Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактические игры как средство формирования звуковой культуры речи у старших дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Влияние дидактической игры на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста 14
2. Опытно-практическая работа по развитию звуковой культуры речи старших дошкольников через использование дидактических игр 21
2.1 Выявление сформированности звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста 21
2.2 Использование дидактических игр как средства развития звуковой культуры речи 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 41

  

Введение:

 

Введение 3
1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Влияние дидактической игры на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста 14
2. Опытно-практическая работа по развитию звуковой культуры речи старших дошкольников через использование дидактических игр 21
2.1 Выявление сформированности звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста 21
2.2 Использование дидактических игр как средства развития звуковой культуры речи 27
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения 41Актуальность исследования. Важным моментом в жизни каждого ребенка является поступление в школу. Непременным условием успешного обучения его в школе является полноценная речь. Поэтому работе по формированию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Формирование звуковой культуры речи является одной из главных задач развития речи детей дошкольного возраста и возможно только при условии создания полноценной речевой среды.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речи произношения, включающая в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности, элементами культурного общения, речевым слуховым.
В современных условиях систематическая работа над формированием звуковой культуры речи еще до поступления в школу поможет ребенку в совершенстве овладеть фонематической и орфоэпической стороной речи. Проблемы в усвоении устной речи отрицательно влияют на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно попадают в группу риска в определенных предметных областях, оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что на сегодняшний день речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива коррекции, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
В старшем дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования звуковой культуры речи является игровая деятельность. Игра является средством обучения, общения и накопления жизненного опыта. Многообразие форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмов проведения позволяет определить ее как сложный социокультурный феномен. Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста один из приемов преодоления пассивности учеников.
Дидактическая игра была впервые разработана Ф. Фребелем и М. Монтесори, является синтетической и многоплановой, так как представляет собой и игровой метод обучения детей старшего дошкольного возраста, и форму обучения, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Дети в любом возрасте любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес.
Сущность дидактической игры заключается в том, что она является незаменимым средством для преодоления различных затруднений в речи дошкольников. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но общеизвестно, что цели деятельности будут достигнуты только при правильном подборе игр и их проведении, они должны соответствовать возрасту участников игры, иначе, в слишком сложные дети не смогут играть, а слишком легкие будут для них не интересны.
В соответствие с этим, возникает проблема – как достичь эффективного обучения детей звукопроизношению с использованием дидактической игры, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка. Тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Проблема определила тему курсовой работы: «Дидактические игры как средство формирования звуковой культуры речи у старших дошкольников».
Актуальность выбора темы обусловлена поиском путей совершенствования условий и содержания формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы непрерывного образования, современной научно-методической литературы.
Объект исследования – звуковая культура речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – комплекс дидактических игр и заданий, направленных на формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: является определение эффективности дидактических игр в формировании звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста;
2. дать характеристику особенностям и основам развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста;
3. провести диагностику звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста;
4. обучить детей правильному звукопроизношению с помощью дидактической игры, доступной для детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение за детьми, анализ продуктов деятельности детей, количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный в ходе исследования комплекс дидактических игр может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности с целью воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В Концепции дошкольного образования обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития речи, как основного средства общения и познания у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, поскольку от степени ее решения зависит во многом полноценное психическое и социальное развитие детей дошкольного возраста. Проблема формирования звуковой культуры речи не теряет своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Среди главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи – одна из важных. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Речь является одним из первостепенных средств развития личности ребенка в целом. Анализ литературы показал, что ребенок, понятно выражающий свои мысли и желания с хорошо развитой речью, легко социализируется в обществе, и наоборот, речь с дефектами произношения затрудняет общение с людьми.
2. Старший дошкольный возраст наиболее продуктивный для успешного овладения звуковой стороной языка. К пятому году ребенок владеет связанной речью, поэтому может пересказывать сюжет небольшого события или рассказа, обогащается словарный запас, развивается грамматический строй речи, усваивается строение слова и построение фразы. В норме ребенок должен улавливать значения «взрослых» слов. В этом возрасте ребенок самостоятельно образует слова, эта способность называется словотворчество.
3. Игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, поэтому, именно игровой деятельности отводится важная роль в построение занятий по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста возможно только при условии непрерывного общения детей с взрослыми и сверстниками.
4. В исследуемой группе при проведении диагностика были получены следующие результаты: у большинства детей низкая сформированности звуковой культуры речи. Для обследуемых детей характерны проблемы в построении артикуляционного аппарата, фонематический слух не сформирован, так же значительно затруднена дифференциация похожих по звучанию фонем. Звукопроизношение малопонятное, нет четкости, наблюдаются проблемы в произношении трех и более звуков. Также очевидны нарушения в выразительной стороне речи, дети не умеют изменять темп речи, высоту и силу голоса, не пользуются интонацией.
5. Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста успешно осуществляется при комплексном, системном подходе к специально организованному обучению и при взаимодействии всех заинтересованных сторон: педагогов, детей и их родителей, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Одним из важных условий является активная поддержка ребенка со стороны семьи, тесное сотрудничество родителей и педагога при решении поставленных задач по развитию звуковой культуры речи, единство требований к работе по данной проблеме в семье и в дошкольном учреждении. Следовательно, чтобы эта работа проводилась постоянно, нами разработаны методические рекомендации для родителей по данной теме.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1 Особенности развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста

 

По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, А.И. Максакова, В.И. Яшиной звуковая культура речи – широкое понятие, которое включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Значение воспитания звуковой культуры речи, по мнению Н.В. Султаново заключается в воспитании полноценной личности ребенка, закладывает основы благоприятных социальных контактов и общения, составляет основу лексико-грамматического компонента речи; является условием успешной подготовки к школе.
Н.А. Стародубова предлагает схему строения звуковой культуры речи, которая включает в себя следующие компоненты: развитие восприятия речи, формирование произносительной стороны речи, формирование норм русского литературного языка, развитие интонационной выразительности. Автор указывает на то, что требуется специальная работа по воспитанию всех ее составных частей: по формированию чистого и ясного произношения слов в соответствии с языковыми нормами, развитию голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработке умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (мелодики, темпа речи и т.д.).
Воспитание звуковой культуры также предполагает решение следующих частных задач, отмечает М.М. Алексеева:
1. Развитие речевого слуха и речевого дыхания один из важнейших компонентов, который является ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи и в развитии слухового внимания. Речевое дыхание – одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох), оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух – источник образования звуков, отмечает О.С. Ушакова, Правильное речевое дыхание способствует плавности, интонационной выразительности, соблюдению пауз в речи, чёткой дикции, равномерной громкости, и, безусловно, необходимо ораторам и людям, желающим усовершенствовать свои коммуникативные навыки.
Как отмечает А.И. Максаков, физический слух – способность слышать окружающие звуки. При снижении слуха (тугоухости) затрудняется восприятие речи, а при его отсутствии (глухоте) речь без специального обучения не развивается. Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой.
А.И. Максаков выделяет включает следующие компоненты речевого слуха: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи и голоса, ритмический слух. Под фонематическим слухом понимается способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми литературными нормами. Звуковысотный слух это слух, ориентированный на высоту звука. Он позволяет слышать отличаются ли звуки по высоте, даже при малейшей разнице. В связи с этим различают абсолютный слух и относительный.
Ритмический слух – это способность воспринимать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
2. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения. Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Звук речи – минимальная речевая единица.
Как отмечает А.И. Максаков, звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений).
Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. По мнению А.А. Леонтьева, звуковые единицы языка различаются по их роли в речи на линейные (звук, слово, фраза) и надлинейные (ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп, тембр речи). Причем надлинейные единицы характеризуют линейные и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звука и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).
Исследователи детской речи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, А.М. Леушина, А.И. Максаков, О.С. Ушакова и практические работники В. Гербова, Л. Давыдович, М.П. Мингулина, О.Б. Розмахова отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Слово является основной кратчайшей единицей языка, которая выражает своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.
Правильное словопроизношение, по мнению А.М. Бородич, включает в себя: произношение слов без искажений слогового состава, правильную постановку ударения в слове, соблюдение орфоэпических норм русского языка.
3. Выработка дикции. Дикция – отчетливое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом, отмечает А.М. Леушина.
4. Формирование выразительности речи. По мнению В.И. Яшиной, владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон), усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску отмечает Е.А. Флерина.
Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи. По мнению Э.Л. Коротковой, интонационная выразительность речи включает в себя следующие компоненты: мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи.
Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др., отмечает М.А. Бородич.
По мнению В.В. Гербовой, темп – ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса, отмечает Т.П. Колодяжная.
По мнению Э.Л. Коротковой фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании, указывает А.М. Леушина.
Тембр речи, отмечает А.И. Максаков, это звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.
5. Воспитание орфоэпически правильной речи. Орфоэпически правильная речь подразумевает умение говорить согласно нормам литературного произношения, отмечает А.И. Максаков.
Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. 6. Воспитание культуры речевого общения как части этикета. В это понятие входят общий тон речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. По мнению О.С. Ушаковой, в звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.
Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
– развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
– развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
Таким образом, звуковая культура речи достаточно широкое понятие, которое включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
При нормальных обстоятельствах, все дети до шести лет должны овладеть звуковой культурой речи. Но детский мозг еще недостаточно четко дифференцирует точные речевые движения; слабо развиты органы, воспринимающие и воспроизводящие звуки (ухо недостаточно правильно различает звуки речи, язык заполняет большую часть полости рта и т.д.).
Предпосылки воспитания звуковой культуры речи у детей такие: развитие на разных этапах детства слухового и речедвигательного анализаторов; развитие фонематического слуха, гигиена нервной системы, охрана органов слуха, речи, носоглотки; правильная речь окружающих; содержательность жизни детей в дошкольном учебном заведении; наличие дидактического материала, активная речевая практика детей; совместная работа дошкольного учреждения и семьи в воспитании звуковой культуры речи.
К речевым компонентам развития детей относятся: развитие фонематического слуха, правильное произношение звуков, развитый словарный запас, правильный грамматический строй речи, связная устная речь. Задача ребенка усвоить правила пользования языком для использования его в общении.
Овладение речью в качестве способа общения– важный результат дошкольного детства. Речевое воспитание помогает воспитывать в ребенке духовную и эмоциональную составляющую его развития. К окончанию дошкольного периода ребенок должен владеть звуковой культурой речи, то есть: различать звуки родного языка; иметь развитый фонематический слух и речевое дыхание; регулировать темп речи и громкость голоса в зависимости от ситуации; находить неточности в произношении звуков в словах и употреблении ударения; использовать различные средства выразительности; осуществлять звуковой и слоговой анализ слов; выделять гласные, согласные, твердые, мягкие звуки, ударение в словах; понимать, что такое: «звук», «буква», «слово», «состав», «предложение»; составлять предложения, выделять последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; знать алфавитные названия букв, обладать двигательными навыками, необходимыми в дальнейшем для обучения письму.
К пяти годам у детей уже достаточная подвижность артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами, а также четкое и правильное движение и положение, которое необходимо для произношения сложных звуков. В связи с этим в данный период отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи ребенка, а у многих из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь ребенка в целом становится чище, намного отчетливей. Дети начинают в этот возрастной период овладевать монологической речью, они обращают внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие отдельного знакомого звука в словах. Практически полностью исчезает смягченное детьми произнесение согласных, весьма редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в своем речевом развитии. Он чаще всего правильно произносит все звуки родного языка, весьма ясно и отчетливо воспроизводит несложные слова, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, его высказывания постепенно становятся выразительней, а также содержательней и точнее. Ведь мышцы артикуляционного аппарата ребенка достаточно окрепли и уже способны произносить правильно все звуки родного языка.
Таким образом, можно заключить, что у детей старшего дошкольного возраста обязательно следует воспитывать звуковую культуру речи, под которой понимается формирование правильного произношения звуков, выработка у ребенка дикции, формирование темпа речи ребенка и качество его голоса, развитие выразительности детской речи, речевого слуха и речевого дыхания, воспитание у ребенка культуры речевого общения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы