Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактические игры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Сущность и способы формирования деятельности детей младшего школьного возраста 6
1.1. Понятие «познавательная деятельность» в педагогике и психологии 6
1.2. Методы и приемы активизации деятельности детей младшего школьного возраста 13
Глава 2. Теоретические основы дидактической игры, как средства активизации деятельности детей младшего школьного возраста 18
2.1. Понятие и виды дидактической игры, как средства активизации деятельности детей младшего школьного возраста 18
2.2. Специфика дидактической игры, как средства активизации деятельности детей младшего школьного возраста 23
2.3. Общие рекомендации по использовании дидактических игр для активизации деятельности детей младшего школьного возраста 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30

 

  

Введение:

 

Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.
В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих игровую деятельность на уроке.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» — говорил Сократ, для того чтобы он «додумался», захотел учиться нужна положительная мотивация.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии деятельности детей младшего школьного возраста личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека. Проблемой развития деятельности детей младшего школьного возраста в разное время занимались такие видные общественные деятели как П. Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
В педагогической практике современной начальной школы очень широко используются различные аспекты дидактических методов, связанных с активизацией деятельности детей младшего школьного возраста на принципах личностно-ориентированного обучения.
Психологи называют младший школьный возраст временем больших возможностей в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности младшего школьника.
Это соответствует основному принципу Новых Федеральных Государственных стандартов, которые утверждают, что «Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе» .
Как показывает педагогическая практика, знания, которые учащиеся получают в готовом виде, не вызывают у них познавательной активности и интереса. Основной задачей педагогов был и остается поиск способов и путей наибольшей эффективности обучения. Для этого необходимо активировать познавательные процессы учеников.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Проблемой активизации деятельности детей младшего школьного возраста, их самовоспитании и самообразовании в разное время занимались такие видные общественные деятели как П. Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
В педагогической практике современной начальной школы очень широко используются различные аспекты дидактических методов, связанных с активизацией познавательных процессов на принципах личностно-ориентированного обучения. Одним из самых распространенных и любимых детьми методов является игра.
Основные вопросы, связанные с влиянием дидактической игры на развитие познавательного интереса в процессе учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста нашли отражение в научных исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Знаковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Элькониным и др.
Актуальность работы заключается в том, что активизация познавательных качеств учеников всегда является ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса.
Объект исследования – игровая деятельность младших школьников.
Предмет исследования – дидактические игры как способ развития познавательной активности младших школьников.
Цель работы выявить и обосновать условия использования дидактической игры для младших школьников на учебных предметах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие «познавательная активность учащихся»
• проанализировать специфику развития познавательной активности младших школьников
• рассмотреть виды и функции игровой деятельности
• определить методы и приемы, способствующие развитию познавательных процессов у младших школьников в процессе дидактической игры
• рассмотреть технологию развития познавательной активности учащихся на учебном предмете
Методами исследования стали:
• обзор научной и методической литературы, посвященной выбранной теме

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из основных качеств, необходимых для результативного образовательного процесса можно назвать познавательную активность, которая приобретается, закрепляется и развивается в правильно организованном процессе познания. Зачастую от преподавательского таланта и способности заинтересовать зависит, захочет ли ученик включиться в творческий процесс обучения или предпочтет так любимую многими «камчатку», где сможет спокойно отсидеться.
Познавательная активность такое свойство, которое зависит от индивидуальности не только преподавателя, но и самого ученика. Здесь важны все личностные качества, а также возрастные особенности. В качестве показателей познавательной активности можно назвать прилежание, самостоятельность при поиске информации и решении задач, стабильность, и, конечно же, творческую активность учащихся.
Одним из самых эффективных методов повышения познавательной активности является игра. Ей принадлежит очень важное место в развитии и воспитании личности ребенка младшего школьного возраста. Игра – самый действенный метод познания действительности, к тому же она создает положительный эмоциональный фон, на котором наиболее активно развиваются такие процессы психической деятельности как память, внимание, мышление, воображение, эстетически-художественный вкус.
Игра – это прекрасное развивающее и воспитательное средство. Она включает мотивационные механизмы, привносит интерес даже в самое трудное задание, развивает творческую активность и воображение у ребенка

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сущность и способы формирования деятельности детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие «познавательная деятельность» в педагогике и психологии

Интерес педагогов и психологов к явлению познавательной активности не ослабевает с древних времен и до наших дней. Еще в эпоху Просвещения в России для перестройки образования были привлечены самые образованные люди нашей страны, среди которых первым следует назвать И.И. Бецкого. Он мечтал вырастить в учебных заведениях «новую породу людей», для чего необходимо «вызвать у детей любовь к учению» .
Дело Бецкого продолжил российский и сербский педагог, член Российской Академии, Ф.И. Янкович. В разработанной им реформе образования Янкович большое внимание уделял использованию в обучении занимательности, дидактической игры, которая бы «оживляла» занятия. Большое значение педагог придавал организации учебного процесса, который он тесно связывал с воспитанием. В кабинете естественной истории он организовал собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых, а также гербарий. Для классов математики, физики и механики Янкович приобрел специальные чертежи, необходимые модели, инструменты и машины. По его наставлению в семинарии и народном училище были отменены телесные наказания .
Янкович активно занимался составлением учебников и пособий для преподавателей, также им впервые была прослежена связь интереса к учению и нравственности. Эту связь увидел и один из крупнейших умов российского Просвещения Н. И. Новиков. Именно ему принадлежит отождествление любопытства и потребности в учении.
Для реализации развития любопытства Новиков считал необходимым условием знание учителя возможностей ученика, которые дают наблюдения за занятиями ребенка «по натуральному побуждению, выражающему интерес, внимание изучаемому» . Подобный образовательный процесс в царской России организовать было очень трудно.
Русский писатель и философ эпохи романтизма В.Ф. Одоевский разграничил понятия любопытство и любознательность. Он считал, что любопытство, так свойственное детям, при надлежащем руководстве, может перерасти в «любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность» .
Более подробно и обстоятельно проблему интереса рассмотрел основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский. В своем главном труде «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» он дал ценный психологический анализ цепочки: «ощущение прекрасного – чувствование прекрасного – осознание; обосновал предмет педагогики, ее основных закономерностей и принципов» .
Проблема интереса к обучению, рассмотренная Ушинским, вызвала усиление внимания к развитию и воспитанию детей, их внутреннему миру. Писатель Л. Н. Толстой отразил в своих педагогических взглядах необходимость полной внутренней свободы ребенка. Он был уверен в том, что интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. В школах, организованных Толстым в Ясной Поляне, ученики сидели, кто, где и с кем хотел, ходили на занятия только пожеланию. Также не было предусмотрено определенной учебной программы. Главной задачей учителя было заинтересовать учеников. Занятия в яснополянской школе шли успешно. «Важнейшее условие проявления интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка» .
Необходимость сохранения разумной свободы ребенка для развития его интересов и любознательности осознавали и прогрессивные мыслители Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский. Но их идеи трудно было применять на практике в силу целого ряда причин. Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
В своем труде «Методика организации воспитательного процесса» Макаренко раскрывает некоторые приемы возникновения и поддержания интереса детей к обучению:
• подсказка, вызывающая догадку
• постановка интересного вопроса
• введение нового материала
• рассматривание иллюстраций, вызывающих возникновение вопросов
Макаренко был уверен в том, что «жизнь и труд ребенка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом» .
Дальнейшая разработка проблемы познавательной активности была связана с переходом на классно-урочную систему обучения. Этот вопрос подробно рассматривает психолог, педагог, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили. Он предлагает следующие методические подходы:
• технология обучения детей с шестилетнего возраста
• обучение стимулирует активность и самодеятельность детей
• обучение включает типичные ошибки, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать информацию
• обучение не предусматривает отметки, что способствует формированию у детей способностей к оценке и самооценке
Концепция гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа .
Сегодня проблема интереса рассматривается многими исследователями в контексте разнообразной деятельности учащихся. Широты интереса требуют непростые жизненные ситуации. Особый вид интереса – это интерес к познанию или познавательная активность, которая играет в педагогическом процессе одну из основных ролей.
Исследователь И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности» .
Г.И. Щукина, которая специально занималась исследованием познавательной активности в педагогике, дает следующее определение: «познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» .
Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность сопровождается постоянным стремлением к получению новых знаний, более полных и глубоких. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.
Познавательная активность носит поисковый характер. Она провоцирует человека на возникновение вопросов и поиск ответов на них. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет, выбирая соответствующую литературу, спрашивая у родителей или учителей. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Необходимо также заметить, что познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность .
В классике педагогики есть такой афоризм: «Смертельный грех учителя – быть скучным» . Когда ребенку неинтересно, он и учителю доставляет массу хлопот, а если ученик увлечен, то происходит совместное творчество обучения. Вот почему в процессе обучения необходимо все время стимулировать и развивать познавательную активность учащихся. При правильной педагогической организации учебного процесса познавательная активность становится устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Говоря о важности интереса в процессе обучения, следует заметить, что интересное преподавание не подразумевает развлекательное обучение, насыщенное занимательными задачами и демонстрацией красочных пособий. Интересное преподавание – это также не облегченное обучение. Интерес как средство обучения возникает только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Такие особенности как необычность, нестандартность, странность, несоответствие всему, что уже изучалось – способны не только вызвать вспышку мгновенного интереса, но и побудить к более глубокому изучению материала, что содействует устойчивости интереса.
Задача преподавателя, формирующего познавательную активность своих учеников непроста. Как пишет В. Вайс: «Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям» .
В педагогической практике нередки случаи недооценки активности личности: исполнительный и послушный ребенок получает больше похвал и одобрений со стороны учителей и родителей, чем активный, нестандартный, «неудобный».
Здесь необходимо коснуться психологических особенностей младших школьников.
Ребенок младших классов переживает очень интенсивное развитие психической, физической и личностной организации. Наблюдается активный рост всех внутренних органов, увеличивается мышечная масса, вес мозга, развивается воображение, конкретное мышление, заканчивают формироваться основные речевые навыки. Все перечисленные данные говорят о том, что ребенок переходит на новый уровень развития личности.
Спецификой развития младших школьников является изменение социальной ситуации, в которой оказывается ребенок. Он становится более самостоятельным, изменяются его отношения со взрослыми, которые от ребенка начинают больше требовать. Назревает внутренний конфликт между желаниями ребенка и невозможностью их осуществить.
Разрешение данного кризиса ученые видят в ведении в жизнь ребенка новых видов деятельности, которые бы обеспечивали проявление самостоятельности, взятие инициативы в свои руки, принятие решений, установление новых социальных связей, способствующих личностному росту.
Можно выделить следующие психологические новообразования, на которые следует опираться при воспитании ребенка младшего школьного возраста:
1. Формирование первого схематичного цельного мировоззрения
2. Возникновение первых этических норм
3. Формирование произвольного поведения
4. Противопоставление себя миру
5. Формирование самосознания
Большое внимание формированию личности в проблемном возрасте уделяет исследователь Л.И. Божович. В своей работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» она пишет: «Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется, поэтому развитие и познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера» .
А.К. Маркова под проявлением познавательной активности понимает «Все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» . Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.
П.М. Лебедев указывает, что «познавательная активность — это инициативное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявления интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» .
Т.И. Шамова высказала следующее: «Активность в учении… не просто деятельностное состояние школьника, а … качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы