Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактические игры как средство развития словаря у детей среднего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1 Развитие словаря дошкольников как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Дидактические игры, их использование в дошкольной образовательной организации и возможности в процессе развития словарного запаса детей 11
Выводы по первой главе 22
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 24
2.1 Методы и результаты исследования сформированности словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста 24
2.2 Формирование словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр 28
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 38

 

  

Введение:

 

Сегодня существуют различные способы оптимизации учебной деятельности детей, в том числе и игра. Игры периодически освещаются в методической литературе, поскольку вызывают интерес педагогов своей развлекательностью, обучающим действием, возможностью использования как средства эмоциональной разрядки, мотивации деятельности, с целью тренировки, для контроля знаний и навыков детей.
На современном этапе развития образования одной из стратегических задач определена необходимость формирования активной, творческой личности, умеющей точно и правильно выражать свои мысли. На развитие различных способностей ребенка, и в первую очередь речевых, большое влияние оказывает игровой момент. Педагоги и психологи считают игру своеобразной формой соотношений между окружающим миром и жизненными событиями. Она является одним из видов детской деятельности.
Проблема использования игры в учебно-воспитательном процессе отражена во многих исследованиях. Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Ф. Русова и др. разработали теоретические основы исторического происхождения игры, ее сущности, психологического механизма. Об игре как методе обучения и воспитания учащихся, об исключительной ценности игры для ребенка и необходимость его целенаправленного использования в учебно-воспитательном процессе писали такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
В результате анализа литературы по теме исследования было выявлено противоречие, которое заключается в необходимости обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста и неучтенным потенциалом дидактических игр как эффективного средства обогащения словарного запаса.
Проблема исследования состоит в определении возможности использования дидактических игр как средства обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Анализ теоретических наработок и педагогической практики показывают, что вопросы использования дидактической игры в обучении и воспитании дошкольников изучено еще недостаточно, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявить и обосновать возможности использования дидактических игр как средства развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Объект: развитие словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: дидактические игры как средство развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1. Описать развитие словаря дошкольников как психолого-педагогическую проблему.
2. Дать характеристику дидактическим играм, их использованию в дошкольной образовательной организации и возможностям в процессе развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
3. Исследовать уровень сформированности словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать педагогический проект по развитию словарного запаса детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования: предполагаем, что дидактические игры будут являться эффективным средством развития словаря детей среднего дошкольного возраста, если использовать их:
− для развития активного словарного запаса;
− для развития пассивного словарного запаса;
− для активизации лексики в речи.
Методы исследования:
1) теоретические:
− анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
− синтез научного опыта;
− сравнение;
− обобщение;
2) эмпирические:
− эксперимент;
− проектирование;
− создание диагностических ситуаций;
− методы качественного и количественного анализа результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный педагогический проект может использоваться педагогами дошкольной образовательной организации для развития речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
База исследования: _________________________________________________.
В исследовании принимали участие дети в возрасте 4–5 лет средней группы в количестве 5 человек.
Структура и объем курсовой работы обусловлен целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и двух приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель  выявлены и обоснованы возможности использования дидактических игр как средства развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
Достижению данной цели способствовало решение ряда задач:
1. Описана специфика обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Установлено, что эффективным средством обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста являются дидактические игры, поскольку игровая деятельность  ведущая у детей данной возрастной категории.
2. Дана характеристика дидактическим играм, их использованию в дошкольной образовательной организации и возможностям в процессе развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Установлено, что дидактическая игра соединяет в себе игровое и дидактическое начала. В процессе дидактической игры дошкольники значительно быстрее и лучше усваивают предлагаемый лексический материал. Дидактические игры способствуют созданию мотивации дошкольников к общению, к использованию определенных слов в своей речи. Это, в свою очередь, создает условия для обогащения активного и пассивного словаря старших дошкольников, для активизации лексики в речи.
3. Проведено исследование уровня сформированности словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. Исследование активного словарного запаса дошкольников позволило выделить три группы детей: с очень высоким уровнем сформированности активного словарного запаса – 1 дошкольник, который в своей речи (рассказе по картинке) использовал 10 и больше признаков, перечисленных в протоколе; с высоким уровнем сформированности активного словарного запаса – 2 дошкольника, которые в речи использовали 8-9 разных протокольных признаков; со средним уровнем словарного запаса – 2 дошкольника, которые в речи своей использовали 6-7 разных признаков.
Относительно сформированности пассивного словаря также было выделено три группы детей: с очень высоким уровнем сформированности пассивного словарного запаса – 1 дошкольник, который правильно нашел значения от 40 до 50 слов; с высоким уровнем сформированности пассивного словарного запаса – 2 дошкольника, которым удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов; со средним уровнем словарного запаса – 2 дошкольника, которые смогли правильно найти значение от 20 до 30 слов.
4. Разработан педагогический проект по обогащению словарного запаса детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
На основе результатов исследования были разработаны проект «Знакомство с дикими животными других стран» и система дидактических игр с целью обогащения словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста на примере дидактических игр. В основе проведенной работы лежало активное использование дидактических игр и сотрудничество с родителями дошкольников.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Развитие словаря дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Проблема лексического развития дошкольников нашла отражение в трудах классиков дошкольной педагогики. Так, считая, что развитие речи обязательно должно быть связано с какой-либо деятельностью, Е.Н. Тихеева строила свою методическую систему вокруг этих видов деятельности. Наиболее подробно она разрабатывала такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающим миром, методы работы над словарем), а также развитие связной речи. Е.Н. Тихеева отмечала, что необходимо : способствовать приобретению ребенком содержания для его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; предоставлять ребенку наилучшие условия для овладения по возможности совершенными формами структуры речи; установить и постепенно расширять социальные связи детей.
Е.А. Флерина значительное внимание уделяла работе с детской книгой. Свой опыт работы с детьми она выложила в учебном пособии «Живое слово в дошкольном учреждении» (1933) . В работе А.М. Леушиной «Развитие связной речи у дошкольника» представлена общая характеристика речи младших и старших дошкольников. Автор отмечает, что для речи маленьких детей характерна эмоциональность: выражение эмоционального отношения к предмету доминирует над предметным содержанием речи. Речь дошкольников теряет черты ситуативности и становится более понятной стороннему слушателю .
В разделе «Развитие речи ребенка» труда С.Ф. Русовой «Дошкольное воспитание» отмечается, что заимствование звуков и слов способствует пониманию слов. Язык формирует мнение ребенка, руководит им, ведет ребенка путем развития общей культуры. Первоначальный детский словарь состоит в основном из существительных и глаголов. Значительно реже в детской речи встречаются прилагательные. По мнению С.Ф. Русовой, для лучшего развития детской речи необходимо следить за хорошей речью, обучая ритмичным стихам, предоставляя возможность свободно разговаривать; привлекая дошкольников к составлению самостоятельных произведений, рассказывая им лучшие художественные произведения .
Традиционные направления словарной работы, согласно С.Ф. Русовой, включают: расширение и обогащение словаря при проведении прогулок, экскурсий, занятий в связи с расширением и обогащением представлений и понятий об окружающей действительности; сообщение новых слов и терминов; объяснение новых и непонятных слов при чтении литературных произведений; словарно-логическую (группировка предметов и их названий) и словарно-грамматическую работу; словарно-стилистические упражнения (в связи с чтением литературных произведений) .
В то же время, полного системного подхода к лексическому развитию детей на разных этапах дошкольного детства не было.
Ш.Т. Бутаев считает, что обогащение словаря заключается не столько в его количественном пополнении, сколько в качественном совершенствовании, а именно в осознании значения каждого слова и усвоении сферы употребления лексических средств родного языка .
В процессе обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста большое значение имеют специальные лексические упражнения, направленные на овладение синонимами, смысловой стороной слова, становление синтаксической стороны речи. Недостаточное овладение лексикой языка приводит к многочисленным неточностям в речи ребенка, как при обозначении отдельных предметов, так и их признаков .
Роль словарной работы в обучении родному языку дошкольников раскрыта М.Ф. Кониной. Среди главных задач словарной работы она выделяла обогащение, закрепление и активизацию словаря. Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения новым словам и оборотам речи, а с активизации того словарного запаса, который имеется в наличии, с привлечением систематизации опыта детей. По мнению М.Ф. Кониной, картинка является средством, способным вызвать у ребенка интерес к слову. Большое значение ученая придавала усвоению ребенком смысла слова, который она объясняет с точки зрения детской логики, поэтому необходимо работать над уточнением словаря и отработкой умения употреблять слова по смыслу .
Л.И. Луценко изучала проблему усвоения лексики детьми дошкольного возраста. В процессе исследования было выявлено, что усвоение лексики родного языка детьми имеет свою специфику, которая предстает в проявлениях транспозиционного переноса и интерферирующего влияния русского языка в процессе овладения лексикой и приобретения детьми лексических умений и навыков. Л.И. Луценко утверждает, что экспериментальное обучение положительно повлияло на развитие словаря детей: его обогащение, активизацию, уточнение. Состоялось обогащение словарного состава (пассивного и активного) лексикой родного языка, что соответствует литературным нормам языка. Автор отмечает, что положительных результатов лексической работы с речью можно достичь, если: процесс обучения является произвольным, характеризуется осознанностью языковых средств родного языка, наличием четкой дифференцированной установки на речь; усвоение лексики основывается на развитии чувств русского языка, дети являются активными участниками речевой деятельности; в лексической работе по развитию речи учитываются закономерности развития детей дошкольного возраста и реализуются задачи словарной работы .
Проблему осознания детьми переносного значения слов и словосочетаний невозможно рассматривать в отрыве от вопросов формирования лексического значения, явления лингвистической гениальности детей, чутье. Большинство лингводидактических исследований в области речевого развития дошкольников подтверждают, что некоторые аспекты языка и речи, в частности осознание значения слов, доступны элементарному осмыслению детей (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова).
Н.В. Гавриш отмечает сложности и своеобразие работы над иносказательным смыслом различных фольклорных жанров, своеобразия иносказаний. С одной стороны – это простые высказывания, а с другой – это слова со скрытым смыслом, более сложным для понимания. Детей среднего дошкольного возраста знакомят с различными жанрами литературы и устного народного творчества: рассказами, сказками, стихами, байками, малыми фольклорными формами. Понимание специфических особенностей жанра (стилистических, композиционных, языковых) делает восприятие более сознательным и глубоким .
По мнению Н.В. Гавриш, работа над пониманием иносказаний детьми занимает особое место в системе речевого развития дошкольников. Знакомство с опытом работы дошкольных учреждений по обучению пониманию значений фразеологизмов, пословиц, басен убеждает нас в том, что педагоги испытывают трудности при осуществлении этой работы, допуская ошибки в формировании у детей понимания значения слов, в том числе и иносказаний. Методика работы над иносказаниями требует адаптации в соответствии с возрастом детей, поскольку народные произведения несут оттенок исторической давности. Знание воспитателем литературно-художественной структуры текста позволяет целесообразно организовать обучение детей. В народных произведениях довольно часто употребляются слова, которые не используются в разговорной речи. Это затрудняет понимание переносных значений и требует грамотного педагогического руководства со стороны воспитателя. Часто применяемые педагогами в процессе чтения объяснения разбивают текст и при этом нарушают целостность художественного восприятия произведения. Многозначность и разнообразие фольклорной тематики требуют от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками выполнения, но и душевной искренности, полноты чувств и личной заинтересованности. Часто ребенок пытается сам осмыслить слова, придавая им новое значение, и здесь на помощь приходит педагог, объясняя смысл незнакомых ребенку слов .
Ю.А. Руденко предложил лингводидактическую модель обогащения словаря дошкольников экспрессивной лексикой, которая занимала четыре взаимосвязанных этапа: отборочно-аналитический; первично ознакомительный; продуктивно-моделирующий; творчески импровизаторский .
В процессе исследования были выявлены тенденции усвоения экспрессивной лексики дошкольниками: эффективность усвоения экспрессивных средств речи зависит от уровня понимания детьми номинативного значения лексики.
Н.В. Кудыкина отмечала, что словарным запасом ребенок овладевает в процессе свободного нерегламентированного общения с окружающими людьми , что зачастую обеспечивается дидактическими играми, которые способствуют значительному увеличению лексического запаса за счет активного употребления детьми новых слов в процессе игровой деятельности. Определяя игру, как деятельность, способствующую формированию словаря и речи, Н.В. Кудыкина отмечает, что в игре развиваются высокие проявления второй сигнальной системы – мышления и речи .
По мнению И.Ю. Павловой, важное место в работе по развитию словаря дошкольников занимают дидактические игры, использование картин. В процессе таких занятий дети знакомятся с предметами быта, игрушками, узнают об их назначении, учатся называть их точными словами . Бессистемность применения наблюдений и других методов уменьшает их учебно-воспитательную ценность в работе над лексикой. В результате в словаре ребенка встречаются слова, за которыми нет конкретного образа, слова описательного характера, неточные, а наиболее употребительные, существенные слова часто отсутствуют, что приводит к разрыву между пассивным и активным словарем, затрудняет общение, вызывает отставание развития речи в дальнейшем. Развитие словаря дошкольников – последовательный процесс роста лексического запаса детей, включающий запас слов разных грамматических категорий предусматривает введение существенных слов, которыми обозначают окружающие предметы и свойства, а также осознание их, закрепление и активное использование в процессе общения.
Е.Н. Хвалина отмечает, что для успешного развития лексики детей нужна система, которая предусматривала бы когнитивную основу словаря, выработка умения обобщать предметы и их свойства, способствуя активному использованию детьми своего словарного запаса .
Таким образом, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста сегодня является важной – психолого-педагогической проблемой. Многие исследователи работали над этим вопросом, однако полного единого системного подхода к лексическому развитию детей дошкольного возраста не было. В силу глобализации современного общества отмечается обеднение словарного запаса детей, поэтому считаем важным проведение работы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста. Эффективным средством решения этой задачи считаем дидактические игры, поскольку игровая деятельность является ведущей у дошкольников.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы