Курсовая с практикой на тему Дидактические игры как средство математического развития дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития математических представлений на основе игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 4
1.1 Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС 4
1.2 Роль дидактических игр в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста 8
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию математических представлений посредством игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте 15
2.1 Диагностика уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста 15
2.2 Содержание работы по развитию математических представлений посредством дидактических игр в старшем дошкольном возрасте 19
2.3 Оценка эффективности работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по второй главе 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложение 45
Введение:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Концепция развития математического образования в РФ в настоящее время предъявляют ряд требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является развитие математических представлений. Следовательно, проблема математического развития детей старшего дошкольного возраста своевременна и актуальна.
Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, происходящие в результате предматематической и предлогической подготовки ребенка к школе. Математическое развитие является одним из компонентов развития целостной картины мира ребенка.
Анализируя различные исследования в областях психологии и педагогики (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) можно сделать вывод о том, что благодаря математическому образованию у детей формируются сенсорные, словесные, обследовательские другие компоненты общих способностей. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова показано как задатки индивида становятся способностями в процессе обучения.
У детей старшего дошкольного возраста преобладает интерес к счету, числу, продолжает формироваться умение воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам; дети продолжают осваивать приемы наложения и приложения; осмысливать сущность взаимно-однозначного соответствия двух множеств объектов (А.А. Столяр, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина, Т.В. Тарунтаева, Р.Ф. Соболевский и др.)
Объект исследования – процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактические игры как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить возможности игровой деятельности в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у детей старшего дошкольного возраста математических представлений в игровой деятельности будет более результативным, если включить дидактические игры математического содержания в совместную деятельность взрослого и детей в процессе непрерывной образовательной деятельности.
Реализация поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагает решение следующих задач исследования:
1. Рассмотреть особенности математического развития детей 6-7 лет.
2. Определить роль дидактических игр в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
3. Продиагностировать уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста и реализовать содержание работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
4. Оценить результативность работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические: педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Заключение:
Выводы, которые можно сделать при исследовании, еще подтвердило выдвинутую нами гипотезу:
Дошкольное детство — это наиболее благополучный и благоприятный возраст для развития математических представлений, которые включают в себя и знания о математических представлениях у детей.
Прочитав психолого-педагогическую литературу и проанализировав работу, можно сделать вывод что развитие математических представлений у дошкольников– это достаточно сложная и не до конца рассмотренная работа.
Констатирующий этап эксперимента показывает нам, подтверждает и дополняет те данные, которые нам демонстрируют научные исследователи педагоги и психологи в данной области. Дошкольники 6-7 лет нуждаются в психолого-педагогической помощи по развитию математических представлений, но при создании необходимых педагогических условий. Всё выше изложенное подтверждает необходимость в реализации работы по развитию математических представлений у детей 6-7 лет. Данные результаты доказывают необходимость проведения, формирующего эксперимента.
Проделанная нами работа нами работа по развитию математических представлений у детей 6-7 лет имела положительный отклик в исследуемой группе. У детей повысилась познавательная мотивация, что отмечали и другие педагоги, работающие с детьми данной группы. Педагоги ДОО также оценили положительную динамику, в общем развитии детей. Для того чтобы убедиться в эффективности проведённых нами мероприятий, мы перешли к следующему этапу. В следующем параграфе будет осуществлен контрольный этап эксперимента, направленный на выявление динамики уровня математических представлений у детей 6-7 лет
Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня развития математических представлений у детей 6-7 лет. Об этом свидетельствует сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента. При сравнении данных мы увидели положительную динамику, таким образом, результаты контрольного среза свидетельствуют об эффективности проведенного исследования.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития математических представлений на основе игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.1 Особенности математического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
Развитие математических представлений подразумевает и специфическую математическую терминологию, куда обязательно входят центральные определения: множество, число, цифра, натуральный ряд чисел, система счисления, счетная, вычислительная, измерительная деятельность, величина, форма, геометрическая фигура, время, пространство [9].
А.А. Столяр полагал, что развертывание математических представлений у дошкольников находится на предматематическом уровне, но итогом процесса подготовки на этом уровне является общее умственное развитие, эволюция базовых специфических познавательных и умственных умений, важным для дальнейшего усвоения математического содержания [29].
Любое математическое понятие складывается и структурируется поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические определения тесно объединены между собой. В дошкольном возрасте базовые математические определения вводятся описательно. Каждое понятие усвоено наглядно, через визуальное и практическое восприятие конкретных объектов [26].
