Курсовая с практикой на тему Динамика социального конфликта в концепциях Л. Козера и Р. Дарендорфа. Сравнительный анализ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1 Теоретические и методологические предпосылки возникновения конфликтологической парадигмы 4
1.1 Предыстория возникновения и генезис теории социальных конфликтов 4
1.2 Различия в теориях конфликта, выдвинутых Гоббсом, Спенсером и Марксом 9
1.3 Основные результаты изучения конфликта в малых группах Георга Зиммеля 12
2. Основные концепции теории социального конфликта 14
2.1 Анализ основных положений конфликтной модели общества Р. Дарендорфа 14
2.2 Особенности определения и сущности социального конфликта в научных работах Л. Козера 20
2.3 Анализ теории позитивно-функционального конфликта по Л. Козеру 22
Заключение 27
Список использовнных источников 28
Введение:
Конфликт и связанная с ним проблематика является объектом многих гуманитарных дисциплин, среди которых в конце XX века. постепенно сформировалась отдельная социологическая теория — социология конфликта. Она представляла собой отрасль социологии, изучающая сущность, обусловленность, последствия и управления конфликтом как социальным явлением. Чаще всего конфликт проявляет себя в социальной среде, следовательно, представая как социальный конфликт.
Социальный конфликт — можно трактовать, как столкновение интересов двух или большего количества индивидов, социальных групп. По своей природе конфликт является социальным явлением, порожденным особенностями общественной жизни, социальных систем, столкновением, противоборством субъектов социума.
Актуальность работы данной работы заключается в том, что современный этап трансформации российского общества характеризуется множественностью социальных конфликтов. С одной стороны, обострение и большая интенсивность социальных столкновений присущи любой трансформирующейся общественной системе, с другой – в российском обществе существует ряд объективных и субъективных факторов конфликтности, отличающих переходный процесс в данной стране от других. Сравнительный анализ отображения динамики социального конфликта в концепциях Л. Козера и Р. Дарендорфа поможет в понимании путей решения социальных конфликтов современности.
Что же касается степени разработанности темы, то до сих пор единой теории конфликта не разработано. Существующие сегодня различные подходы показывают разносторонность данной проблемы. Первые попытки теоретического осмысления природы конфликтов, их места в социуме были предприняты во второй половине XIX в. О. Контом, К. Марксом, З. Фрейдом. В XX-м веке были разработаны общая теория конфликта К. Боулдинга, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, функциональная теория Г. Зиммеля, теория функциональности конфликта Л. Козера, структурный функционализм Т. Парсонса, концепция конструктивных и деструктивных функций конфликта М. Дойча.
На основе вышеперечисленных теорий шло активное изучение конфликтов, их функций, последствий. На современном историческом этапе социальные конфликты стали основой для научно-исследовательских работ, авторский коллектив которых пытался раскрыть глубинные причины их природы. В современной России научное наследие Р. Дарендорфа находит свое отражение в работах А.Я. Анцупова, А.Г. Большакова, И.Е. Ворожейкина, Н.В. Гришиной, О.А. Даниленко, А.Г. Здравомыслова, А.С. Кармина и др.
Объектом данной работы выступает социальный конфликт.
Предметом работы: динамика социального конфликта в концепциях Л. Козера и Р. Дарендорфа.
Целью курсовой работы является проведение сравнительного анализа концепций Л. Козера и Р. Дарендорфа.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методологические предпосылки возникновения конфликтологической парадигмы.
2. Провести анализ основных положений конфликтной модели общества Р. Дарендорфа.
3. Провести анализ теории позитивно-функционального конфликта по Л. Козеру.
Заключение:
Как Льис Козер, так и Ральф Дарендорф представили в своих концепциях конфликт как универсальный и в большинстве случаях позитивный фактор, благодаря которому возможны социальные изменения и вообще развитие общества в целом.
Л. Козер представил положительные функции социального конфликта, благодаря которому возможна адаптация общества к новым условиям. Все виды конфликтов он разделил на две группы, внутренние и внешние соответственно. К каждому приписав особые функции, для каких-то это положительные, ведущие к развитию, а для других деструктивные, ведущие к разрушительным последствиям. Американский социолог также указывал на то, что если в социальной структуре, есть место для конфликта, то это поможет избежать состояния внутренней нестабильности.
Немецкий социолог Г. Дарендорф в своей теории рассматривал конфликт повсеместным, это происходит по причине того, что каждое общество опирается на принуждение одних его элементов другими. Причинами конфликтов являются: неравенство социальных позиций, разница в интересах людей. А особенности обществ, по его мнению, заключаются в разном отношении к конфликтам со стороны власти. В демократическом обществе также существуют конфликты, но рациональные методы регулирования делают их безопасными. Подавление конфликтов он считал нерациональным, поскольку позже такой конфликт перерастёт в более острый и насильственный.
В заключение, хочется отметить, что в двух рассмотренных концепциях социальной конфликт по своей природе является не таким уж отрицательным явлением, а служит неотъемлемым и естественным средством развития всего общества.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
1.1 Предыстория возникновения и генезис теории социальных конфликтов
Конфликты как составляющая общественных отношений сопровождают человека на протяжении жизни. Однако не все противоречия и недоразумения, возникающие при взаимодействии людей, является конфликтами. Термин «конфликт» означает столкновение, борьбу противоположных взглядов . На протяжении всей истории существования человечества это явление играло ключевую роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Каждый исторический этап характеризуется присущими именно ему общественными проблемами, что, безусловно, отражается на взглядах относительно конфликта философов и ученых древности. В связи с этим наше внимание, прежде всего, привлекают труды современных ученых.
Известно, что XX в. сформировался самостоятельное научное направление — конфликтология, которое представляет собой междисциплинарную отрасль обществоведения, сочетающую социологический, психологический, философский и другие подходы к исследованию теоретической базы конфликтов. В рамках указанных подходов конфликт имеет свои особенности концепта ,
Проблемами конфликтов и вообще конфликтных ситуаций всегда был заинтересованы разные научные и общественные деятели. В связи с этим давайте проанализируем эволюцию научных взглядов на конфликт.
Конфуций, китайский мыслитель, развивал различные взгляды на проблему конфликта во многих моральных заповедях .
В эпоху античности конфликт формировался на основе философского учения о противоположности. Античные философы считали конфликт важнейшим и необходимым атрибутом общественной жизни и её развития.
Среди них, древнегреческий философ Гераклит, который связывал систему взглядов на природу Вселенной со своими рассуждениями о войнах и социальных конфликтах. Исходя из его рассуждений, всё в мире рождается через вражду и раздор, а также что единственный закон космоса – это война: «Война – отец всего и царь всего» .
То есть, по его мнению, именно война является важной составляющей всего мира.
Что нельзя сказать про Платона, поскольку он наоборот осуждал войну и считал большим злом. Не менее интересны социально-этические и правовые идеи великого мыслителя Древней Греции Демокрита, который, как и Платон, отождествлял войну с острым социальным конфликтом. Демокрит писал, что «… законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил другому, ведь зависть способствует началу вражды» .
Одной из главных особенностей конфликтологических идей была их религиозная направленность, получившие развитие во взглядах средневековых мыслителей. Примером такого мыслителя является Аврелий Августин .