Теория и методика обучения дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование
проблемы дидактических игр как средства развития словаря детей дошкольного
возраста. 6

1.1 Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме обогащение словаря дошкольника. 6

1.2 Содержание работы по обогащению
словаря дошкольника. 8

1.3 Методические подходы к
обогащению словаря дошкольника в процессе дидактических игр. 12

Выводы по первой главе. 17

ГЛАВА 2. Экспериментальное обоснование проблемы обогащения
словаря дошкольника. 18

2.1 Выявление уровней обогащения словаря дошкольника. 18

2.2 Система дидактических игр по обогащению словаря
дошкольника. 24

2.3 Сравнительный анализ полученных результатов. Описание
экспериментальной работы.. 34

Выводы по второй главе. 36

Заключение. 37

Список используемой литературы.. 39

  

Введение:

 

Одной из главных задач разностороннего
развития дошкольников является обучение родному языку и развитию речи. В
дошкольном возрасте дети должны иметь представление о всех системах языка, владеть
коммуникативными умениями и навыками, а также обладать определенным уровнем
развития речевого мышления.

Одна из наиболее важных задач детского сада
при этом – развитие словаря детей дошкольного возраста. Речевое развитие тесно
связано с особенностями словарного запаса, потому что слово является
центральной единицей языка и составляет- семантическую основу.

Игра -основная деятельность дошкольников.  В ней происходит становление личности
ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности,
формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети
накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между
людьми, которые определяют характер общественного поведения. Для обучения через
игру созданы дидактические игры. Детям
предлагаются занятия в игровой форме, они играют и не подозревают, что
усваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают
навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь [3,
с. 3]. Дидактические игры дают детям
познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. [3, с.
5]Необходимо отметить, что на занятиях посредством дидактических игр, дети
лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они
закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию
как видовых, так и родовых понятий, изучению слов в их обобщённых значениях. В
этих играх малыш попадает в ситуации, когда он вынужден применять приобретенные
речевые познания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и
действиях играющих.

Дидактические игры -действенное средство закрепления
грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения
и заинтересованности малышей они позволяют много раз упражнять ребенка в
повторении нужных словоформ.

Проблемой развития речи занимались такие
ученые, как Лисина М.И., Запорожец А.В., А. М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, А.М.
Прихожан и другие.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики
посвящены также исследования В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской,
Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.

Анализ процесса овладения детьми лексикой
родного языка позволяет выделить два аспекта словарной работы.  Первый аспект представлен в работах Е.И.
Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В.  Гербовой, А.П.  Иваненко, В.И.  Яшиной и связан с развитием познавательной
деятельности дошкольного возраста. 
Второй аспект представлен в исследованиях Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной,
О.С. Ушаковой и связан с решением языковых задач.

Цель нашего исследования — на основе изучения лингвистической и
методической литературы изучить влияние дидактических игр как средство развития
словаря детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: в своем исследовании мы исходим из предположения,
что обогащение словаря дошкольников будет
эффективным при условии использования специально подобранных дидактических игр
и приемов, направленных на обогащение, уточнение, активизацию словаря детей
дошкольного возраста.

Объект исследования — процесс обогащения словаря дошкольника.

Предмет исследования — Дидактические игры как средство развития
словаря детей дошкольного возраста.

Задачи:

-проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме обогащение словаря дошкольника;

-изучить содержание работы по обогащению
словаря дошкольника;

-рассмотреть методические подходы к обогащению
словаря дошкольника в процессе дидактической игры;

-провести экспериментальное исследование
проблемы обогащения словаря дошкольника.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ
лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, анализ
современных программ и учебно-методических комплексов по литературному чтению
по проблеме исследования.

Эмпирические: наблюдение, беседа,
тестирование.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По словам К.Д. Ушинского, словарь – это логика языка. Он помогает облекать
мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для
окружающих. Словарь – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Формирование словаря– важнейшее условие совершенствования мышления
дошкольников, что является важнейшим условием их полноценного речевого и общего
психологического развития, охватывает собой процессы установления социальных
контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого
взаимодействия.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания
является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Развитие речи в дошкольном возрасте – это процесс естественный, но без
активного участия воспитателей и родителей не может быть успешно пройден. В
период дошкольного возраста ребенка необходимо обратить внимание на
правильность формирования грамматического строя речи.

Традиционные подходы к развитию речи дошкольников на занятиях претерпевают
значительные изменения как по форме, так и по содержанию. В практике моей
работы существует множество разнообразных подходов к реализации этой проблемы.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, следует
использовать её как один из основных приёмов в работе. Благодаря игре, её
динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей,
предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных
грамматических категорий. Используются различные виды игр: настольно-печатные;
дидактические; подвижные игры; сюжетно-ролевые.

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую
активность в сфере словообразования. Одним из средств для формирования и
обогащения словаря у дошкольников являются дидактические игры и игровые
упражнения с грамматическим содержанием.

Учитывая возрастные особенности развития детей, в младших группах
использовать индивидуальные игры с игрушками и предметами, они носят сюжетный
характер с действующим лицом – знакомым детям персонажем. В старшем возрасте
игры построены как игровые задания для подгруппы детей, при выполнении которых
основное внимание уделяется их осознанному решению, направлены на организацию
взаимоотношений между детьми в совместных действиях с использованием картинок и
карточек.

Предусматривается возможность для каждого ребёнка неоднократного речевого
участия через ответы на вопросы воспитателя, участие в диалоге со сверстниками,
оценивание своих результатов или результатов по игре, объяснение игровых
действий. Работу по формированию грамматического строя речи нужно проводить в
системе – от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов
обучения. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и
упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и
правильному употреблению в устной речи.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания
о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний. Дети
должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать
предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить
признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам,
признакам.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
Теоретическое обоснование проблемы дидактических игр как средства развития
словаря детей дошкольного возраста

1.1 Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме обогащение словаря дошкольника Развитие
речи занимает одно из центральных мест в системе специального дошкольного
образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному обучению,
поскольку речь играет важную роль в формировании психической, учебной
деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения
в речевом развитии ребенка вызывают трудности в усвоении учебных программ по
предметам языкового цикла.

Современный
уровень научных знаний о языке и речевой деятельности, нашли отражение в
лингвистических, психолого-педагогических, психо – и нейролингвистических,
лингво-дидактичных исследованиях, требует переоценки и уточнение основных
подходов, принципов и средств организации и проведения коррекционных
мероприятий по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

С позиций
психолингвистического подхода языковая функция рассматривается как сложная
психологическая деятельность имеет свою психологическую структуру и механизмы,
которые отвечают за формирование и функционирование речевой деятельности.

Психические процессы функционируют в качестве
предпосылок и элементов речи и лежат в основе усвоения речи и развиваются во
взаимодействии с ним. Такой взгляд открывает некоторые дополнительные
возможности для исследователей и педагогов, а именно: любая деятельность, в том
числе речевая, имеет свою психологическую структуру и психологические
механизмы, которые обеспечивают ее формирование [11, с.188]. В отечественной
методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в
трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие
годы [34]. В современном дошкольном образовании принято выделять четыре
основные задачи: 1) обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее
неизвестных слов, а также усвоение новых значений ряда слов, уже имеющихся в
лексиконе; 2) закрепление и уточнение словаря; 3) активизация словаря – новое
слово должно войти

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы