Методика обучения и воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство сенсорного развития для детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей
раннего возраста посредством дидактической игры.. 5

1.1. Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного развития детей
раннего возраста. 5

1.2. Дидактическая
игра и ее роль в сенсорном развитии детей раннего возраста  9

Глава 2. Использование дидактической игры для сенсорного
развития детей раннего возраста. 14

2.1. Особенности
сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактической игры.. 14

2.2. Изучение
начального уровня сенсорного развития детей раннего возраста  18

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Приложение. 35

Приложение 1. 35

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дошкольный возраст является периодом активного
познания ребенком окружающего мира. Дети знакомятся с предметами, которые
находятся рядом с ними, дома и на улице. Действуя с различными предметами,
изучая их, вслушиваясь к издаваемым звукам, дошкольники познают их свойства и
качества. К числу основных составляющих воспитательно-образовательного процесса
в младшем дошкольном возрасте относится развитие сенсорных и умственных
способностей. Многие педагоги изучали систему сенсорного развития детей: Л.А.
Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.П.
Усова.

Сенсорное развитие детей
является в первую очередь развитием их восприятия и формирования представления
о главнейших характеристиках предметов: их форма, цвет, величина, расположении
в пространстве, а кроме того запах и вкус. В раннем возрасте знакомство с
основными характеристиками предметов играет важную роль. Верная ориентация
дошкольников в окружающем мире может быть достигнута в результате конкретных
действий по изучению размеров, формы и цвета предметов, внимания, потому как
это дает возможность обучать адекватному изучению предметов, выделению главных
параметров. У детей наблюдается недостаточное овладение сенсорными эталонами
(форма, цвет, размер, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и
др.). Важность сенсорного развития ребенка для его будущей жизни ставит перед
теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и использования
наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Теория восприятия
разработана в отечественной психолого-педагогической науке Л.С. Выготским, А.Н.
Леонтьевым, Л.А. Венгером. В работах Ш.А. Абдуллаевой, С.Л. Новоселовой, Э.Г.
Пилюгиной, Э.Л. Фрухт доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное
развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной
деятельности детей.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать, экспериментально
проверить возможности дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего
возраста.

Объект исследования – процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет исследования – дидактическая игра как средство сенсорного развития детей
раннего возраста.

Для реализации
поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Изучить дидактическую игру и ее роль в сенсорном развитии
детей раннего возраста.

3. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей раннего
возраста посредством дидактической игры.

4. Изучить начальный уровень сенсорного развития детей раннего
возраста.

Для достижения цели
исследования, решения поставленных задач и проверки исходных теоретических
положений использовались следующие
методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседы;
качественный и количественный анализ полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «сенсорное
развитие» как развитие восприятия и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а
также запахе, вкусе и т.п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в
развитии восприятия целостного образа предметов. Только в деятельности
формируются нужные системы связей, развиваются новые свойства нервных
процессов. Все это подтверждает необходимость специального обучения сенсорным
действиям, педагогического руководства сенсорным развитием.

Дидактическая
игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она
является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста, и формой
обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством
всестороннего воспитания ребенка. Игровая деятельность играет важную роль в
общем развитии дошкольников, а также существенно влияет на их сенсорное
воспитание. Особенно эффективным средством по ознакомлению с сенсорными
эталонами являются дидактические игры, которые должен правильно организовывать
педагог.

Дошкольное детство – это
период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие,
познавательные способности. И, конечно, происходит сенсорное развитие детей
дошкольного возраста. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и
приёмы для сенсорного развития.

Учитывая,
что впервые годы жизни ребёнок очень активен, ум его гибок и ему интересно все,
он впитывает абсолютно любую информацию, с легкостью, его как раз таки стоит
заинтересовывать так, чтобы он сам тянулся к этим знаниям, и мог в дальнейшем
применять их на практике. Поэтому следует отводить больше времени для
сенсорного развития ребенка, как в дошкольных учреждениях, так и дома, ведь
именно все качества лидера ребёнок начинает проявлять уже с детства.

Результаты
констатирующего этапа исследования позволили сделать следующие выводы:

¾ в экспериментальной группе детей соответствующих высокому
уровню сенсорного развития было выявлено 30%, в контрольной группе – 0%, они
самостоятельно выполнили все задания;

¾ у 40% от общего числа воспитанников в экспериментальной
группе и у 50% детей контрольной группы, мы выявили средний уровень сенсорного
развития, ребенок
самостоятельно и правильно выполнил не менее половины задания, либо выполнил
2/3 задания с помощью педагога;

¾ 20% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень
сенсорного развития, а в контрольной группе – 50%. Эти дети не справлялись с
заданиями даже с помощью педагога.

В результате
проведенного анкетирования было выявлено, что многие родители имеют
представление о сенсорном развитии детей, о том, что его нужно развивать,
используя разнообразные методы и приемы, большинство из них считает, что
сенсорное развитие необходимо начинать в раннем возрасте.

Констатирующий этап, на
наш взгляд доказывает необходимость проведения специальной работы, направленной
на повышение показателей уровня сенсорного развития и личностного
развития у
детей младшего дошкольного возраста. Итак, исследование уровня сенсорного
развития у детей раннего возраста показало, что у детей экспериментальной
группы на констатирующем этапе эксперимента преобладает низкий и средний
уровень сенсорного развития. Полученные данные могут быть учтены в построении
формирующего этапа эксперимента.

Таким
образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития
детей раннего возраста посредством дидактической игры

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме сенсорного развития детей раннего возраста Исследование
сенсорного развития детей является одной из классических научных проблем, которая
на протяжении многих лет занимала внимание зарубежных и отечественных авторов.
О. В. Морозова указывает на то, что в психологической и педагогической
литературе прошедших нескольких веков широко использовались понятия «развитие и
воспитание органов чувств», «организации ощущений», «развитие и воспитание
сенсорных способностей». В трудах таких авторов как О. Декроли, М. Монтессори,
Е.И. Михеева и иных исследователей представлена целостная система сенсорного
развития. Авторы придерживались разных подходов к описанию сути детского
восприятия.

Задача
перцептивных действий состоит в том, чтобы исследовать определенные объекты, их
отношения и создать их внутренний образ, посредством которого субъект управляет
их поведением. Ведущим средством осуществления перцептивных действий на
определенном этапе развития ребенка являются сенсорные эталоны. Перцептивные
операции являются способами использования сенсорных стандартов при решении
перцептивных задач, стоящих перед человеком.

Продуктом
перцептивного действия, по мнению В.П. Зинченко, является субъективный образ
объекта, процесса или явления, непосредственно воздействующий на анализатор.
Его нельзя назвать суммой ощущений, человеку не нужно каждый раз учитывать все
свойства объекта. «Будучи объектом восприятия, объект поворачивается к субъекту
определенной стороной в зависимости от поставленной задачи и сформированных
способов перцептивных действий», — отмечает В. П. Зинченко [12].

На основании
данного подхода Ю.М. Хохрякова определяет сенсорное развитие детей раннего
возраста в качестве развития восприятия, рассматриваемого через призму развития
перцептивных действий [40].

Л.А. Венгер,
Е.Г. Пилюгина представляют следующее определение: «сенсорное развитие детей
является развитием их восприятия и формирование представлений о внешних
свойствах предмета: его форме, цвете, размере, положении в пространстве, а
также обонянии, вкусе и др.» [5].

Л.А. Венгер представляет
сенсорное развитие «основой» в общем психическом развитии. Между тем сенсорное
развитие обладает и самостоятельным значением, поскольку полноценное восприятие
требуется для эффективного образовательного процесса в детском саду, в школьном
учреждении и для многих видов работы» [5].

Хорошо
развитое сенсорного развитие важно для деятельности человека и, особенно, для
реализации творческого потенциала. Развитие сенсорных умений располагает в
общем уровне сенсорное развитие, которое достигается в раннем детстве.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы