Теоретические основы дидактических игр математического характера. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактические игры математического характера в разновозрастной группе детского сада(время, промежуток времени)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6

1.1. Дидактические игры и их использование в дошкольной образовательной организации 6

1.2. Дидактические игры математического характера 12

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 19

2.1. Разработка дидактических игр математического характера для дошкольников разновозрастной группы 19

2.2. Методические рекомендации по использованию дидактических игр математического характера в разновозрастной группе детского сада 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, в процессе которой происходят важные изменения в психике дошкольника, что готовят его переход к новой, высшей ступени развития; создаются условия для социализации ребенка, становления и саморазвития его личности; в этот период в контексте игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности трудовая, эстетическая, учебная и др.

По критерию места и значенияю правил в развертывании игры установлено закономерную тенденцию развития игровой деятельности – она заключается в том, что в первой половине дошкольного детства ярко проявляется творческая основа игровой деятельности, а правила скрытые, они интегрируются с требованиями к выполнению роли. Во второй половине дошкольного возраста и в школьные годы для ребенка важным в процессе игры является соблюдение правил, регламентирующих мнимые действия и реальные отношения участников игры [Энциклопедия образования 2008, с. 139].

Л.С. Выготский отмечал, что игра вызывает изменение потребностей и сознания. По его мнению, игра должна осознаваться как мнимая, иллюзорная реализация нереализованных желаний, содержание которой связано с миром взрослых. С началом поступления в школу игра не исчезает, а пронизывает процесс обучения, поскольку ведущей деятельностью становится учение, но потребность в игре сохраняется. В школьном возрасте игра проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде [Выготский 1966, с. 66].

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что в игре реализуются потребности ребенка «действовать как взрослый» [Эльконин 2013, с. 38]. Только в игровой деятельности в полной мере проявляется способность детей моделировать человеческие взаимоотношения, происходит социализация личности в проигрывании социальных ролей.

Ш. Амонашвили неоднократно отмечал, что особенность организации игровой деятельности заключается в том, что ребенка нельзя заставить играть [Амонашвили 1972]. Иначе это будет не игра, а принудительная работа. Ведь принципиальная особенность игры как деятельности – это интерес, который помогает детям не чувствовать усталости и напряжения. Но не всегда педагогическая ценность игры совпадает с интересом. Поэтому детей следует учить играть, непринужденно подсказывая приемы и средства игрового общения (жест, мимика, интригующий тембр голоса, необычные имена игрушек, внезапные продолжение игрового сюжета, неожиданные роли знакомых игрушек и т.д.). Для положительного результата игру нужно включать в учебно-воспитательный процесс, в частности, в математическое образование дошкольников, не как локальное средство, а как развернутую деятельность, которая органически входит во все звенья работы с дошкольниками в разновозрастной группе.

Многие методисты отмечают огромные учебные возможности дидактической игры (Н.В. Ангусова, В.И. Горецкая, В.Ю. Протасова, Т.М. Шкварина). В процессе непосредственной образовательной деятельности, видоизменяя игровую ситуацию в ходе занятия, создаются условия для автоматизации запоминания математического материала.

Объект исследования – дидактические игры в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – дидактические игры математического характера в разновозрастной группе детского сада.

Цель исследования – выявить возможности дидактических игр математического характера в разновозрастной группе детского сада.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность дидактических игр и рассмотреть их использование в дошкольной образовательной организации.

2. Раскрыть сущность и описать специфику дидактических игр математического характера.

3. Разработать дидактические игры математического характера для дошкольников разновозрастной группы.

4. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр математического характера в разновозрастной группе детского сада.

Методы исследования:

– анализ литературы по теме исследования;

– метод синтеза;

– метод обобщения;

– метод теоретического конструирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанных дидактических играх и методических рекомендациях по использованию дидактических игр математического характера в разновозрастной группе детского сада; а также в возможности их применения в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что дидактическая игра соединяет в себе игровое и дидактическое начала. В процессе дидактической игры дошкольники значительно быстрее и лучше усваивают предлагаемый лексический материал.