По мнению Г.А. Репина, «представление всегда несет в себе свойства абстрактности в силу своей природы, нематериальности» [13].
Рис. 1. Виды математических представлений [2].
А.В. Белошистая считает, что для операций с математическими представлениями нужны их важные компоненты:
а) усвоение системы знаний о математическом представлении;
б) овладение специальной операционной системой действий;
в) установление системы представлений и их родовидовых отношений внутри этой системы, взаимосвязи их признаков;
г) раскрытие генезиса представлений.
Математические представления развиваются не изолированно друг от друга, а как элементы общей понятийной системы, находящиеся друг с другом в тесной связи [2].
В старшем дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность, взрослый, который находится в данный момент рядом с детьми, может помочь дошкольникам расширить познания в данной области.
ФГОС ДО дошкольного образования в качестве одного из основных принципов определяет развитие познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в разных видах деятельности. Развитие математических представлений осуществляется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания, развитие воображения и творческой активности, а также развитие первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [22].
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для подготовки к усвоению начальных математических знаний. В этот период у ребенка появляется «новое видение» мира, и дошкольник старается получить количественную оценку окружающей действительности, чувственный опыт оказывается недостаточным. Зная, что восприятие в психологии — это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, при помощи органов чувств, через совокупность ощущений, полученных от данного объекта, у старшего дошкольника должен сформироваться навык вычленения главного, посредством объединения отдельных деталей в целое. Именно поэтому психологические тесты оценки готовности ребенка к школе построены на адекватности восприятия не количественных характеристик, а форм ее распознавания и восприятия [10].
Математическое содержание (количество и счет, величина, форма, ориентирование в пространстве и во времени) реализуется через содержание программ, через организацию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программного содержания.
Обучая детей пятого года жизни взрослый развивает у них умения и способности оперировать свойствами и отношениями предметов, числами; определять простейшие зависимости предметов по разным основаниям
сравнивать и классифицировать группы предметов; вычленять закономерности чередования; проявлять инициативу, самостоятельность в выдвижении цели, ходе рассуждений; рассказывать о выполняемом действии.
Рассмотрим основные познавательные и речевые умения, формируемые у детей 6-7 лет в процессе овладения математическими представлениями.
Познавая свойства предметов, дети продолжаются знакомиться с размером предметов по основным параметрам: длина (длинный, короткий); высота (высокий, низкий); ширина (широкий, узкий); толщина (толстый, тонкий); масса (тяжёлый, лёгкий); глубина (глубокий, мелкий); объем (большой, маленький).
Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами и телами, их структурными элементами (сторона, угол, их количество); устанавливают логические связи между группами величин, форм (низкие, но толстые); связи между изменениями основания классификации и количеством полученных групп в них; учатся различными способами обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы; самостоятельно называть свойства предметов и геометрических фигур [20].
Познавая отношения предметов, у детей продолжается развитие представлений об отношениях групп предметов по количеству и размеру; они учатся последовательно увеличивать (уменьшать) количество предметов; происходит развитие пространственных отношений в парных направлениях от себя, от других объектов. Дети учатся устанавливать последовательность частей суток, определять настоящее, прошедшее и будущее времени; обобщать до 10 предметов, звуков по свойствам (размер, количество, форма и др.); сравнивать предметы различными способами (на глаз, путём наложения и приложения); выражать в речи количественные, пространственно-временные отношения между предметами [15].
Познавая количество и цифры у детей продолжается развитие представлений: количественное и порядковое значение числа (в пределах 20); дети учатся обобщать группы предметов, звуков и движений по числу; устанавливать связи между числом, цифрой и количеством; сосчитывать и сравнивать по различным признакам (количество и число); отсчитывать [30].
Дети учатся называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными в роде, числе, падеже; отражать в речи способ практического действия.
Познавая сохранение количества и величин предметов, у детей продолжается развитие представлений независимости количества числа предметов от их расположения в пространстве; неизменность размеров, объёма жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда [28].
Познавая алгоритмы, дети учатся обозначать последовательность действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой); использовать различные алгоритмы; воспринимать и понимать последовательность выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой; проговаривать в речи порядок выполнения действий.
Таким образом, дети — пятилетки проявляют большую познавательную активность, фрустрируя взрослого различными вопросами об окружающем мире. Так, исследуя предметы, их свойства и качества, дети используют обследовательские действия (группируют объекты по цвету, форме, величине; составляют целое из нескольких частей; осваивают счёт).