Курсовая с практикой на тему «Дидактическая игра как средство воспитания познавательного интереса у младших школьников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Ведение. 2
1. Теоретические
основы использования дидактической игры для воспитания познавательного интереса
у младших школьников. 6
1.1. Воспитание
познавательного интереса у младших школьников как психолого-педагогическая
проблема. 6
1.2. Значение
дидактической игры в воспитании познавательного интереса у младших школьников. 12
Выводы по 1 главе. 16
2. Практическое
изучение педагогических условий воспитания познавательного интереса у младших
школьников. 17
2.1. Характеристика
диагностического материала, базы исследования. 17
2.2. Организация
педагогического эксперимента по воспитанию познавательного интереса младших
школьников. 22
Выводы по 2 главе. 27
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Приложение 1. Анкета
«Отношение к школе» (Н.Г. Лусканова) 34
Приложение 2.
Результаты исследования познавательного интереса младших школьников. 35
Введение:
Актуальность
исследования. Изменения, происходящие в современном
обществе, обусловливают и то, что принципиально меняются цели образования.
Обучение учащихся в начальной школе не должно ограничиваться сообщением им
готовых знаний, его основная задача – формировать и развивать навыки и
способности к самостоятельному приобретению знаний, применению их в жизни.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования важнейшей целью современного образования
становится его личностно-ориентированная направленность. В связи с этим перед
учителем встает задача помочь раскрепостить мышление учеников, научить их
использовать свои познавательные возможности. Особая роль в достижении этой
цели принадлежит воспитанию познавательного интереса у младших школьников,
который выступает стимулом для учебной и творческой деятельности учащихся.
Дидактические игры
способствуют формированию у младших школьников внимания, наблюдательности,
развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную
дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление
пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно
преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности
и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает
у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,
облегчает процесс усвоения знаний; стимулирует познавательную активность
учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.
Воспитанию
познавательного интереса уделяется достаточно большое внимание педагогических
исследованиях Ю.К. Бабанского, А.К. Марковой, М.В. Медведевой, Н.Г. Морозовой,
Э.С. Радчинской, Е.В. Феденковой, Г.И. Щукиной и др. Вопрос использования
инновационных технологий обучения для активизации и поддержания познавательного
интереса младших школьников, в частности, такой технологии как дидактическая
игра рассматривается в работах Э.М. Галямовой, А.А. Герасименко, Т.П. Сальниковой,
М.В. Школьниковой, других авторов. В то же время, имеющиеся
на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе
рекомендации по использованию дидактических игр для развития познавательного
интереса младших школьников зачастую не используются в современной практике
работы учителей или их применение носит ситуативный, одноразовый характер. В
результате теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что
актуальность выбранного направления исследования определяется рядом противоречий:
— между слабой
сформированностью познавательного интереса младших школьников и его значением для
дальнейшего обучения;
— между потребностью
образовательного процесса в создании условий для воспитания познавательного
интереса у младших школьников и недостаточной проработанностью конкретных
методических рекомендаций для педагогов по этому направлению.
Выявленные противоречия
позволили определить проблему: какие
педагогические условия организации дидактических игр будут способствовать
воспитанию познавательного интереса у младших школьников?
С учетом актуальности
вопроса воспитания познавательного интереса у младших школьников, имеющихся
противоречий и поставленной проблемой была сформулирована тема исследования: «Дидактическая игра как средство воспитания
познавательного интереса у младших школьников».
Объект
исследования: воспитание познавательного интереса у
младших школьников.
Предмет
исследования: дидактическая игра как средство воспитания
познавательного интереса у младших школьников.
Заключение:
В ходе исследования был
проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
использования дидактических игр для воспитания познавательного интереса у
младших школьников. В результате анализа были сделаны следующие выводы.
На значимость воспитания
познавательного интереса у младших школьников указывают исследования
психологов, педагогов, а также требования ФГОС НОО, в котором в качестве одного
из основных результатов начального образования предусматривается любознательности, активности и заинтересованности в
познании окружающего мира. Воспитание познавательного интереса зависит от
качественной организации образовательного процесса. При этом должны учитываться
индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, к
которым относятся их высокая эмоциональность, стремление получить новые знания,
активность на уроках. В то же время произвольность волевых и мыслительных
процессов, навыки рефлексии, умение планировать учебную деятельность у младших
школьников сформированы еще не достаточно.
Для
воспитания познавательного интереса в начальной школе применяются разнообразные
методы и педагогические приемы. К приемам, стимулирующим эмоциональную
направленность на познание, относятся создание ситуации переживания, удивления,
занимательности. Все эти характеристики соответствуют дидактической игре.
Дидактические игры способствуют воспитанию познавательной активности, интереса
к изучаемому предмету, помогают сформировать детский коллектив. Дидактические
игры могут быть включены в разные этапы урока, полностью занимать весь урок,
использоваться во внеурочной деятельности. Современные игровые технологии
предусматривают новые виды игр, в том числе квесты.
Для
того, чтобы дидактическая игра стала действенным условием воспитания
познавательного интереса педагогу важно при разработке таких игр соблюдать их
структуру. В качестве необходимых
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы использования дидактической
игры для воспитания познавательного интереса у младших школьников
1.1. Воспитание познавательного интереса у младших
школьников как психолого-педагогическая проблема
Младший
школьный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда закладываются
основы всех личностных качеств, в том числе умение и желание получать новые
знания, самосовершенствоваться. Иными словами этот возраст можно назвать
сенситивным для воспитания познавательного интереса у младших школьников. Этот
процесс трудоемкий, требующий создания специальных педагогических условий,
знания педагогом особенностей психического и когнитивного развития детей, их
индивидуальных качеств и способностей, владения широким спектром педагогических
приемов и технологий.
Значимость
вопроса воспитания познавательного интереса у младших школьников подтверждается
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее ФГОС НОО) к результатам освоения программы
начального общего образования. В частности, в качестве одной из характеристик
личности, на становление которых нацелен ФГОС НОО, и которая включается в
«портрет выпускника начальной школы», является любознательность, активность и
заинтересованность в познании окружающего мира [24].
Любознательность
Е.В. Феденкова рассматривает как один из этапов развития познавательного
интереса. На этом этапе познавательный интерес характеризуется ярким
эмоциональным содержанием: удивление, радость открытия новых знаний.
Любознательность проявляется в младшем школьном возрасте, когда возникают
социальные, познавательные мотивы деятельности, и характеризуется высокой
познавательной активностью младшего школьника [23, с. 317-319].
А.К. Маркова
видит в любознательности проявление высокой умственной активности младшего
школьника [12, с. 66-67].
Воспитание
познавательного интереса основывается на развитии учебной мотивации младших
школьников. Этот аспект в ФГОС НОО отнесен к области личностных результатов,
которые должны быть достигнуты ребенком в процессе освоения различных
предметных областей начального образования. Личностные результаты должны
отражать развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
Таким
образом, необходимость воспитания познавательного интереса у младших школьников
продиктована не только пониманием его значимости в дальнейшем развитии детей
младшего школьного возраста, но и требованиями ФГОС НОО. Для этого должны быть
организованы специальные педагогические условия. При правильной организации познавательной
деятельности учащихся, а также при систематической и целенаправленной
воспитательной деятельности познавательный интерес может и должен стать
устойчивой чертой личности школьника и оказывать решающее влияние на его
развитие [24].
Вопросу воспитания
познавательного интереса посвящены исследования Ю.К. Бабанского, Г.И. Щукиной, Н.Г.
Морозовой, Э.С. Радчинской и др.
Познавательный
интерес младших школьников проявляется в их познавательной активности, то есть
стремлении принимать и осваивать новые знания и умения. Т.В. Машарова, обращая
внимание на необходимость воспитания познавательного интереса младших
школьников, указывает на управляемость этого процесса и выделяет ряд
особенностей, которые оказывают не него существенное влияние. К таким
особенностям, в частности, относятся индивидуальные