим вкусом и эрудицией в области музыки, науки и искусства.
Дирижер (итал. – dirigente, франц. – chef d
orchestra, англ. – conductor) – глава, руководитель, директор, начальник.
Дирижирование считается самым молодым
видом музыкального исполнительства, хотя многие приемы и методы ручного
управления коллективным музицированием были известны на ранних этапах
исторического развития человечества. Первые подобные эксперименты, возникшие в
культуре первобытных племен и древних народов Индии, Египта, Греции и Рима,
были связаны с необходимостью ритмической акцентуации, которая не исчезла позже
по мере усложнения мелодического элемента и ансамбля. Так, в Древней Греции хоровым пением руководил
ведущий деятель, отбивавший сильный удар ногой. В произведениях древнеримского
писателя Фабия Квинтилиана, изучавшего технику ораторского искусства и
жестикуляции, содержатся первые упоминания об искусстве древних Кифа-редов,
умевших одновременно петь, играть на музыкальном инструменте и отбивать ритм.