Курсовая с практикой на тему Дидактические игры и игровые приемы в обучении детей с нарушениями интеллекта.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение использования дидактических игр и игровых приемов в обучении детей с нарушением интеллекта 4
1.1. Особенности развития детей с нарушением интеллекта 4
1.2. Сущность дидактической игры, ее особенности и виды 9
Глава 2. Коррекционно-развивающие игры для обучения детей с нарушением интеллекта 18
2.1. Использование дидактических игр на уроках обучения грамоте 18
2.2. Игры и упражнения для повышения качества чтения 21
2.3. Сочетание игры и обучения на уроках математики 24
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Актуальность курсовой работы. Среди актуальных задач, стоящих пе-ред специальным образованием на сегодняшний день, выделяется обеспече-ние условий для социализации ребенка, который имеет отклонения в разви-тии, эффективное развитие у таких детей навыков социальной и жизненной компетентности. Другими словами, важное внимание уделяется проблеме формирования умения у детей с отклонением в развитии умения жить среди людей.
На сегодняшний день в нашей стране вырос интерес к проблеме помо-щи детям, которые имеют нарушения интеллекта, т.е. умеренную или тяже-лую умственную отсталость. В процессе обучения в коррекционных школах с такими детьми решается круг задач, среди которых поиск пути социализа-ции ребенка посредством привития норм социально-адекватного поведения, развития навыков самообслуживания, приучение к разным формам труда и повышение их коммуникативной компетентности.
При этом на сегодняшний день начальная школа претерпевает серьез-ные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход к организации обучения младших школьников заключается в фор-мировании субъективно-ориентированной учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать позна-вательный интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Опыт многих педагогов, среди которых К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др., показывает, что на начальном этапе обучения, ре-бенка в первую очередь привлекают игровые действия. Игра представляет эмоциональный фон, на котором разворачивается урок. Используя элементы игры можно достигать поставленных педагогических целей и задач, способ-ствуя тем самым развитию познавательного интереса младших школьников, становлению их личности, социализации и адаптации в новом для него соци-альном статусе.
Что касается вопросов изучения роли теории и практики дидактических игр в обучении детей младшего школьного возраста, в том числе и с нару-шениями интеллекта, то разработкой и исследованием занимаются такие уче-ные как А.П. Усова, Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, В.Н. Ава-несова, Л.А. Венгер и др. Во всех исследованиях авторы определяют взаимо-связь обучения и игры, а также основные формы и методы руководства ди-дактическими играми.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании использования дидактических игр в процессе обучения в начальных классах, а также ее практическое применение с детьми с нарушением интеллекта.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить особенности развития детей с нарушением интеллекта.
2. Изучить сущность дидактической игры, ее особенности и виды.
3. Проанализировать использование дидактических игр на уроках обу-чения грамоте.
4. Подобрать игры и упражнения для повышения качества чтения.
5. Разработать игры для обучения на уроках математики.
Объектом исследования выступают особенности дидактических игр.
Предметом выступает использование дидактических игр при обучении младших школьников с нарушением интеллекта.
Методы исследования: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ и синтез, обобще-ние изученных источников литературы, разработка практических мероприя-тий.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из вве-дения, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Действенным средством привлечения учащихся к учебной деятельно-сти, к получению радости от познания является обучающая игра. Именно она имеет большое значение в удовлетворении человеческой потребности в познании мира, входя в психический и физический мир ребенка с первых дней его существования.
Возраст младшего школьника считается наиболее сенситивным перио-дом детства, определяющим большие потенциальные возможности равно-стороннего развития детей. В этот период значительное место в обучении за-нимает игра. В начале обучающихся интересует только сама форма игры, а затем тот учебный материал, на котором она строится.
Дидактические игры представляют одну из составных частей педагоги-ческих технологий. Разработками теории игры и ее методологическими ос-новами, определением социально природы и значения для развития обучае-мого в отечественной педагогической науке занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Игра представляет гуманную форму обучения для ребенка. Она дает возможность осуществлять дифференцированный подход к школьникам, во-влекать каждого обучающегося в работу, с учетом его интересов, склонно-стей и уровня подготовки по предмету.
Итак, подытожим:
• дидактическая игра – это средство обучения и воспитания;
• игровая деятельность хорошо сочетается с «серьезным обучением»;
• при игровой деятельности на уроке создаются ситуации успеха;
• с помощью игры совершенствуется речь учащихся;
• игра вызывает любопытство, положительные эмоции, что создает по-ложительное
атмосферу на уроке;
• игра оказывает здоровое сохраняющее влияние.
Особенность обучающей игры как формы обучения состоит в том, что она достигает своей цели незаметно для ученика, ибо не требует никаких спо-собов насилия над личностью. Поэтому положительное отношение учителя к игровой деятельности сохранит ценность игры в образовательном процессе учебной школы, приведет к положительным результатам в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, дидактические игры – это не просто восполнение сво-бодного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогиче-ский прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В про-цессе дидактической игры учащиеся вспомогательной школы учатся на прак-тике самостоятельно применить полученные знания в новых, игровых усло-виях, что благотворно влияет на их умственное развитие. Свою обучающую роль дидактические игры выполняют успешнее, если они применяются в си-стеме, предполагающей вариативность, постепенное усложнение и по содер-жанию, и по структуре, связи с другими методами работы по формированию представлений и понятий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение использования дидактических игр и
игровых приемов в обучении детей с нарушением интеллекта
1.1. Особенности развития детей с нарушением интеллекта
Нарушение интеллекта или умственная отсталость является стойким нарушением познавательной деятельности, которое возникает вследствие ор-ганического поражения головного мозга. Такое поражение может возникать в результате воспалительного заболевания или интоксикации, ушибов голов-ного мозга или являться генетической аномалией, передавшейся по наслед-ству [21].
Изучением проблемы умственной отсталость занимались множество ис-следователей, которые предлагают рассматривать ее в трех аспектах, а имен-но:
1. Биологический аспект, предполагающий необходимость тесной связи детской психиатрии с эмбриологией, биохимией и генетикой, объясняя это тем, что достижения в области этих наук дает возможность раскрывать патогенез некоторых форм слабоумия.
2. Клинический аспект, который предполагает необходимость даль-нейшего разделения олигофрении на сборные группы из разных по этиоло-гии и патогенез болезненных состояний, на отдельные клинические формы. Автор отмечает, что в данном случае важно подробно изучать соматическое состояние и психопатологическую картину посредством современных мето-дов исследования.
3. Социальный аспект, предполагающий необходимость разработки посильных для человека с умственной отсталостью трудовых рекомендаций [18].
Основой дефекта является нарушение психической деятельности при умственной отсталости. Их клиническая картина различается у разных форм умственной отсталости и зависит от множества факторов, среди которых сте-пень тяжести поражения центральной нервной системы, вредные влияния, которые действуют на развитие ребенка в период формирования психиче-ских функций организма и т.п.. [22].