Курсовая с практикой на тему Дидактические методы и приемы индивидуального обучения школьников иностранному языку в условиях репетиторства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические аспекты изучения дидактических методов и приемов индивидуального
обучения школьников иностранному языку в условиях репетиторства. 6
1.1.
Репетиторство как вспомогательная форма организации процесса обучения
школьников. 6
1.2. Методы и
приемы обучения иностранному языку в системе взаимодействия «учитель – ученик». 9
2. 2. Практические исследования проблемы
применения дидактических методов и приемов индивидуального обучения школьников
иностранному языку в условиях репетиторства. 20
2.1. Изучение
опыта педагогов как репетиторов по применению дидактических методов и приемов
обучения школьников иностранному языку. 20
2.2.
Разработка методических рекомендаций для репетитора по применению дидактических
методов и приемов обучения школьников иностранному языку 22
Заключение 28
Введение:
Актуальность
темы курсовой работы определяется рядом фактором. Прежде всего, хотелось бы
отметить факт возрастающей потребности к институту репетиторства в условиях
социально-экономической обстановки, вызванной пандемией вируса Covid-19, распространение которого
сказалось на многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и
образовании. В условиях перевода школьников на дистанционное обучение и
несоответствие имеющейся методической и материально-технической базы школы
ученики и их родители оказались в сложной ситуации, когда они сами должны
отвечать за качество знаний. С другой стороны иностранный язык для многих
школьников считается одним из самых сложных предметов, усвоение которого и в
рамках привычного школьного образования было достаточно сложным занятием, а в
условиях дистанционности образования стало еще менее понятным.
Кроме
того, в современном мире, в том числе в современной России, широко
распространено явление репетиторства. Практически каждый школьник сегодня
прибегал к услугам репетитора для подготовки к ЕГЭ или же для саморазвития.
Данное явление имеет долгую историю и получило наиболее массовое
распространение именно сегодня. Несмотря на это, проблема репетиторства все еще
находится в развитии и при этом мало изучена. Конечно, существование
репетиторства тесно связано с проблемами образовательной системы и в большей
степени с ее финансированием. Следствием этого является появление школьных
учителей-репетиторов, вузовских преподавателей-репетиторов, которые используют
данный вид деятельности как дополнительный источник заработка.
Актуальность
проблемы эффективности репетиторства не подвергается сомнению. Во-первых, это
действительно массовое явление, являющееся сегодня уже неотъемлемой частью
образовательной системы, во-вторых, вследствие недостаточного изучения этой
проблемы нет точных данных, касающихся пользы или вреда деятельности
репетитора, а значит нет оснований для оценки влияния данного факта на
состояние социальной подсистемы общества. Это, в свою очередь, может стать
проблемой на пути к дальнейшему совершенствованию и модернизации общества.
Следует
также отметить, что в настоящее время активно изменяется отношение к
образованию как наиболее важной составляющей в комплексе мер, способствующих
развитию человека, общества, государства, повышению качества жизни. Успешное
обучение возможно в случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому
предмету и систематически его поддерживать. При традиционном способе
преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой
извне информации. Такая организация образовательного процесса искусственно
задерживает развитие познавательной активности. Одним из путей обучения,
ориентированного на личность ребенка, является применение индивидуального
подхода. Индивидуальный подход – это система дидактических средств организации
учебного процесса по иностранному языку, которая включает в себя
индивидуализацию обучения.
Индивидуализация
обучения – это дидактический принцип такого подхода к организации учебного
процесса, при котором принимаются во внимание личностная характеристика
учащегося, интеллектуальное развитие, познавательные интересы, социальный
статус, режим жизнедеятельности и др. Именно эти факторы оказывают влияние на
успешность обучения.
Заключение:
В
последние годы центром обсуждения становится роль обучающегося, а также такие
понятия, как «автономия обучающегося», «индивидуализация», «участие», то есть
участие самого обучающегося в принятии решений в учебном процессе. От
преподавателя требуется иное понимание его роли. Он перестает быть посредником,
на первый план выступает роль ведущего обучения, консультанта, а также
организатора индивидуальной учебной среды. В этом случае речь идет о
радикальной форме скрытой внутренней дифференциации – индивидуальном обучении
(в группе). В этом случае участники формулируют себе индивидуальную цель и план
обучения, сами оценивают знания, анализируют свои успехи и неудачи.
Многие
исследователи отмечают, что процесс обучения иностранному языку не может быть
достаточно эффективным без использования метода моделирования проблемных
ситуаций. Проблемная подача материала побуждает студентов к размышлению, к
самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям, а
также «переносу на себя», то есть апелляции к их жизненному и речевому опыту,
выбору альтернативных вариантов решения, а также аргументации своего выбора,
ведению дискуссии на иностранном языке.
Однако
между этими экстремальными полюсами (скрытой дифференциации и индивидуализации)
существует большое количество промежуточных форм внутренней дифференциации,
которые требуют дополнительного исследования.
Какие бы
материалы и задания ни входили в урок, в нем должна
быть жизнь. Занятие всегда предполагает активное общение, потому что даже
грамматика строится на конкретных примерах: из учебника или
из опыта ребенка. Когда обсуждаются жизненные ситуации, ученик понимает,
зачем нужно учить язык, какое отношение он имеет к реальности. Важно
подбирать темы для обсуждения и дополнительные материалы под интересы
ребенка. Это порождает дополнительную мотивацию.
Фрагмент текста работы:
В
настоящее время продолжается процесс реформирования системы образования. Это связано
с переходом на новые образовательные стандарты, развитием системы
дополнительного образования, появлением инновационных средств обучения и новых
технологий. Спектр образовательных услуг расширяется, а спрос на
образовательные услуги платного характера растет. Начало этому процессу в
образовании заложили реформы, связанные с переходом на новую форму аттестации –
государственную итоговую аттестацию, включающую обязательный и единый
государственные экзамены, которые требуют серьезной подготовки. В этих условиях
репетиторство как форма обучения имеет ряд преимуществ, обусловленных
индивидуальным характером занятий, а также увеличением спроса на эти услуги. В
настоящее время, к сожалению, мы наблюдаем снижение эффективности массового
обучения и, как следствие, снижение качества подготовки обучающихся на уровне
школьного образования [11].
Появилось
противоречие между требованиями к уровню подготовки учеников и возможностью
школьных учителей обеспечить этот уровень. Частично разрешить это противоречие
может система дополнительного образования, частью которой является домашнее
обучение, в том числе в форме репетиторства [6].
При
этом надо отметить, что нацеленность репетиторских занятий на решение одной
достаточно узкой задачи не позволяет говорить о систематическом характере
накопления знаний, а также не позволяет рассматривать репетиторство как
самостоятельную форму обучения
[4].
Поэтому репетиторство стало дополнительной формой обучения, позволяющей
нивелировать недостатки массового образования.
Действующий
сегодня Закон об образовании не содержит определения слову «репетитор». В
России оно появилось в 19 веке под влиянием французского языка и культуры.
Согласно В.И. Далю репетитор – это помощник учителя для повторения уроков с
учениками. Репетиторами также называли педагогов, осуществляющих репетиционную
работу по подготовке отдельных номеров и партий в хореографических коллективах
и учебных заведениях [12].
Само
слово происходит от лат. Repetitor, что означает «тот, кто повторяет» [3].
Позднее, под влиянием немецкой и французской образовательной практики,
репетиторами стали называть себя преподаватели, дающие частные уроки на дому.
Сегодня наиболее распространенным значением слова репетитор остается последнее.
Таким
образом, мы будем понимать, что репетитор – это педагог, который проводит
дополнительные, как правило, индивидуальные занятия, помогая своим ученикам
усвоить необходимые знания или дополнить их. История репетиторства уходит
корнями в 18 век. Гувернерами и репетиторами называли домашних учителей.
Разница заключалась в том, что репетитор отвечал за результаты изучения
определенного предмета, и его приходы ограничивались одним или несколькими
академическими часами в день, или несколькими днями в неделю. Гувернер мог
проживать в семье.
Первые
иностранные гувернеры появились в России в 18 веке. Они были одновременно
учителями, воспитателями, наставниками. Художественные произведения того
времени, например «Капитанская дочка» А.С. Пушкина подтверждают, что таких
людей было предостаточно. Помещик Гринев, нанимая для своего сына Петруши
француза Бопре, записал в контракте, что «мосье» обязан был обучать
двенадцатилетнего отрока «пофранцузски, по-немецки и всем наукам» [14].
Лишь в начале 19 века сформировалась профессия
учителя-репетитора – человека, которого приглашали в дом для поурочных занятий.
Популярность данного вида деятельности росла. Подрабатывали частными уроками в
середине-конце 19 века уже все: и университетские профессора, и учителя
гимназий, и студенты, и сами гимназисты. Учили репетиторы в основном
мальчиков-гимназистов, благородных девиц и немногих счастливчиков, собиравшихся
держать экзамен в университет. Преподавали главным образом математику, латынь,
иностранные языки (французский и немецкий) и русскую словесность, реже –
историю и географию [5].
Для
освоения, например, иностранного языка в дом обычно приглашали его носителей,
им мог быть сосед-немец, булочник или аптекарь, или же разорившийся французский
аристократ. Так продолжалось до октябрьских событий 1917-го года, после чего
проблема дополнительного обучения надолго перестала быть актуальной.
В
середине 20 века в институты и университеты принимали главным образом по
социальным показателям, школа же, как тогда считалось, и так давала необходимые
знания. И лишь много позже, в 1960–1970-е годы, репетиторство снова, правда,
полулегально, стало распространяться. Тот, кто хотел поступить в престижный
институт, но не рассчитывал на глубину своих школьных познаний, искал
возможность позаниматься с преподавателем из выбранного вуза [7].
И
лишь в 1990-е годы репетиторство обрело почти официальный статус. Объявления о
дополнительных занятиях появились во многих газетах, летом ими были обклеены
все столбы возле вузов. Этой деятельностью стали заниматься как выпускники
вузов, так и профессора с университетских кафедр. Сложились целые династии
педагогов-репетиторов. У абитуриентов появилась возможность нанять себе
преподавателей из любых, даже самых престижных учебных заведений.
В
ходе исследования описанной проблемы было выявлено, что репетиторство может
быть эффективной формой обучения в следующих случаях [10]:
– для детей, находящихся на домашнем обучении,
в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;