Курсовая с практикой на тему Дидактические игры как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 5
1.1. Особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста 5
1.2. Роль дидактических игр в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Методика использования дидактических игр в речевом развитии дошкольников 21
2.2. Подбор дидактических игр как средства развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Развитие детской речи является одной из основных задач познаватель-но-речевого развития дошкольников. Одним из важнейших показателей ре-чевого развития ребенка является развитие связной речи.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого раз-вития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.
Поэтому проблема развития связной речи детей в настоящее время приобретает особую актуальность.
Своевременное развитие связной речи детей является важнейшим усло-вием их полноценного речевого и общего психического развития, так как язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и рече-вого общения, в планировании и организации деятельности детей, в самоор-ганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь яв-ляются основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуника-тивной и эмоционально-волевой.
К трем годам, как правило, ребенок быстро накапливает словарный за-пас, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивает-ся мышление и воображение, внимание, память, мышление — те основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст — самый благоприятный для развития речи. Но это очень сложная и ответственная работа, требующая подбора наиболее эффективных средств и методов обучения. Одно из таких средств — игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Дидактическая игра — многоаспектное, сложное явление в образовании: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоя-тельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания ребенка.
Характерными особенностями дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, создан-ные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в таких играх привлекает игровая ситуация, и, играя, он незаметно для себя решает дидак-тическую задачу.
Различными аспектами речевого развития дошкольников и влияния дидактических игр на речь детей младшего дошкольного возраста занима-лись Н.А. Лыкова, В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко, А.И. Сорокина, В.В. Гербова, Е.В. Вдовичева и др.
Цель исследования: изучение дидактических игр как средства разви-тия связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста;
2. Обозначить роль дидактических игр в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста;
3. Изучить методику использования дидактических игр в речевом раз-витии дошкольников;
4. Сделать подборку дидактических игр как средства развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка источников информации.
Заключение:
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспи-тания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется ком-муникативная функция языка и речи.
Связная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, кото-рая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладе-ние связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подго-товки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, её меха-низмы и особенности развития у детей отмечают сложный характер и указы-вают на необходимость специального речевого воспитания.
Дидактические игры и упражнения языкового содержания – важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой од-новременно действуют два начала: познавательное и игровое (заниматель-ное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным ме-тодом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Детям младшего возраста доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать способностью связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экс-прессивный язык. Малыши допускают много ошибок при построении пред-ложений, определении действия, качества предмета. Обучение говорению и его дальнейшее развитие является основой для формирования монологиче-ской речи. Особое внимание в младшем дошкольном возрасте уделяется раз-витию навыков говорения. К каждому инициативному высказыванию ребен-ка следует относиться внимательно и поддерживать его.
Сначала малышей учат выполнять действия по словесной инструкции (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действую-щих лиц в рассказе. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи об этой игрушке. Кто изоб-ражен на этой картинке?»). Учитель улавливает смысл высказывания ребен-ка, которое часто состоит из одной-двух коротких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически пра-вильному выражению. Развитие речевых навыков означает, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, выражать свои мысли в присутствии других детей, слушать друг друга.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогиче-ского процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы ра-дость от игр перешла в радость учения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО-СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Особенности развития связной речи у детей младшего до-школьного возраста
Речь — это сложная и особым образом организованная форма психиче-ской деятельности. Речь участвует в мыслительных процессах и является ре-гулятором поведения человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Слово имеет фундаментальное значение и занимает центральное место в формировании сознания человека (А.Р. Лурия) [20].
Психологи, педагоги, лингвисты провели значительное количество ис-следований по изучению различных параметров речевой деятельности детей разного возраста, с целью обновления методических приемов, совершен-ствования всех сторон их речи.
Речь как «канал развития интеллекта» (Н.И. Жинкин) будет работать только при наличии материала — слов различной семантико-грамматической природы. По словам Л.С. Выготского, «Речь — это процесс превращения мысли в слово, материализация мысли. Речь — великий дар природы, благо-даря которому люди имеют широкие возможности общения друг с другом.
Однако природа дает человеку очень короткий срок для появления и становления способности к речи — в раннем и дошкольном возрасте. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Роль развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овла-дение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, со-вершает все виды детской деятельности, «социализирует» ребенка.
В психологических, лингвистических, психолингвистических исследо-ваниях детской речи таких ученых, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лысина, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, было доказа-но, что любое нарушение в развитии речи отражается на деятельности и по-ведении детей.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормальной речевой среды, воспитания и обучения, которое начинается с первых дней жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (развития) параллельно с физическим и психическим развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Овладение ребенком родным языком происходит по строго определенной схеме и характеризует-ся рядом общих для всех детей особенностей. Для того чтобы понять суть речевой патологии, необходимо иметь четкое представление обо всем пути последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Раз-витие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в фор-мировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь — высшая форма речемыслительной деятельности, опре-деляющая уровень речевого и психического развития ребенка. Овладение связной устной речью — важнейшее условие успешной подготовки к школь-ному обучению. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей свидетельствуют о комплексном характере и необходимости специального логопедического обучения.
С.В. Алабужева считает, что связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последова-тельно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культу-ры человека [1,13].
А.М. Бородич под связной речью понимает смысловое развернутое вы-сказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей [3, 8].
По мнению Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно вы-разить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития [4, 9].
Согласно исследованиям, А.В. Текучева под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое [11, 15].
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее взаимосвязанные и тематически объединенные, законченные сегменты.
Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных между собой мыслей, выраженных точ-ными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к моно-логической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.
Форма течения диалогической речи поощряет неполные, односложные ответы. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонаци-онная выразительность, жест, мимика и т.д. — основные черты диалогической речи. Особенно важным для диалогической речи является умение сформули-ровать и задать вопрос, в соответствии с вопросом построить ответ, дать правильную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спо-рить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Монологическая речь как речь одного лица требует многословности, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Моно-лог, р-рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, ярко, образно.
Развитие связной речи дошкольников реализовывается в процессе по-вседневной жизни и занятиях. С младшими дошкольниками проводят значи-тельную подготовительную работу, она способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся понимать и слушать речь взрослого, слушать друг друга, высказываться в присут-ствии других детей, отвечать на вопросы взрослого. Сначала детей учат ис-полнять действия по словестному поручению (показать кого-то или что-то на картинке, принести игрушку), затем отвечать на вопросы взрослого, слушать педагога, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть понятными для ребенка и конкретными.
Педагог схватывает смысл высказывания детей, заключающегося часто в одной, двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает ребенка к грамматически правильному его выражению и более полному высказыва-нию. Каждое энергичное высказывание дошкольника необходимо поддержи-вать , относиться к нему бережно [7]. Основные характеристики связного развернутого высказывания:
— тематическое и структурное единство;
— адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
— произвольность, планирование и конспектирование высказываний;
— логическая завершенность;
— грамматическая связность;
— понятность для собеседника.
Целью речевого развития дошкольников является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учетом их возрастных осо-бенностей и возможностей.
Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляет-ся в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм име-ет свои особенности, которые определяют характер методики их формирова-ния.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ре-бенка в овладении родным языком, его звуковой системой, словарным запа-сом, грамотным строем.