Курсовая с практикой на тему Дидактические игры и их роль в умственном воспитании детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1.
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1 Психолого-педагогические
особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Игра, как
средство умственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста. 9
1.3
Дидактическая игра, как одно из активных средств умственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста. 13
Выводы по
главе. 16
ГЛАВА 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 18
2.1 Выявление
уровня развития умственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста. 18
2.2 Анализ и
интерпретация результатов исследования. 20
2.3
Педагогическая работа по использованию дидактических игр, как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста. 25
Выводы по главе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 29
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 30
Приложение 1. 33
Введение:
Актуальность: в настоящее время в современном дошкольном
учреждении по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности
обучения и воспитания дошкольников. Это связано в первую очередь с тем, что год
от года растет объем информации, которую дети должны освоить. Отсюда следует,
что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы
способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний воспитанниками.
Представляется важным, что в ДОО проверяются разные
стратегии обучения и умственного развития детей. Чем больше будет
альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей
обучения, воспитания и развития в целом.
Один из возможных вариантов является построение учебной
деятельности через использование методов и средств умственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Одной из
важнейших задач ФГОС ДО является создания благоприятных условий развития детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Содержание
Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности, что невозможно без развития интеллектуальных
способностей.
Задача каждого педагога –
сформировать у дошкольника потребность активно относиться к учебно-воспитательному
процессу. Поэтому педагог обязан использовать на занятиях формы и методы,
которые будут вызывать у ребенка не только интерес, но и желание учиться и
узнавать новое. Игра
порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает
избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу
дружелюбия. В играх для дошкольников не должно быть серости и
однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством
всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные
эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.
Игра – путь детей к
познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение,
сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и
развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в
игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд
навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.
Дидактические игры
разнообразят виды деятельности на занятиях, воспитывают интерес к окружающему,
развивают внимание, память и мышление дошкольников, ведут к систематизации
жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу
и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в
преодолении препятствий.
Исходя из этого, использование дидактических
игр как средства умственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста является актуальным в настоящее время. Объект
работы: умственное воспитание детей дошкольного возраста. Предмет
работы: дидактическая игра, как средство умственного воспитания детей
дошкольного возраста. Целью
данной работы является изучение процесса умственного воспитания детей
дошкольного возраста средствами дидактических игр. Для
достижения поставленной цели следует решить ряд определенных задач: —
рассмотреть психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста; —
выявить особенности умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; —
рассмотреть дидактическую игру, как средство умственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста;
— провести эмпирические
исследование по выявлению уровня познавательного развития у старших дошкольников;
— предложить рекомендации
по использованию дидактических игр, как средства умственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста.
Методологической основой нашей работы являются основные положения
воспитания и обучения, разработанные классиками русской и советской педагогики
К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной
педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М.
Богуславской, А.И.Сорокиной.
Для решения поставленных цели и задач нами были
использованы следующие методы работы: теоретический анализ и синтез, обобщение
и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы,
эксперимент, анализ результатов.
Практическая значимость:
данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены
для использования в процессе умственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста. Структура работы: данная
работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка
использованной литературы
Заключение:
Старший
дошкольный возраст – это возраст не только обучения и воспитания, но и игры.
Дети в любое время и в любой деятельности играют, потому что только
в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра — сложное и
интересное явление.
При соответствующих
воспитательных воздействиях у детей младшего школьного возраста в процессе игры
развиваются коллективные и товарищеские отношения, умственные способности.
Использование дидактических игр повышает эффективность
учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость мыслительных
операций.
Но не следует забывать о том, что занимательный
материал должен быть связан с темой недели и помогать раскрывать цели и задачи
НОД. При использовании занимательности очень важно следить за её дозировкой и
ролью, отводимой ей на занятии.
Дидактические
игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей старшего дошкольного
возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес
даже у самых несобранных и часто отвлекающихся детей. В начале их увлекают
только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у
детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Так же в нашей работе проведено исследование уровня развития
познавательной деятельности и умственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
Проведенное нами исследование
показало, что большая часть детей данной группы имеет высокий, и средний
уровень умственного воспитания и развития, два ребенка низкий уровень.
Данные результаты
являются нормой для детей данной возрастной группы, но хотелось бы отметить,
что педагогам следует проводить мероприятия и соблюдать рекомендации по
умственному воспитанию детей.
Нами так же были
предложены рекомендации по использованию дидактических игр для умственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста, данные рекомендации можно
применять на практике.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ
И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО ВОСПИТЯНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста В старшем дошкольном
возрасте у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка,
поэтому роль родителей и педагога очень важна – они оценивают старания и труды
малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка, его
умственного развития.
Педагог должен поощрять успехи ребенка и не
заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов, или избегания неудач.
Старший дошкольный
возраст не подразумевает только обучение и
воспитание ребенка. Важным моментом является его физическое развитие – ведь
период 6-7 лет это фаза активного физического роста. Очень часто
нервно-психическое развитее «не успевает» за физическим – у детей появляется повышенная
усталость, нервозность, невнимательность.
Все процессы мышления,
памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития [4, с. 34].
Память. На этапе обучения и воспитания
развиваются все виды памяти ребенка: оперативная, кратковременная и
долговременная. Это связано, в первую очередь, с необходимостью постоянного
запоминания и заучивания учебных заданий. В 6
лет произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно
ставит цель: запомнить и вспомнить. К 7 годам этот процесс
совершенствуется.
Мышление. Доминирующим процессом в старшем дошкольном возрасте есть мышление.
В 6 лет ведущим по-прежнему является
наглядно-образное мышление, к 7 годам ребенок приобретает один из
видов мышления: теоретик, мыслитель, или художник.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить
решения проблемных ситуаций.
Внимание. В возрасте 6 лет преобладает
непроизвольное внимание — вот почему им так сложно сконцентрироваться на чем
то. Только с помощью высокой мотивации и волевым усилиям они могут удержать
внимание. К концу дошкольного возраста, к семи
годам, начинает развиваться произвольное внимание.
Воображение. В старшем дошкольном возрасте
воображение ребенка опирается на конкретные формы, предметы, делая его менее
обширным, но со временем основным в развитии воображения становится слово, что
делает его более фантазийным и широким.
Также период 6-7 лет –
это этап усвоения и восприятия моральных норм и правил – ребенок готов к их
пониманию и выполнению. Поэтому в этот период очень важно много разговаривать с
ребенком, объяснять непонятные ему правила морали и поведения в социуме.
Очень важным в жизни
ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками – к семи годам они выходят на новый
уровень развития, когда авторитет родителей становится не столь уж важным для
ребенка, а социальная реализация в кругу своих одногодок приобретает особую
важность.
Иногда дети старшего дошкольного возраста плохо спят ночью – сказываются
эмоциональные перегрузки растущего организма. Стоит перед сном замедлить ритм
жизни, спокойно прогуляться перед сном на воздухе, чтобы вся скопившаяся
энергия за день была потрачена, и ребенок лучше засыпал. График достаточно
сложный, отношения в коллективе наладились, но психика малыша еще не до конца
окрепла. Пусть малыш делится всеми секретами, проблемами и бедами с родителями.
Нужно позволять ему самому принимать решение, просто разговаривать с ним, как с
взрослым, и одобрять его.
А.П.Усова и А.И.Сорокина заявляют, что развитие ребенка 6-7 лет происходит стремительно, в
действительности просто на глазах робкий малыш превращается в уверенного
человечка, который может самостоятельно справляться со многими заданиями. Надо
сказать, что развитие ребенка 6 лет и развитие ребенка 7 лет во многом схоже,
так как именно