Определение особенностей использования дидактических задач с целью формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста показало, что ключ к логико-математическому развитию ребенка – это его личный опыт познания, эффективным средством организации которого является использование развивающего математического материала, который требует нестандартных путей решение головоломки, логические кубики, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воспроизведение силуэтов, игры на закономерности построения ряда, на исследования пространственных и временных соотношений, игры на сравнение множеств, на упорядочение множеств по их численности, на нахождения места нового предмета в упорядоченном ряде тому подобное. Это обеспечивается интересным дидактическим материалом в изучении математических понятий, в частности, понятий времени и промежутка времени; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.

Использование дидактических игры математического характера в разновозрастной группе должно учитывать возрастные особенности дошкольников, их способности и умения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Дидактические игры и их использование в дошкольной образовательной организации

Дидактические игры является сложным, многоплановым педагогическим явлением, который не случайно называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра – это современный и признанный метод обучения и воспитания, который выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, которые действуют в органическом единстве, и в процессе которого в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Дидактическая игра – как правило, направлена на формирование у ребенка потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков. Игра будет захватывать ребенка только в том случае, если будет приносить радость и удовольствие.

Интересные мысли о дидактических играх и их значение в обучении подрастающего поколения выразил ученый В. Сорока-Росинский. Он отмечал, что, во-первых, игры значительно повышают детскую работоспособность: в игровых условиях ребенок может сделать значительно большее количество упражнение, не уставая, чем тогда, когда выполняет задачи как взрослый. Во-вторых, игры выявляют и совершенствуют свойственную детям наблюдательность [Артемова 1991, с. 27]. Это свидетельствует о том, что каждая из ролей – это воспроизведение настоящего, живого человека, со своим языком, со своей манерой действовать, со своим характером. Эти особенности ребенок подражает, наблюдая за реальными людьми.

Особенности дидактических игр и их влияния на развитие ребенка в свое время исследовали Е.Н. Тихеева (игры с дидактической куклой, другими игрушками, с предметами быта, природным материалом, игры для речевого развития), Ф. Блехер (игры для математического развития), Л. Венгер (дидактические игры и упражнения для сенсорного развития), А. Бондаренко (роль словесных дидактических игр в развитии самостоятельности и активности мышления ребенка).

Дидактическая игра способствует развитию личности. Если она внедряется педагогом умело, дети реагируют на нее с большим интересом, радостью, что повышает значение игры в обучении. Дидактическая игра является не только средством усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, формирует способности, удовлетворяет детскую любознательность, привлекает их к активному познанию окружающего мира, помогает овладеть средствами познания связей между предметами и явлениями (Л. Артемова, А. Запорожец, К. Щербакова и др.).

Дидактические игры, игровые занятия и приемы повышают эффективность восприятия детьми материала, разнообразят их деятельность, вносят в нее элемент любопытства. В дидактической игре как форме обучения взаимодействуют учебная (познавательная) и игровая (интересная) стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно обучает детей и участвует в их игре, а дети, играя учатся. Способность дидактической игры обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила А.П. Усова определяет как автодидактизм.

Цель дидактических игр – формирование у детей умения сочетать теоретические знания с практической деятельностью. Овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками ребенок сможет только тогда, когда он сам будет проявлять к ним интерес, и когда воспитатель сумеет заинтересовать детей. Поэтому дидактические игры разрабатываются таким образом, чтобы их содержание предусматривало формирование не только элементарных представлений, но и корректировку и развитие познавательных процессов.

Воспитатель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход различными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает тех детей, у которых что-то не получается.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательный смысл заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Игра, как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний – наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности [Артемова 1997, с. 72-73].

Непременным условием дидактической игры есть правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют поочередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Четкое место в игре принадлежит дидактическим игрушкам, которые предназначены для дидактических игр, в смысле или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи. Эта группа игрушек состоит из собственно дидактических, основанных на принципе самоконтроля (пирамидки, мозаики и т.п.); дидактических игрушек (игровые правилам) – учебных наборов с увлекательными заданиями и правилами игры, предназначенными преимущественно для игр на столе (полиграфические игры); конструкторов и строительных наборов – наборов деталей и приспособлений, предназначенных для составления различных конструкций и сооружений; игр-головоломок – развивающих игр, предназначенных для решения задач на сообразительность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы