Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство развития логических ууд у младших школьников на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Психолого-педагогические основы дидактической игры 5

1.2. Классификация дидактических игр 7

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 12

2.1. Диагностика уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников 12

2.2. Комплекс заданий для формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики 16

2.3. Методические рекомендации учителям по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время все больше возрастает потребность современного общества в гармоничном развитии отдельно взятой личности. В этой связи формируются и предъявляются новые требования к современной системе образования. Подчеркнем, что современные условия обуславливают общую гуманитаризацию образовательного процесса, тенденцию к всестороннему развитию личности ребенка, а, следовательно, детальному развитию его самых лучших качеств. Реализация на практике указанной задачи объективно требует существенного повышения качества обучения и воспитания школьников. В целом, процесс обучения обязан быть развивающим, обогащать школьников знаниями и способами умственной деятельности, и как результат формировать различные способности. По этой причине перед исследователями поставлена задача, связанная с совершенствованием процесса обучения и воспитания школьников как приоритетного вида их деятельности, использования новых дидактических средств для повышения активности школьников в рамках учебного процесса. Это особенно важно в рамках начального этапа образовательного процесса, где обязаны изменяться как средства, так и методы обучения и воспитания школьников.

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время математика как учебная дисциплина, ее действие направлено на формирование достаточно устойчивого познавательного интереса, а также некоторых навыков логического мышления. Как справедливо отмечают большинство исследователей, в математике заложены приоритетные возможности, связанные с развитием мышления младших школьников, сразу в процессе обучения с самого раннего возраста. Новая парадигма образовательного процесса, с одной стороны, предполагает максимально достижимую индивидуализацию процесса обучения и воспитания, а с другой стороны, несомненно, требует разрешения проблемы формирования образовательных технологий.

Объект исследования – применение дидактических игр и их влияние на развитие логических УУД младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования – дидактические игры как способ обучения при развитии математических представлений у младших школьников.

Цель исследования – изучить особенности дидактической игры как средства развития логических УУД у младших школьников на уроках математики.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. рассмотреть психолого-педагогические основы дидактической игры;

2. изучить классификацию дидактических игр;

3. провести диагностику уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников

4. составить комплекс заданий для формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики

5. описать методические рекомендации учителям по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, обозначая психолого-педагогические основы дидактической игры, отметим, что игра как приоритетная форма организации деятельности детей сформировалась в результате исторического изменения статуса ребенка на конкретном этапе общественного развития. Данный этап характеризовался формирование различных ремесел, а также достаточно сложных орудий трудовой деятельности, в целом, разделением труда, в рамках которого дети не могли принимать непосредственного участия. В этой связи потребности в совместной с взрослыми жизни дети удовлетворяли посредством игры. Общество, соотнося свое развитие с приоритетными воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, начинает культивировать игру, производить игрушки, формировать правила игры, передавая ее из поколения в поколение. Постепенно стали формироваться различные способы игрового изображения действительности, они становятся неотъемлемыми элементами культуры, как некоторые виды фольклора, например, сказки или произведения изобразительного искусства.

Отметим, что в рамках своего социально-исторического развития игра приобретает все большее значение в контексте формирования личности отдельно взятого ребенка. Игра непосредственно способствует следующим процессам:

— овладению рядом навыков практической и умственной деятельности,

— детальному усвоению нравственных норм, регламентирующих систему взаимоотношений между взрослыми людьми и детьми. В процессе игры ребенок непосредственно познает азы окружающей природы и мира, в целом, овладевает различными видами человеческой деятельности, а также непосредственно учится нормам культуры взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Постепенно ребенок осознает свою социальную роль. В рамках игры происходит совершенствование различных способностей ребенка, находят практическое выражение его инициатива, выдумка и детская изобразительность.

В процессе развития логических УУД самое важное – научить учащихся делать собственные открытия. Ученик в младших классах должен решать задачи, которые требовали от него простого действия по аналогии. Нужно давать ребенку возможность для собственного открытия. Полезны не только готовые результаты, но сам процесс решения. Формирование логического мышления в начальной школе является целенаправленным, системным процессом, осуществляемым посредством всех предметных областей и внеурочной деятельности. Каждый учебный предмет открывает определенные возможности для формирования логического мышления в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся.

К смысловым акцентам логического УУД на занятиях по математики относятся анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства и практические действия.

В данной работе были представлены методические рекомендации учителям начальных классов по формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. Составлен комплекс заданий для формирования логических универсальных действий на уроках математики. Также были предоставлены диагностические методики по выявлению уровня сформированности и развития логического мышления у учащихся.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Психолого-педагогические основы дидактической игры

Обозначая психолого-педагогические основы дидактической игры, отметим, что игра как приоритетная форма организации деятельности детей сформировалась в результате исторического изменения статуса ребенка на конкретном этапе общественного развития . Данный этап характеризовался формирование различных ремесел, а также достаточно сложных орудий трудовой деятельности, в целом, разделением труда, в рамках которого дети не могли принимать непосредственного участия. В этой связи потребности в совместной с взрослыми жизни дети удовлетворяли посредством игры. Общество, соотнося свое развитие с приоритетными воспитательными задачами и возрастными особенностями детей, начинает культивировать игру, производить игрушки, формировать правила игры, передавая ее из поколения в поколение. Постепенно стали формироваться различные способы игрового изображения действительности, они становятся неотъемлемыми элементами культуры, как некоторые виды фольклора, например, сказки или произведения изобразительного искусства.

Отметим, что в рамках своего социально-исторического развития игра приобретает все большее значение в контексте формирования личности отдельно взятого ребенка. Игра непосредственно способствует следующим процессам:

— овладению рядом навыков практической и умственной деятельности,

— детальному усвоению нравственных норм, регламентирующих систему взаимоотношений между взрослыми людьми и детьми. В процессе игры ребенок непосредственно познает азы окружающей природы и мира, в целом, овладевает различными видами человеческой деятельности, а также непосредственно учится нормам культуры взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Постепенно ребенок осознает свою социальную роль. В рамках игры происходит совершенствование различных способностей ребенка, находят практическое выражение его инициатива, выдумка и детская изобразительность.

Одним из исследователей детских игр в РФ является В.И. Попова . Ее произведение, посвященное детальному анализу детских игр у различных народов, носит название «Понятие об игре». Автор подчеркивает, что изначально понятие «игра» у различных народов имело разное значение. Так, в частности, у древних греков под понятием «игра» понимался комплекс действий, которые свойственен преимущественно детям. У римских граждан под понятием «игра» понималась состояние радости и веселья. Далее у всех европейских народов под понятием «игра» стала пониматься система человеческих действий, которая одновременно претендует и на тяжелую работу, и доставляет человеку веселье и удовольствие. По этой причине игра с давних времен привлекает к себе достаточно пристальное внимание со стороны не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов.

Подчеркнем, что начало формирования теории игры связывают с именами таких исследователей, как Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Формируя свои произведения, а также выражая эстетические взгляды, они одновременно характеризовали игру, как одно из самых распространенных явлений жизни и деятельности человека. Например, Г. Спенсер, справедливо считал, что игра развивает одновременно и нравственные и эстетические представления. Более детально к пониманию приоритетных условий формирования игры подошел исследователь В. Вундт. Вместе с тем, он склонен считать основополагающим источником игры процесс наслаждения. Акцентируем внимание на том, что проблемам и вопросам происхождения игры, а также ее содержания уделял пристальное внимание и Г.В. Плеханов. Он, в частности, полагал, что игра является предвестником трудовой деятельности. Она формируется в ответ на потребность общества в подготовке детей к полноценной жизни в обществе .

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра — образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. Поскольку игра — социальная деятельность, она не только накапливает и передает общественный опыт от поколения к поколению, но и обусловливает развитие личности ребенка. В истории педагогической науки игра признавалась как средство воспитания. И в настоящее время она расценивается как форма организации жизни ребенка .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы