Психология личности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Динамика ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Понятие ценностных ориентаций и их особенности в психологии 5
1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии 5
1.2. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста 11
2. Эмпирическое исследование динамика развития ценностных ориентации в подростковом и юношеском возрасте 22
2.1. Методы и характеристика исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 32
Литература 34

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Современное российское общество характеризуется процессом модернизации образования, который сопровождает переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Серьезные преобразования коснулись и общего образования, в котором системно-деятельностный подход становится определяющим. При этом важное место отводится ценностно-ориентированному нравственному воспитанию личности ребенка.
Следует заметить, что интерес к проблеме ценностей и ценностный ориентаций, а также их определение имеет важное значение в переломные моменты истории. Что касается современной ситуации, то она ставит требования принятие каждый человеком ответственности за свою жизнь, за выбор определенной системы ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому обращение к ценностям считается одной из главных черт нашего времени и самым важным принципом политики государства в области образования. При этом очень важной для изучения является проблема формирования ценностных ориентиров у школьников, являющаяся компонентом содержания образования.
Так, сегодня перед школьным образованием стоит задача становления системы ценностей, опирающихся на историческую преемственность поколений, сохраняющих и развивающих традиции нашего государства. Актуальность изучении проблемы становления ценностных ориентиров в школьном возрасте, продиктована социальными запросами, которые предъявляет обществе к школе, а также необходимость в приобщении учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей.
Степень изученности темы исследования. Вопросы формирования ценностных ориентаций являются психолого-педагогической проблемой, которая отражается в теориях многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов, среди которых можно выделить Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.И. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божовича, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Работы этих авторов раскрывают различные аспекты проблемы ценностных ориентаций, дают определение понятий, определяют структуру и виды ценностных ориентаций, рассматривают их степень развития и особенности становления.
Целью исследования является изучение динамики ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии.
2. Охарактеризовать психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
3. Организовать исследование по определению ценностных ориентаций подросткового и юношеского возраста.
4. Проанализировать динамику развития ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
Объектом исследования выступают формирование ценностных ориентации в психологии.
Предметом исследования является определение особенностей ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа специальной психологической, философской литературы и такие эмпирические методы как тестирование и количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ценностные ориентации – главный критерий, по которому выявляется отношение человека к окружающему миру и людям, которые его окружают в нем. Именно они определяют взаимодействие людей в социуме, согласование и борьбу их интересов, регулируют поведение каждого человека, способствуя будущему становлению личности в обществе и жизни.
Ценностные ориентации – это направленность личности к определенным ценностям, это динамический аспект отношения человека к действительности, к материальным и духовным ценностям, в центре внимания которого оценка, определяет характер этого отношения, мотивы деятельности индивида, его поведение, убеждения и идеалы.
Ценностные ориентации школьников представляют собой определенную систему представлений о нравственных нормах и правилах социального взаимодействия и общения, ведь человек не рождается с готовыми ценностными представлениями, а вырабатывает их в процессе социального опыта.
Таким образом, проанализировав все полученные данные, можно сделать вывод, что из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья является самым важным для большинства подростков, далее идет счастливая семейная жизнь и любовь, выступающие важными составляющими системы базовых ценностей подростков. Менее значимыми для подростков являются счастье других, свобода поступков и действий, возможности расширения своего кругозора и интеллектуальное развитие. Так же на последних местах стоят развлечения, творческая деятельность и красота природы.
Что касается респондентов юношеского возраста, то среди наиболее значимых ценностей выделялись такие как наличие хороших и верных друзей, свобода как независимость в поступках и действиях, жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
При этом структура ценностных ориентаций современных российских подростков и юно шей отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (забота о благополучии других людей и общества).
Возрастные особенности ценностной сферы в подростковом и юношеском возрастах связаны с решением важнейшей задачи развития – преодолением зависимости и формированием автономии личности. Возрастание значимости ценности саморегуляции, мотивации изменения и саморазвития составляет характерную тенденцию развития ценностной сферы при переходе от подросткового к юношескому возрасту.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие ценностных ориентаций и их особенности в психологии

1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психологии
Одной из сложных областей психологии представляется феноменология ценностей. Так, по мнению А. Маслоу, понятие ценностей представляет собой большой сундук, в котором хранятся различные и часто необъяснимые вещи. При этом разные авторы зачастую определяют прямо противоположные признаки данного понятия. Помимо этого, понятие ценностей входит так же в научный аппарат других наук, приносящих в психологию оттенки своих значений [19].
Таким образом, определение ценностных ориентаций в справочной литературе заключается в изучении их как важных элементов внутренней структуры личности, которые закрепляются в жизненном опыте индивида совокупностью его переживаний и отделяют значимое и существенное для данной человека от несущественного и незначимого.
Вся совокупность имеющихся ценностных ориентаций создает определенную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственного того или иного типа поведения и деятельности, которая выражается в направленности потребностей и интересов.
С социологической точки зрения ценностные ориентации представляют собой разделяемые индивидом социальные ценности, которые выступают как цели жизни и основные средства достижения этих целей. При этом ценностные ориентации создают высший уровень иерархической предрасположенности к тому или иному восприятию условий жизни и деятельности, а также поведению в долгосрочной перспективе [7].
С психологической точки зрения ценностные ориентации можно определить как понятие, которое выражает положительную или отрицательную значимость для человека предметов и явлений социальной действительности. Они показывают внутреннюю основу отношений человека к тем или иным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка [23].
Следует заметить, что все эти определения по существу можно считать психологическими, так как они показывают не столько подход той или иной науки, сколько раскрывают разные аспекты ценностный явлений, отражая их многообразие.
Сегодня существуют и новые подходы, которые раскрывают особенности связи между собой ценностных явлений. Так, такой исследователь как М.С. Каган, при определении специфики ценности, предлагает связывать ее с особым типом связи между субъектом и объектом, представляющим ценностное отношение Исследователь исходит из системного подхода к построению деятельности человека, в которой целостное описание заключается в изучении пяти необходимых и достаточных ее форм – познания, преобразования, художественного творчества, общения, ценностно-ориентационной деятельности или ценностного отношения [15].
Место, которое занимает ценностное отношение в общей системе человеческой деятельности, определяется тем, что только в его рамках происходит выявление значения того или иного объекта для субъекта.
Подходы зарубежной и отечественной психологии, которые сегодня существуют в понимании ценностей, синтезировал Д.А. Леонтьев, сведя все трактовки сущности ценностей к следующему:
1. Ценности являются атрибутом чего-либо, а также представляют самостоятельное психологическое явление.
2. Ценностями могут быть конкретные предметы либо абстрактные сущности.
3. Ценности являются образованиями, которые имеют индивидуальную природу, наряду с возможностью иметь надиндивидуальную природу.
4. Ценности могут выступать универсальными и абсолютными сущностями либо являться социальным явлением, отражающем черты жизнедеятельности социума и общественных отношений.
5. Ценности считаются отчужденными от личности социальными регуляторами, которые действуют внутри при помощи механизма социального контроля, наряду с понимаем ценностей как внутреннего ориентира личности, являющегося собственной интенцией.
6. Ценности представляют нормы стандартом и правил поведения, требующие однозначного понимания и полного соблюдения, одновременно с принятием ценностей как идеалов или моделей должного, однако не сводимых к однозначному предписанию, задавая только общую направленность деятельности, но не ее конкретные параметры [18].
Формы существования ценностей выступают следующие:
1. Общественные идеалы (социальные)
2. Предметы воплощения этих идеалов (предметные)
3. Мотивационные структуры личности (личностные) [5].
Все эти формы ценностей могут перетекать одна в другую. Другим словами, общественные идеалы в процессе усвоения принимаются за модель поведения и побуждают личность к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение. Ценности, которые получили предметное воплощение, начинают выступать основой для выдвижения каких-либо общественных идеалов.
Социальные ценности представляют собой идеальные объекты, так называемые общественные идеалы, которые задают критерии совершенства в той или иной области действительности, указывая на конечный ориентир для желательного состояния дел.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы