Курсовая с практикой на тему Дифференцированный подход при обучении географии и иностранному языку на уровне основного общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения преподавания с дифференцированным подходом географии и иностранного языка на уровне основного общего образования 6
1.1 Дифференцированный подход к обучению географии на уровне основного общего образования 6
1.2 Дифференцированный подход к обучению иностранному языку на уровне основного общего образования 14
Глава 2. Практическая реализация обучения с дифференцированным подходом географии и иностранному языку на уровне основного общего образования 22
2.1 Анализ учебно-методических пособий по географии и иностранному языку в аспекте изучаемой проблемы 22
2.2 Система упражнений и заданий с применением дифференцированного подхода для обучения географии и иностранному языку 25
2.3 Опытное обучение географии и иностранному языку с применением дифференцированного подхода 38
Заключение 47
Список использованной литературы 48
Введение:
Современная школа находится в процессе поиска новых подходов, путей, способов и методов образования обучающихся, необходимость которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития системы образования. Сегодня происходит смена образовательной парадигмы: отказ от концепции “энциклопедизма”, когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности обучающегося, овладение им способами умственной, практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Современная направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личностно-ориентированных теорий и технологий обучения.
С переходом на новое содержание системы образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают филологи, весьма актуально, что оздоровит школу, и положительно скажется на состоянии здоровья обучающихся [1].
Общеизвестно, что все дети разные — и по способностям, и по темпам усвоения, продвижения, по интересам и потребностям, по психофизическим особенностям. Как правило, в условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточную нагрузку “сильному”, не успевая доступно объяснить и добиться усвоения материала “слабыми”. И здесь большая роль отводится идее дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
В последнее время данная технология обучения стала активно применяться в учебном процессе современной школы в рамках различных предметов. В наши дни актуальность изучения иностранного языка и географии высока. А с появлениям новых инновационных программ и введением в них большого объема материала на изучение, стало необходимо искать новые пути повышения эффективности обучения обучающихся на уроке.
Таким образом, дифференцированный подход в обучении на уроках иностранного языка и географии, как средства повышения качества образования, необходим. А для достижения этой цели каждый учитель должен четко понимать, что это. Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени; в переводе с английского языка “difference” – “разница”, “различие”. В педагогической литературе разными авторами даются разные понятия дифференциации обучения.
Объект – процесс обучения географии и иностранному языку.
Предмет – дифференцированный подход при обучении географии и иностранному языку.
Цель – рассмотреть дифференцированный подход при обучении географии и иностранному языку на уровне основного общего образования.
Задачи:
1. Рассмотреть дифференцированный подход к обучению географии на уровне основного общего образования
2. Рассмотреть дифференцированный подход к обучению иностранному языку на уровне основного общего образования
3. Представить применение дифференцированного подхода на уроке географии
4. Описать применение дифференцированного подхода на уроке иностранного (английского) языка
Методы: Ретроспективный анализ учебной и научной литературы, сравнение, анализ-синтез, дедукция-индукция.
Теоретическая и практическая значимость: работа представляет интерес для педагогов, учителей географии и иностранного языка. Материал работы может быть использован на уроках в качестве пособия, а также для более глубокого научного изучения.
Заключение:
Условия эффективного дифференцированного обучения.
1.Требования к обучающимся при дифференцированном обучении не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих обучающихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных обучающихся углубляли бы программные знания. Основной принцип дифференциации — дифференциация помощи обучающимся со стороны учителей без существенного снижения сложности содержания.
2. Обязательное условие организации дифференцированного обучения — знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений обучающихся, их индивидуально-типологическим особенностей. Методика разделения обучающихся на разноуровневые группы предполагает подвижность этих групп и смену их состава.
3. Эфективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности обучающихся в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения.
4. Условия реализации дифференцированного обучения:
— достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п)
— систематический контроль учителя и оценка им учебного труда обучающихся;
— сознательное обучение обучающихся — приём познавательной деятельности.
Работа представляет собой законченное исследование, материал работы может быть полезен педагогам, а также может быть использован для более глубокого научного изучения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения преподавания с дифференцированным подходом географии и иностранного языка на уровне основного общего образования
1.1 Дифференцированный подход к обучению географии на уровне основного общего образования
Дифференцированный подход – это очень важный подход в обучении в школе. Данный подход рассчитан на то, что каждому ученику уделяется внимание, творческой индивидуальности ученика, его способностям и уровню развития. Такой подход предполагает индивидуальные, групповые, фронтальные задания по разным учебным программам для повышения качества обучения.
В школе в классе ученики собраны по возрасту, без учета их способностей, следовательно, они не могут одинакового усваивать программу. А дифференцированный подход позволяет устранить эти проблемы и проявить ученику свою индивидуальность. Данный подход помогает ученикам вселить веру в себя, избавить от страха.
Для того, чтобы технология дифференцированного подхода применялась в школе, нужна специальная модель, которая включает в себя три варианта дифференцированного обучения. Это комплектование классов одноуровневого состава, начиная с начальной школы на основе основных учебных умений учеников.
Это внутриклассная дифференциация, которая происходит в среднем звене, которая проводится путём отбора групп для раздельного обучения с учетом разных уровней (базовом и вариативном) естественно-научного и гуманитарного циклов. Если в группах появляется устойчивый интерес, то они становятся классами с углубленным изучением предметов.
Что касается профильного обучения в старших класснах,то оно основано на психо-дидактической диагностике и экспертной оценки.
Организация разноуровнего обучения сложна: одни обучающиеся быстро усваивают материал, активно работают, иногда даже мешают другим обучающихся проявить себя. Активные обучающиеся выполняют большой объем теоретической и практической частей на уроках. А другим обучающимся требуется больше времени на усвоение теоретического материала и отработки практических навыков, работы с картой. А третья группа обучающихся усваивает материал частично из-за пробелов в предыдущих темах.
Таким образом, построить урок, на котором каждый обучающийся смог бы в индивидуальном темпе изучать материал и уйти с урока с чувством удовлетворения очень сложно. Поэтому применять технологию разноуровневого обучения в условиях школы необходимо не на каждом уроке, а на отдельных этапах урока, в частности при проверке и оценке знаний обучающихся [1].
Технология организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференцированного подхода к обучающимся при обучении и проверки знаний по географии.
Условием правильной организации учебно-воспитательного процесса можно определить выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста обучающихся, уровня их географической подготовки, развития общеучебных умений, специфике решаемых образовательных и воспитательных задач.
В зависимости от указанных факторов реализовывается сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства, Интернет.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений обучающихся можно применять систему разноуровневого контроля и оценки знаний, в которую входят:
тренировочные задания и тесты,
географические задачи и диктанты,
индивидуальные карточки-задания,
домашние проверочные работы,
самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера,
тесты и проверочные работы.
Критерием успешной работы служит качество географической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения.
Нужно организовывать учебный процесс с ориентиром на оптимальные условия как для сильных, так и самых слабых обучающихся. Поэтому нужно организовывать уровневую дифференциацию на некоторых этапах урока. В основном это прослеживается при закреплении и контроле.
С этой целью можно мысленно объединять обучающихся в несколько временных типологических групп, и строить учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении обучающихся из более слабой группы в более сильную [1].
Задачи.
1. – выделение в классе временных типологических групп;
2. – разработка и применение приёмов обучения и контроля, отвечающих особенностям каждой группы.
При решении первой задачи исходят из обученности школьников. Её устанавливаю с помощью письменных проверочных работ, охватывающих все элементы содержания географического образования и требующих применения знаний на разных уровнях самостоятельности. Также по классному журналу нужно ознакомится с успеваемостью обучающихся по другим учебным предметам, узнать мнение учителей о классе в целом и об отдельных его представителях, побеседовать с родителями некоторых обучающихся с целью выяснения индивидуальных особенностей ребёнка.
Кроме этого необходимо различать обучающихся в зависимости от наличия или отсутствия у них познавательного интереса к географии. Школьников, интересующихся географией, нужно выделять в особую типологическую группу. Как правило, эти обучающиеся любят географию, участвуют в географических олимпиадах различного уровня «Большая планета», Региональная дистанционная олимпиада ГДОО 2016, 2017гг.
Ученики 9 класса посещают спецкурс “Рекреационная география”. Ребята ежегодно участвуют в районных краеведческих чтениях, областных и региональных конкурсах «Отечество», «Моя гордость — Новосибирская область», «Моя малая родина», «Это наш край» [1].
Обучающиеся, у которых отсутствует познавательный интерес к предмету или часто пропускающие с небольшим багажом знаний относятся к противоположной типологической группе – отстающие. Для таких обучающихся нужно проводить индивидуально-групповые занятия, вовлекая их во внеклассные мероприятия (“Неделя географии”, “Географические викторины”, экскурсии и т.д.) и открытые уроки, давая тем самым почувствовать себя уверенней, задавать индивидуальную домашнюю работу.
Вторая задача, т.е. разработка и применение приёмов дифференцированного обучения, решается наиболее успешно при использовании индивидуальной и коллективной форм организации учебной деятельности. Один из способов дифференциации проверки знаний – сложность заданий.