Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология развития и возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Динамика учебной мотивации младших школьников при различных стилях педагогического общения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 1
Глава 1. Младший школьник: психологические основы обучения и воспитания 7
1.1Влияние мотивов обучения и оценки на успешность младшего школьника 7
1.2 Роль педагогического стиля общения учителя в формировании мотивации учащихся младшего школьного возраста 14
Выводы по главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование стилей педагогического общения как фактора формирования учебной мотивации младших школьников 21
2.1 Исследование мотиваций младших школьников 21
2.2 Диагностика и дидактические условия формирования у младших школьников мотивации к учению 27
2.3 Особенности взаимовлияния стиля педагогического общения и мотивации к учебной деятельности у младших школьников 36
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложения 47

  

Введение:

 

Современное общество требует воспитания активной, инициативной, творческой личности, способной самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.
Повышение уровня внутренней активности человека непосредственно связано с проблемой повышения уровня его мотивации к деятельности, которой осуществляется. Именно мотивация обеспечивает личности ее активную суть, способность преобразовывать окружающий мир.
На современном этапе развития общества проблема формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников приобретает огромное значение ввиду того, что ее становление происходит именно в первые годы школьной жизни, и в дальнейшем во многом предопределяет успешность учебной деятельности в старших классах.
Формирование учебной мотивации является самостоятельным задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми системы знаний, умений и навыков. Все это обусловливает актуальность данного исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что при изучении и формировании учебной мотивации важно учитывать динамику ее развития. У детей, которые поступают в школу, преобладают внешние социальные мотивы, не менее развитые познавательные интересы.
Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, ответственное отношение ребенка к учению. После третьего класса формируются внутренние мотивы (интерес, самоконтроль и т.д.). Именно эти мотивы необходимы для развития учебной мотивации.
Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется. В этом возрасте учитель является для ребенка авторитетом, образцом для подражания в силу самой ролевой позиции учителя. В связи с этим важно изучать влияние стиля педагогической деятельности учителя на формирование мотивации у детей в младшем школьном возрасте [1, 2, 3].
Формирование мотивации учения через организацию деятельности стало предметом изучения в ряде исследований, проведенных под руководством П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Выявлены преимущества, в плане развития познавательной мотивации, обучение учащихся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (А.К. Дусавицкий и др.). Важным условием формирования учебно-познавательной мотивации является взаимодействие школьников в группе, решающей общую учебную задачу (А.К. Маркова, Г.А. Цукерман и др.).
Одним из средств формирования познавательной мотивации в настоящее время становятся информационные технологии. Информационные технологии, еще недостаточно разработанные для обучения в начальной школе Д. Бэленел, B.C. Леднев, И. Роберт, Е. Хеннер и др.
Начиная с 50-х годов прошлого века, мотивация обучения становится объектом изучения как отечественной, так и зарубежной педагогической психологии.
Концептуальные положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в следующих аспектах:
— мотивация учебной деятельности, ее содержание и средства формирования (А. Алферов, Ю. Бабанский, Л. Божович, А.Вербицкий, В. Вергасов, Т. Габай, А. Гребенюк, А. Дусавицкий, Н. Костюкова, Т. Куликова, А. Маркова, В. Мильман, В. Моргун, Н. Морозов, В. Репкин, П. Сирбиладзе, Г. Щукина и другие);
— различные факторы, влияющие на формирование и развитие учебно-познавательной мотивации младших школьников (Ш. Амонашвили, Давыдов, Д. Эльконин, Л. Занков, М. Матюхина, Н. Талызина, И. Якиманская);
В 70-х годах исследования, связанные с переходом к всеобщему среднему образования, обнаружили дефицит мотивации у значительной части школьников. Работы, в которых были исследованы отдельные компоненты мотивации обучения, а именно:
— познавательный интерес (Г. Щукина),
— познавательная потребность (Г. Бокарева, B. Ильин, Г. Кириллова, Ю. Куль),
— положительное отношение к учебе (В. Самохвалова, М. Волокитина, Л. Славина и другие).
Стиль педагогического общения — это совокупность методов и приёмов общения, поведения педагога, характер взаимоотношений с воспитанниками. В психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического общения, которые не противоречат, а дополняют друг друга, показывая общение педагога с учащимися с разных сторон.
Л.Д. Столяренко выделяет автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский, непоследовательный стиль педагогического общения [4].
В. А. Кан-Калик выделяет такие стили как общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание [1].
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Галеном: «Сократ», «Руководитель групповой дискуссии, «Мастер», «Генерал, «Менеджер», «Тренер», «Гид». Каждый стиль педагогического общения определённым образом влияет на личность учащегося, его здоровье и психологическую атмосферу урока.
Данная работа выполнена в рамках изучения дисциплины «Психология развития и возрастная психология». Исследование по данной теме проводилось среди младших школьников и учителей, работающих с этими детьми. Целью было выявление влияния стилей педагогического общения педагогов на мотивацию к учению, здоровье, поведение и развитие младшего школьника.
Впервые изучалась взаимосвязь и особенности педагогических стилей педагогов в учебной деятельности и мотивация к учению в младших школьников. На основе фактического материала рассмотрена специфика взаимосвязей компонентов мотивации и педагогического стиля.
Объектом в курсовой работе является процесс воздействия на учебную мотивацию младшего школьника различных стилей педагогического общения.
Предметом исследования является выявление динамики мотивации к обучению младших школьников при различных стилях педагогического общения.
Целью работы является исследование особенностей влияния стиля педагогического общения на учебную мотивацию младших школьников, освещение средств, способствующих эффективности формирования мотивации обучения младших школьников.
На основании изученного материала были выдвинуты следующие гипотезы исследования:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мотивация — это сложная, неоднородная, многоуровневая система побуждений. Мотивы, как неотъемлемая составляющая мотивации, представляет собой комплекс побуждений деятельности, характеризуются специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка и необходимые для успешного осуществления учебной деятельности.
Особое значение в формировании мотивации обучения младших школьников имеет личность учителя и стиль его педагогической деятельности. Для успешного формирования мотивации обучения младших школьников необходимо использовать не один, а все элементы определенной системы.
Учитель должен владеть различными средствами, приемами и методами стимулирования учебной деятельности учащихся и вести наблюдение за развитием их познавательных интересов.
В работе проанализированы научные исследования зарубежных и отечественных психологов по проблеме развития мотивации личности младшего школьника. Мотивация обучения является одним из определяющих факторов эффективности учебного процесса.
Исследование сферы мотивации обучения представляет отдельную отрасль научных поисков и является особенно актуальным. Проведенный теоретический анализ концепций и подходов к изучению развития мотивации учения представляет ее сущность, закономерности и механизмы формирования зависимости от внутренних и внешних условий развития и воспитания ребенка. Совершенный теоретический анализ позволяет следующие выводы:
— мотивация учения младшего школьника зависит от особенностей сложившихся новообразований на момент начала обучения в школе, особенностей организации родительского воспитания, школьного среды, особенно, от фигуры учителя, стиля и организации учебно-воспитательной деятельности;
— развитие мотивации учения в младшем школьном возрасте характеризует тенденция к объединению, интеграции разрозненных стихийных побуждений в большие мотивационные единицы со склонностью к образованию единой, целостной мотивационной системы личности, выстраивание иерархии мотивов.
У современных детей констатировано своеобразную картина развития мотивов учения:
— низкий уровень субъективной готовности к обучению в школе,
— не сформированность ряда социальных мотивов учения,
— быстрое угасание познавательного интереса на протяжении обучения, что значительно усложняет процесс учебной деятельности.
Если обучение будет происходить традиционным способом, то это может привести к возникновения «мотивационной пустоты» на момент окончания начальной школы — к отрицательному или безразличному отношению к школе. Перспективными направлениями исследования данной проблемы считаем поиск средств реализации индивидуального подхода в формировании положительной мотивации учения, освещение особенностей этого процесса, внедрением методики формирующего оценивания.
Учение младших школьников полимотивированное. Соотношение между внешними и внутренними стимулами учения динамично. Это обусловлено как возрастными, так и индивидуальными особенностями отношения детей учебному познанию, сформированностью общей готовности к обучению, влиянием среды класса и семьи.
Стиль педагогической деятельности учителя выступает как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников, наиболее эффективным является демократический стиль педагогической деятельности учителя, менее эффективным является авторитарный стиль и наименее эффективный – либеральный стиль педагогической деятельности.
В работе были представлены данные эмпирического исследования особенностей формирования учебной мотивации у младших школьников при различных стилях педагогической деятельности учителя.
Результаты показали:
-при демократическом стиле в большей мере развиваются учебные мотивы,
— при авторитарном – социальные мотивы,
— при либеральном стиле доминируют учебные и социальные мотивы, но менее выражены, чем при других стилях.
В исследовании выявлено преимущество демократического стиля общения и руководства учебной деятельностью в становлении познавательной мотивации учащихся над другими. Гипотеза полностью подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

В направлениях современной педагогики, психологии не теряет актуальность проблема повышения мотивации учения школьников. Ученые отмечают, что решение этого вопроса является наиболее сложным. Мотивы поведения и деятельности переменные с точки зрения возрастной динамики и воспитательных воздействий.
Как убедительно доказывает А. Н. Леонтьев, развитие ребенка характеризует, прежде всего, изменение мотивов его деятельности.
Новые мотивы, которые возникают при развитии ребенка, предают его деятельности нового смысла и меняют осознание им явлений окружающего мира. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системная, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Мотивы учебной деятельности могут быть разделены на две большие категории:
1. познавательные (потребность в интеллектуальной активности, овладении новыми умениями, навыками и знаниями, познавательные интересы детей);
2. социальные (потребность ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении; желание ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений).
Обе эти категории мотивов характеризуются специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка и необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.
Исследование познавательных мотивов учения, существующих на сегодняшний день, обнаруживают их низкую побудительную силу на протяжении практически всего периода младшего школьного возраста [5].
В учебном процессе необходима такая организация учебной деятельности, при которой росла бы познавательная активность учащихся как условие их успеваемости. Снижение мотивации у младших школьников отчасти связано с тем, что необязательная игровая деятельность в дошкольном возрасте (когда ребенок играет по желанию) меняется обязательной (даже принудительной) учебной деятельностью.
Мотивами учебной деятельности у учащихся младшей школы становится стремление понять явления окружающей природы, выяснить связи, причины возникновения. При этом формируется умение группировать, обобщать, применять результаты обобщения [11].
Стимулировать мотивацию к познавательной деятельности необходимо за счет:
а) применения задач, которые активизируют умственную деятельность;
б) создания ситуации успеха для каждого ученика;
в) предоставления конструктивной помощи в случае затруднений;
г) поощрение проявлений любознательности, сильных сторон личности ученика и т.д. [6].
С возрастом мотивация к учебно-познавательной деятельности усиливается, меняется соотношение между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.
Мотивационные тенденции ученика заключаются в избирательной мотивационной направленности по содержанию учебных предметов и в повышенном восприятии определенной учебной информации, которая интересная и нужная ученику.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы