Психологическая готовность ребенка к школе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Динамика психических состояний дошкольников в ходе подготовки к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
. 6

1.1.   Понимание готовности к школе
в психолого-педагогической литературе
. 6

1.2.
Условия формирования положительной мотивации к обучению как основа готовности
ребенка к школе
. 12

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
. 14

2.1. Методики исследования. 14

2.2. Анализ полученных результатов. 15

2.3. Рекомендации по коррекции
учебной мотивации
. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

Важным условием подготовки к школе в старшем
дошкольном возрасте является мотивация, развитие которой определяет характер
деятельности ребенка, и система его взаимодействий с окружающими людьми. При
правильно организованной мотивации сам ребенок в учебной деятельности выступает
активным участником. По мнению ведущих педагогов и психологов (И.В. Дубровина,
А.К. Дусавицкий, М.В. Матюхина, Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина, А.К. Маркова, В.Э.
Чудновский и др.), специальное целенаправленное управление мотивацией детей
таким образом, что ребенок сам становится активным участником учебной
деятельности, которая становится важнейшей характеристикой личности, не менее
важно, чем управление умственным развитием и усвоением знаний.

Огромное значение в процессе овладения
необходимыми знаниями в этом возрасте отводится образовательному пространству.
Ребенок не просто должен получать знания. В основе организации безопасности
образовательной среды стоит неспешное обучение, индивидуальный подход к знаниям
и передаче их каждому обучающемуся в особом порядке.

Главным в этом случае является именно психологическая
готовность ребенка и его учебная мотивация, в котором учебная программа
рассматривается всего лишь как одно из вспомогательных средств.
Интеллектуальное развитие учащегося не зависит от формального прохождения
программы ДОУ, а оценивается на заключительном этапе обучения.

Актуальность исследования состоит в том,
что в современном мире уже не те ценности школьного образования находятся в
приоритете. Школа все более ориентируется на развитие интересов и талантов
ребенка, на выработку особых знаний в плане интеллектуального,
гражданско-правового, коммуникационного развития в различных сферах. И в том,
чтобы помочь осуществлению этой функции нужно обязательно принимать во внимание
познавательные способности, самостоятельность учеников, анализировать динамику
их развития в соответствии с познавательными интересами. Именно познавательный
интерес и умение контролировать себя в ситуации учебного процесса, а также
стремление к получению новых знаний лежат в основе готовности ребенка к школе.
Вместе с тем, сегодня наблюдается достаточно очевидное противоречие –
большинство детей, поступающих в школу сегодня оказываются неготовыми к школьной
нагрузке и не имеют достаточное развитие мотивации развития.

Многие годы традиционной целью дошкольного
образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Дети в
буквальном смысле были перегружены фактами, реалиями и датами. Но постепенно
исследователи пришли к выводам о том, что детям тяжело дается применение знаний
в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в
необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или
их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных
изменений.

Цель
исследования
: рассмотреть особенности динамики
психических состояний в ходе подготовки дошкольников к школе

Объект
исследования
: подготовка к школе как психологический
процесс

Предмет
исследования
: психические состояния, лежащие к основе
подготовки дошкольников к школе

Задачи
эмпирического исследования
:

1. Провести теоретический анализ по
проблеме исследований психических особенностей учебной деятельности при
подготовке дошкольника к школе

2. Организовать эмпирическое исследование
взаимозависимости отношения к обучению и подготовки к школе в динамике

3. Провести анализ результатов
исследования, сделать выводы по исследованию

Теоретико-методологическая
основа исследования
: психолого-педагогические подходы к
формированию учебной деятельности младших дошкольников и зависимость их от
безопасности образовательной среды (А.Н Леонтьев, А.И. Липкина, Н.Г. Лусканова,
А К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б. Орлов, А.Н. Поддьяков, В. Репкин, Н.Ф.
Талызина, Г.А Цукерман, В.И. Чирков и др).

Методы
исследования
: теоретический анализ литературы,
эмпирические методы: наблюдение, беседа, биографический метод, тестирование,
проективные методы, статистические методы.

Гипотеза
исследования:
Общее психологическое состояние личности,
равно как и ее направленность будет влиять на готовность ребенка к школе.

Методики
исследования
:

·                  
Модифицированная методика Марковой А.К. «Неоконченные предложения»
для диагностики мотивов, целей и эмоций в учении.

·                  
Методика «Направленность на приобретение знаний» (предложена Е.П.
Ильиным и Н.А. Курдюковой) для определения степени выраженности мотивации на
приобретение знаний.

·                  
Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным
предметам» для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов
и мотивов учения.

·                  
Исследование готовности детей к школе по результатам беседы с
методистами и воспитателями

Практическая
значимость исследования
состоит в том, что на основе
результатов можно разработать направления развития учебной деятельности.

База
исследования:
Исследование проводилось на базе 2х
подготовительных групп ДОУ № 14 и ДОУ № 21 В исследовании приняли участие 48 детей:

Экспериментальная группа 1: 24 ребенка 6-7
лет, из них 11 девочек и 13 мальчиков.

Экспериментальная группа 2: 24 ребенка в
возрасте 5-8 лет, из них 12 девочек и 12 мальчиков.

Структура
работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цели и задачи, поставленные в данной работе, были решены в полном объеме –
мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования,
сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы
эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали
выводы.

Проведенная работа основана на
теоретических материалах, а также примерах проведения инновационных проектов.
Мы выяснили, что такое подготовка ребенка к школе, каким образом организуется
учебная мотивация и реализация самостоятельной учебной деятельности ребенка.

Задачей педагога является постоянное сопровождение
ребенка в процессе освоения материала, а также вовлечение его родителей в этот
процесс. Постоянное развитие в области педагогики дает нам основания полагать,
что можно, исходя из образовательного запроса современной семьи и личной
мотивации ребенка, построить такую модель общения ребенок – семья – школа,
которая позволила бы без лишних усилий вывести преподавание на абсолютно новый
уровень.

Важной
составляющей воспитательного пространства является включение детей в общую
жизнь коллектива, которая насыщена различными событиями, сотрудники учреждения
обогащают ее новыми впечатлениями.

 Дети должны выступать
не только как пассивные участники, но и активно участвуют в этих мероприятиях,
ждут и готовятся к многочисленным событиям. Мы выяснили, что исследуемая первая
группа имеет низкий уровень мотивации и неготовность учиться. Для детей
характерен низкий уровень успеваемости. В то же время не все дети имеют
одинаковые показатели и говорить о прямо противоположных тенденциях все же не
приходится. В дальнейшем предполагается выстроить работу с данными детьми по
вовлечению их в учебный процесс и становлению их как субъектов учебной
деятельности.
 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ
РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

1.1.         
Понимание готовности к школе в
психолого-педагогической литературе

 

Федеральный государственный
образовательный стандарт нового поколения определяет, как стратегически важную
задачу образования овладение универсальными учебными действиями: предметными,
метапредметными и личностными.

Первостепенным становится обучение
самостоятельности, умению применять свои знания в сложном, постоянно
изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации. В связи с
необходимостью проведения уроков, нацеленных на новый образовательный
результат, возникает множество вопросов о технологиях и формах работы,
необходимости определения самого понятия деятельностного подхода как основы
формирования универсальных учебных действий в целом и коммуникативных учебных
действий в частности.

Переход детей из детского сада и их навыки
при поступлении в школу прогнозируют долгосрочные успехи в школе. Основной
целью, отраженной в ФГОС становится «обеспечить, чтобы все дети поступали в
школу готовыми к обучению», развитие детей на основе формирования определенных
компетенций [2].

Совсем недавно ФГОС вновь подчеркнул
важность готовности, потребовав от государств документировать способы, с
помощью которых программы дошкольного образования развивают ранние навыки.
Страны по всему миру вкладывают средства в улучшение и расширение дошкольного
образования, о чем свидетельствует рост на 16% во всем мире посещаемости
дошкольных учреждений в период с 1990 по 2014 год.

 

Единого показателя готовности к детскому
саду не существует. Готовность включает в себя ряд навыков и областей развития.
В настоящее время Министерство образования определяет «основные области
готовности», как развитие языка и грамотности, познания и общие знания
(например, ранняя математика, ранняя наука), подходы к обучению, физическое
благополучие и двигательное развитие, а также социальное развитие и эмоциональное
развитие.

Исследования показывают, что школьные
результаты детей, особенно успеваемость, остаются на удивление стабильными
после первых классов школы. Кроме того, есть свидетельства того, что
вмешательства с большей вероятностью будут успешными в раннем школьном
возрасте. В результате исследователи, политики, педагоги и родители пытаются
понять, что значит для детей быть «готовыми» к школе [1].

Понятие учебная
деятельность, согласно Д.Б. Эльконина — это ведущий тип деятельности в младшем
школьном возрасте.

Учебная деятельность — деятельность субъекта по
овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе
решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе
внешнего контроля и оценки, которые переходят в самоконтроль и самооценку.
Согласно Д.Б. Эльконина. "Учебная деятельность — это деятельность
направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами
действий в сфере научных понятий, … к такой деятельности должны побуждать
адекватные мотивы. Ими могут быть … мотивы приобретения обобщенных способов
действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного
совершенствования " [Цит по 25, с. 47].

Таким образом, современная система образования
приходит к смещению акцента с теоретических знаний (результат – знания) на
овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), что не может
не отражаться на специфике условий работы с учениками.

При данном подходе к обучению основным
элементом работы, учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности,
особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской,
поисково-конструкторской, творческой и других.

«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и
давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока
современного типа, в основе которого заложен принцип деятельностного подхода.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть
вдохновителем учащихся.

Функция любого образовательного учреждения
заключается не только в обучении, но и в сопровождении учебного процесса:
подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм
сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности через
наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты
занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей
к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне [3,
4, 5].

В данной работе под
готовностью
ребенка к школе
будем понимать деятельность, направленную на получение
учащимися субъективно нового знания, самостоятельное применение научных методов
исследования (анализ, синтез, обобщение и др.) с целью формирования
саморегуляции, а также возможность справляться с учебными задачами и
реализовывать себя на основании саморегуляции.

Учебное
исследование, как и научное, является процессом познания объективного мира и
имеет определенную структуру составляющих элементов.

Структуру готовности
к школе рассматривает В.А. Далингер [
8]:

1) мотивация
учебной деятельности;

2) постановка
проблемы исследования;

3) анализ имеющейся
информации по рассматриваемому вопросу;

4)
экспериментирование (проведение измерений, испытаний, проб и т.д.) с целью
получения фактического материала;

5) систематизация и
анализ полученного фактического материала;

6) выдвижение
гипотезы;

7) подтверждение
или опровержение гипотез;

8) доказательство
гипотез.

И.В. Клещёва [21] выделяет
специальные структурные компоненты учебно-исследовательской деятельности как
основы готовности к школе: выделение проблемы, организация и анализ данных,
выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, формулирование выводов. А.И. Савенков [
5] предлагает
следующую структуру учебно-исследовательской деятельности:

1) знакомство с нормами, эталонами, критериями научности, научными
традициями, областью исследования;

2) изучение теории, посвященной данной проблематике;

3) подбор методов и методик исследования, практическое овладение ими;

4) сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

5) собственные выводы.

Приведенные выше компоненты структуры учебной деятельности не противоречат
друг другу, более того, во многом совпадают. Их отличие заключается в разной
степени детализации. Это связано со степенью регламентирования, которая зависит
от области и темы исследования, индивидуальных особенностей ученика. Но
раскрытие учебной деятельности было бы неполным без обращения к понятию учебной
мотивации, которое лежит в основе познавательных процессов каждого субъекта.

С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что
специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что
она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели,
замыслы и идеи в преобразуемой им действительности [3]

А. Адлер, утверждает, что человек в стремлении
к совершенству постоянно находятся в движении к личностно
значимым целям в жизни. Цели, которые люди ставят перед собой,
в значительной степени выбираются индивидуально. В этом стремлении
к совершенству люди способны планировать свои действия и определять
свою судьбу. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой
собственный стиль жизни. Сами люди ответственны за то, кем они становятся
и как себя ведут.

Исследования
изучили определение готовности среди различных заинтересованных сторон в
процессе перехода от ДОУ к школе. Всероссийский опрос воспитателей детских
садов показал, что педагоги определили «готовых» детей как физически здоровых,
хорошо отдохнувших и сытых; способность устно сообщать о своих потребностях,
желаниях и мыслях; любопытные и с энтузиазмом подходят к новым занятиям.
Удивительно, но воспитатели не придавали особого значения конкретным навыкам
счета и грамотности.

Другое
исследование показало, что учителя уделяют больше внимания навыкам
саморегулирования и межличностного общения, чем академической компетентности. Родители,
напротив, обычно определяют готовность с точки зрения академических
способностей, таких как способность считать, называть предметы или узнавать
буквы [6].

Готовность,
определяемая познанием, саморегуляцией, социальной компетентностью и
хронологическим возрастом

Ранние
признаки когнитивных способностей и зрелости связаны с успеваемостью детей в
школе. По этой причине такой подход к оценке готовности использовался как
показатель того, что ребенок подготовлен к школьной среде. Метааналитическая
работа показывает, что когнитивные оценки в дошкольных учреждениях и детских
садах предсказывают в среднем 25% дисперсии когнитивных оценок в начальной
школе. Таким образом, эти когнитивные показатели важны, но другие факторы
объясняют большую часть различий в результатах начальной школы.

Накопленные
данные указывают на важную роль саморегуляции и исполнительной деятельности.
Эти особенности имеют нейробиологическую основу и обеспечивают основу для
многих форм поведения и способностей, необходимых в детском саду [7].

Способность
посещать школу выборочно, проявлять соответствующую социальную реакцию и
продолжать заниматься учебными задачами — все это факторы, которые влияют на
готовность к школе и определяют ее. Соответственно, детские «подходы к
обучению», которые включают регулирование эмоций, внимание, настойчивость и
отношение, поддерживают их способность использовать возможности обучения в
классе и предсказывать успеваемость в более поздних начальных классах.

Другое
исследование связывает социальную компетентность детей с успеваемостью.
Например, ранние социально-эмоциональные навыки и социальная адаптация детей
(например, отношения со сверстниками, положительные эмоции и просоциальное
поведение) связаны с академическими результатами и участием в классе в детском
саду. И наоборот, проблемное поведение, такое как агрессия или замкнутость,
мешает обучению в классе.

Детский
возраст также является маркером готовности к школе, поскольку он указывает на
зрелость в когнитивной, социальной и саморегулирующей областях. Исследования
влияния возраста неоднозначны [23, 18, 26].

Атрибуты
среды, в которой находятся дети, способствуют их переходу и адаптации к школе.
Стимулирующее и поддерживающее взаимодействие учителя и ребенка в классах для
детей младшего возраста может повысить социально-эмоциональную и академическую
компетентность учащихся.

Данные
свидетельствуют о том, что готовность к школе является важным фактором для
прогнозирования успехов детей в школе и что характеристики готовности к школе
многомерны. Учителя и родители по-разному определяют готовность к школе:
учителя подчеркивают готовность в социальной сфере и в сфере саморегулирования,
тогда как родители делают упор на базовые академические навыки [8, 9, 10].
Исследования показывают, что когнитивные навыки, социальная компетентность и
способности саморегулирования обеспечивают основу для академической
успеваемости и что один только хронологический возраст не является эффективным
показателем готовности к школе. Ранние предикторы школьной успеваемости
указывают на вклад чувствительных и стимулирующих семейных процессов, а также
на высококачественную среду ухода за детьми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы