Теория и технология развития математических представлений у дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У
ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 5

1.1. Геометрические фигуры: определение, свойства. 5

1.2. Особенности формирования геометрических представлений
у дошкольников  7

1.3. Дидактические игры для формирования геометрических. 14

представлений у дошкольников и особенности их
использования в детском саду  14

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 19

2.1.Изучение начального уровня сформированности
геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 19

2.2 Система работы по формированию представлений о
геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. 23

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 34

 

 

  

Введение:

 

Настоящее
время – это время информационных технологий. Объём знаний, который нужен
человеку, все больше увеличивается. Это все обуславливает начало образования
уже с дошкольного возраста. Поэтому это нововведение требует усовершенствование
методик, разработку новых подходов для образования детей 4-7 лет. Развитие
элементарных математических представлений в дошкольном возрасте нельзя
переоценить. У детей развивается мышление, что важно для дальнейшего познания
окружающего мира, познания пространственных отношений между предметами,
установление соответствующих связей, знакомство с формой предметов, их
величиной. Все это способствует развитию у детей в дальнейшем логического
мышления.

Для
полноценного развития детей и успешного их обучения в школе нужно формировать у
них геометрические представления. Первые представления о форме, размерах и
положении предметов в пространстве ребенок получает еще в дошкольном возрасте.
Неизвестные геометрические фигуры дошкольники сначала воспринимают как простые
предметы, дают имена этим предметам: треугольник – крышей, квадрат или
прямоугольник – окошком, цилиндр – стаканчиком и т.д. В процессе обучения,
восприятие геометрических фигур со временем преобразуется. Основная роль в
восприятии предмета и определение его формы – это обследование. Через
практическую деятельность, игры, ощупывания, рассматривания и многократные
соприкосновения с данным объектом – восприятие ребенка согласуется с
формированием представления о предмете. Ребенок начинает учиться определять
признаки и свойства предмета, его структуру, форму и размер.

Формировать
представления в дошкольном возрасте о геометрических фигурах — в развитии
интеллекта ребенка является сложной задачей. Многие дети правильно показывают
форму предметов, которые имеют форму треугольника, квадрата, именно в старшем
дошкольном возрасте. Однако у де- 4 тей уровень обобщенности понятий о
геометрических фигурах еще невысок: если предмет не встречался им в жизни, дети
могут не назвать его форму. Ребенок может столкнуться с проблемой понимания
необъяснимого соотношения углов и сторон на плоскости совершенно по-другому,
чем в жизни. Это обуславливает то явление, что названия фигур дошкольники
путают или заменяют.

Для
полноценного формирования геометрических представлений у дошкольников важным
является задействование всех анализаторов: зрительного, тактильного и
слухового. Дидактические игры способствуют обобщению всех форм восприятия. У
ребенка старшего дошкольного возраста в силу его возраста возрастает
потребность в игровой деятельности, что обуславливает возможность применения
игры в качестве решения образовательных задач.

Как
правило, игра выступает с воспитательной функцией, потому что в ее процессе
детьми будут решаться проблемные задачи, которые специально продумываются и
если она (игра) станет неотъемлемой частицей целостного педагогического
процесса. Дидактическая игра включает в себя больше образовательные цели. Она
связана с реализацией образовательной программы и достижением целевых
ориентиров дошкольного образования. Применение в формировании геометрических
представлений дидактических игр систематизирует и делает разнообразным
образовательный процесс.

Поэтому,
использование дидактической игры — это важнейший инструмент воспитания и
обучения детей. Все это обуславливает актуальность данной проблемы в наши дни.
Использование дидактических игр и окружающая предметно-пространственная среда
способствуют лучшему развитию математических и иных способностей детей, поэтому
работа будет посвящена изучению влияния дидактических игр на формирование
геометрических представлений у дошкольников.

Объект
работы – процесс формирования геометрических представлений у детей дошкольного
возраста.

Предмет
исследования — дидактические игры как средство формирования геометрических
представлений у детей дошкольного возраста.

Цель:
теоретически обосновать и практически проверить влияние дидактической игры на
формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи
работы:

1.
Изучить особенности формирования геометрических представлений у детей
дошкольного возраста.

2.
Рассмотреть психологические особенности детей дошкольного возраста.

3.
Выявить значение дидактических игр как средства формирования геометрических
представлений у дошкольников.

4.
Изучить начальный уровень сформированности геометрических представлений
дошкольников.

5.
Разработать и применить комплекс дидактических игр для формирования
геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.

6.
Сравнить полученные результаты исследования.

Теоретические
основы исследования: труды таких ученых, как А. А Столяра, М. Монтессори, Е.И.
Тихеевой, Ф. Фрёбеля, Е.И. Щербаковой. Методы исследования: анализ
психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, сравнение,
обобщение, систематизация, тестирование.

Структура
работьɪ определяется спецификой вьɪбранной темьɪ и особенностями отобранного
для исследования материала: введение, две главьɪ, заключение, список
использованной литературы, приложение.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В работе рассмотрены
особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей
старшего дошкольного возраста. Изучено, что геометрические фигуры делятся на
плоские и объёмные. К плоским фигурам относятся прямая, отрезок, луч, угол,
окружность, эллипс, треугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат,
трапеция. К объёмным фигурам относятся призма, параллелепипед, пирамида, шар,
цилиндр, конус.

Со всеми этими фигурами
дошкольники знакомятся при формировании элементарных математических представлений.
Освоение формы предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста,
происходит посредством сенсорного восприятия, в результате которого отмечается
успешное овладение основными формами и их словесным обозначением.

Дидактическая игра имеет
огромное значение в формировании представлений о геометрических фигурах и
позволяет расширить их представление о свойствах фигур, способствует развитию
других математических представлений, развитию мышления, внимания, восприятия,
воображения, памяти, то есть общему развитию ребенка – дошкольника. В
практической части дается описание проведенной опытно – поисковой работы.

Во-первых, была проведена
диагностика уровней развития представлений старших дошкольников о
геометрических фигурах. Данная диагностика показала, что у половины детей
представления о геометрических фигурах находятся на низком и среднем уровнях.

Во-вторых, была проведена
работа по развитию представлений о геометрических фигурах с использование
дидактических игр.

Работа по формированию
геометрических представлений старших дошкольников предполагала систематические
занятия, содержащие дидактические игры, направленные на развитие представлений
о геометрических фигурах.

Заключительный этап
работы – анализ результатов опытно – поисковой работы показал, что проделанная
работа была эффективной.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Геометрические
фигуры: определение, свойства

 

Источниками
любых, в том числе и математических, знаний человека является природа и
объекты, созданные самим человеком. В процессе общественно-исторического
развития человечество систематизировало все многообразие признаков предметов.
Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат и др.), основные
цвета и тому подобное. Овладение этими основными признаками облегчает человеку
ориентировку в окружающем мире. Все объекты как субстанция динамической
действительности размещены в пространстве и имеют определенную форму и
различные свойства.

Форму,
как и величину, классическая дидактика рассматривает как самостоятельную
категорию действительности, отделяя один предмет от другого в пространстве.
Форма предметов нашла обобщенное отражение в геометрических фигурах, которые
являются абстрагированием от формы реальных предметов.

Геометрические
фигуры выполняют роль эталонов при выделении и сравнении предметов по форме,
выступают как образцы, которые помогают детям разобраться во всем разнообразии
признаков предметов. Знание геометрических фигур выступает в дальнейшем в
качестве орудия более совершенного познания формы реальных предметов. Ребенок
постепенно освобождается от неэкономного способа выделения формы предмета и
приходит к использованию общественно-фиксированных эталонов [3].

Проблеме
восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста посвящено много
исследований как отечественных, так и зарубежных психологов. Особого внимания
заслуживают исследования психологов: И.М. Богуславской, В.П. Зинченко, А.Г.
Рузской, Г.А. Кислюк, К.И. Корзаковой и других. Известно, что для детей
дошкольного возраста характерно интенсивное развитие восприятия формы, в
результате чего ребенок учится не только различать, но и воспринимать форму.

Исследования
показали, что представления о форме предметов возникает у детей очень рано. При
этом ребенок воспринимает предмет в целом, не выделяя особенности формы
предмета. Так в раннем детстве знакомые предметы, ребенок познает независимо от
их пространственного размещения. Но дети младшего дошкольного возраста еще не
выделяют форму как качество или признак предмета и простые фигуры различают
бессознательно по другим признакам – величине, цвету и тому подобное [15,
c.236].

Выделение
ориентиров формы у этих детей неразрывно связаны с игровыми действиями. Если
ребенок не имеет возможности действовать с фигурой, играться с ней, она не
может различать их или вовсе не узнает. Поэтому следует помнить, что прежде чем
приступить к ознакомлению детей с геометрическими фигурами надо, чтобы у них
накопился опыт восприятия предметов разной формы.  Под руководством взрослого восприятия детьми
геометрических фигур постепенно меняется. 
Дети уже начинают сравнивать эти фигуры с известными предметами:
прямоугольник — с окном, цилиндр — со стаканом. 
И значительно позже дети начинают понимать геометрические фигуры как
эталоны: палатка, крыло реактивного самолета — треугольник;  колесо, подставка для цветов, руль — круг. 

Геометрическая
фигура начинает выполнять роль образца. 
Восприятие формы на основе зиставляння с геометрическими образцами, как
отмечает К.И.  Корзакова, помогает детям
не только выделить форму основных частей предметов, но и определить характерные
признаки его.  Из исследований известно,
что уже на втором году жизни ребенок свободно выбирает фигуру по данному
образцу, но при условии, что сравниваемые две фигуры резко контрастные по форме
(квадрат, полукруг) [22]. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы