Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактические игры и упражнения как средство формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Глава Научно теоретические исследования проблемы использования дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Основные понятия курсовой работы 5
1.2 Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Цели и задачи использования дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду 15
1.4 Методика работы по использованию дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду 23
Выводы по 1 главе 31
2 Глава Исследование особенностей формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 33
2.1 Анализ педагогических диагностик, направленных на исследование формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Результаты исследования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 39
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложения 55

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста предопределяется приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования РФ, в частности ФГОС ДО и Законом РФ «Об образовании». Поскольку язык становится предметом изучение с начала школьного обучения, то в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к устной речи как языковой действительности. Своевременное формирование грамматической правильности речи у ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Сегодня в детских дошкольных учреждениях идет активный поиск новых форм сотрудничества с детьми в учебном процессе по развитию грамматического строя речи. В системе обучения и воспитания детей активно используются современные дидактические игры
Исследование вопросов использования на занятиях с дошкольниками старшего возраста дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя, важно, как для общего речевого развития детей дошкольного возраста, так и для их подготовки к обучению в школе. В современной научно-методической литературе ученые предлагают и обосновывают важность создания соответствующих педагогических условий для формирование грамматической правильности речи.
Объектом исследования является — дидактическая игра как эффективное средство формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — дидактические игры и упражнения как средство формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Целью курсовой работы является исследование проблемы использования дидактических игр и упражнений как эффективного средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— изучить проблему формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста;
— рассмотреть возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
— проанализировать цели и задачи использования дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду;
— охарактеризовать методику работы по использованию дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду;
— провести исследование особенностей формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научно-педагогические и методические разработки в области развития грамматического строя родного языка детей дошкольного возраста, научные положения психологии о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей старшего дошкольного возраста; педагогики — об организации дидактической развивающей среды, средствах педагогического воздействия на воспитанников ДОУ; положения основных государственных документов в области дошкольного воспитания и образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования нами была получена возможность для формулировки следующих выводов:
Речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в раннем детстве, универсальным условием развития личности в период дошкольного детства. Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса. Под процессом формирования грамматически правильной речи дошкольников понимается процесс практического усвоения грамматического строения речи как четкой системы языковых единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса, а также активное их использование в процессе речевого общения.
Возраст 5-7 лет — это старший дошкольный возраст — очень важный период в развитии интеллектуальной, личностной и познавательной сферы ребенка. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей. Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы и слова.
Игра имеет большое значение в жизни и развитии детей дошкольного возраста. Дидактическая игра выступает и как средство формирования у ребенка отдельных качеств, умений, навыков. Организация учебного процесса в дошкольном учебном заведении предусматривает правильный подбор дидактических игр, чтобы поставленные перед малышами задания были реальными, но при этом требовали напряжения умственных сил, способствовали развитию и самоорганизации. В рамках научно-педагогических исследований отмечается, что использование дидактических игр в развитии грамматического строя старших дошкольников способствует решению следующих задач: побуждает детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствует разговорную речь; обогащает словарный запас; формирует грамматический строй речи и др.
Основная цель методической работы по использованию дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры. При этом, при выборе методов и приемов руководства речевым развитием детей и их подборе учитываются особенности речевого развития детей каждой возрастной группы.
Целью организации педагогического экспериментального исследования является изучение особенностей формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Нами был проведен анализ педагогических диагностик, направленных на исследование формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. В результате проведенного анализа научно-методической литературы, наиболее приемлемой и эффективной для диагностики грамматического строя речи старших дошкольников была определен методика Ушаковой О.С., Струниной Е.М. согласно которой далее нами было проведено эмпирическое исследование старших дошкольников.
В результате проведенной диагностики было выявлено, что в подготовительной группе высокий уровень развития грамматического строя речи имеют 5 дошкольников (31,25%), достаточный уровень имеет большинство старших дошкольников – 7 чел. (43,75%) уровень ниже среднего выявлен у 4 детей (25%). Среди основных причин нарушения грамматического развития речи старших дошкольников можно выделить: недостаточный словарный запас, неразвитость грамматического чутья; влияние языково-речевой среды, в которой воспитывается ребенок.
По нашему мнению, работа над синтаксисом должна предусматривать формирование у детей устойчивых навыков понимания и правильного построения разных типов предложений, умения сочетать их в связное высказывание.
Для повышения уровня грамматического развития речи старших дошкольников целесообразным является применение дидактических игр и заданий по активизации словаря, совершенствованию синтаксической стороны речи детей, обучению составлению сложных предложений, использованию основных грамматических форм, тренировке детей в употреблении трудных морфологических категорий и др.
В процессе совершенствования грамматического строя дошкольников следует уделить внимание развитию развивающей предметно-пространственной среды (разнообразить дидактические материалы, оборудование, инвентарь в группе, создать уголок речи и грамотности в группе), а также организовать мероприятия по индивидуальной работе со слабыми воспитанниками. Индивидуальную работу следует осуществлять в двух направлениях: для поддержания у детей постоянного интереса к обучению; для оказания конкретной помощи каждому ребенку (подбор дифференцированного материала, разработка программ индивидуального развития). Во время планирования работы на день воспитателю следует использовать различные игры, быть рядом с детьми, быть товарищем, консультантом, а не стоять в стороне. Чтобы правильно организовать игровую деятельность, воспитатель должен, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих питомцев, составить перспективный план развития игр в месяц, указав темы игр, объем и пути их развития.
При организации работы с родителями воспитанников необходимо обратить их внимание на более внимательное отношение к речи детей, а также своевременному обращению к узким специалистам (логопед, дефектолог и др.) в случае наличия стойких речевых нарушений.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Глава Научно-теоретические исследования проблемы использования дидактических игр и упражнений как средства формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
1.1 Основные понятия курсовой работы

Язык и речь – это неисчерпанный источник личностного развития ребенка, сокровищница всех знаний. Сформирована своевременно речевая компетентность в старшем дошкольном возрасте является одним из основных условий успешного дальнейшего обучения в школе.
Речевая компетентность старшего дошкольника предполагает наличие определенных умений и навыков адекватного пользования речью в конкретных ситуациях, применения речевых и позаречевых средств выразительности с целью высказывания собственных мыслей, намерений, желаний, просьб и прочее. С практической точки зрения – это безупречно правильное владение лексическими, фонемными, грамматическими, стилистическими нормами литературного языка.
Оптимальное развитие устной речи дошкольника невозможно без своевременного и полноценного усвоения речевых средств, при помощи которых происходит общение – развития процесса говорения. Именно в речевой деятельности функционируют слова, словосочетания, предложения, которые являются главными языковыми средствами формирования и выражения мыслей, настроения, чувств, намерений, взаимного обмена информацией. Своевременное и качественное усвоение грамматического строя родного языка является важным условием полноценного речевого развития ребенка. Поскольку язык становится предметом изучения с начала школьного обучения, то в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к устной речи как языковой действительности.
От того, насколько каждый дошкольник овладеет на коммуникативном уровне различными видами словосочетаний и способами грамматической связи (управления, примыкания, согласования) между словами, будет зависеть его способность высказываться, свободно говорить на темы, связанные с жизнедеятельностью, продуцировать рассуждения, рассказы-описания с использованием уместного синтаксического материала, то есть его коммуникативно-речевая компетенция. При этом, по мнению А.М. Бородач: «…формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления» . Н.А. Стародубова отмечает, что грамматический строй является зеркалом интеллектуального развития дошкольника и дает определение понятия «грамматический строй» как «…совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)» .
Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса. Эту систему изучает лингвистика и описывает академическая грамматика.
В лингвистическом словаре Н.Ю. Шведовой дано следующее определение: «грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса» .
В словаре лексических терминов О.С. Ахмановой дано следующее определение понятия грамматика, а именно: «…раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального (лексического, вещественного) значения слов, словосочетаний и предложений» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы