Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром 6
1.1 Ознакомление дошкольников с предметным миром 6
1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром 13
1.3 Опыт работы современных воспитателей о проблеме ознакомления дошкольников с предметным миром 23
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Актуальность. Формирование у дошкольников представлений о предметном мире охватывает все аспекты образовательного процесса и является значимым и актуальным. Познавая и исследуя мир, дошкольник делает много открытий, проявляет интерес к различным сферам действительности. Важнейшим центральным элементом знания об окружающей действительности является знание об объективном мире. Содержание таких знаний имеет большое значение в социализации личности. Предметный мир является самым близким, доступным и интересным для детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с предметным миром ребенок развивается, совершенствуется духовно и физически. Кроме того, предметный мир является своеобразным, характерным для дошкольного возраста способом усвоения социального опыта, он имеет широкие возможности для формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста.
Анализируя содержание федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) можно выделить одну из главнейших концепций – развитие познавательного интереса и познавательных действий ребенка реализуется в разных видах деятельности, в первую очередь в виде игры либо в ходе реализации деятельности познавательной и исследовательской природы.
Социальная актуальность ознакомления дошкольников с предметным миром нашла свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании». Данный закон возводит познавательное образование в разряд первостепенны государственных проблем. Именно в дошкольном возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему и предметному миру.
Научная актуальность изучения предметного мира открывается в многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А. Венгер, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, Р.И. Жуковская, И.И. Розанова). Предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников. Отношение ребенка к предметному миру изучалось в работах С.А. Козловой, О.В. Дыбиной. Исследование О.В. Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на предмет.
Игра – это главная потребность, определяющая формирование детей как личностей. В педагогике воздействие дидактической игры на познавательную деятельность детей дошкольного возраста исследовали: Фребель Ф., Ушинский К.Д., Блехер Ф.Н., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б., Дыбина О.В.
Практическая актуальность изучения предметного мира заключается в эффективном развитии воспитателем познавательной сферы дошкольника, в применении дидактических игр, так как в процессе дети познают окружающее их пространство, приобретают опыт взаимодействия с различными предметами. Игра является первым этапом в обучении, познание детьми окружающей действительности. Но любая игра, используемая в рамках воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических сил. От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится у ребенка стремление познавать окружающий мир.
Поэтому можно считать, что на фоне современных тенденций развития дошкольного образования и требований государственного образовательного стандарта, проблема ознакомления дошкольников с предметным миром представляется особенно актуальной.
Из выше сказанного возникает противоречие: между необходимостью ознакомления детей дошкольного возраста с предметным миром и не достаточным использованием дидактических игр в педагогической деятельности.
На основе научной, социальной и практической значимости проблемы, сформулирована тема работы: «Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром».
Заключение:
В ходе изучения методов и приемов ознакомления дошкольников с предметным миром было установлено, что ознакомление детей дошкольного возраста с элементами природного мира выступает как одна из центральных частей дошкольного образования и представляет собой единую педагогическую систему, которая призвана развиваться при реализации целевых условий. Раскрываются условия в содержательной части, используемой форме и методе, также способствует предметно-развивающая среда и социальная среда дошкольников.
Известна структура объективного мира, которую постепенно развивает дошкольник: объекты отдаленной среды, т. е. объекты, которыми ребенок не пользуется; предметы внутреннего круга, которые находятся в постоянном пользовании ребенка; предметы, которые могут быть изменены ребенком путем преобразования рукотворного мира.
Таким образом, предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит своеобразной опорой в общении с другими людьми, у ребенка появляется желание преобразовывать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями, развивается умение прогнозировать изменения предметов.
В ходе рассмотрения дидактической игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром было установлено, что в дидактических играх используются различные методы обучения: визуальный, вербальный, практический. Делятся развивающие игры на три типа: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные. Все виды дидактических игр способствуют развитию личности детей дошкольного возраста. Они направлены на развитие сенсорных способностей детей, знаний о природе и объектах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли.
Учитывая накопленные наукой положения, можно признать приоритетную роль дидактической игры в приобщении дошкольников к предметному миру.
В дидактических играх ребенок без напряжения, без целенаправленной подготовки учится наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, осваивать действия планирования и прогнозирования.
В процессе изучения опыта работы современных воспитателей о проблеме ознакомления дошкольников с предметным миром посредством дидактических игр было установлено, что в работах различных авторов выдвигаются различные пути решения этой проблемы. Игра является наиболее доступным видом деятельности для детей, способом обработки впечатлений и знаний, полученных от окружающего мира. Игра наглядно показывает особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающую потребность в общении.
В дидактических играх поведение ребенка, его поступки, отношения с другими детьми регулируются правилами. Для того, чтобы игра действительно служила образовательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно следовать им. Чтобы научить их этому нужен воспитатель. Это особенно важно делать с раннего возраста, затем постепенно дети учатся действовать в соответствии с правилами и у них формируются навыки и поведение в дидактических играх.
Повышение сложности дидактической игры должно осуществляться от умения дошкольников устанавливать способ действия определенных предметов к умению называть способ применения и названия, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функций и предназначения и затем к умениям определять причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, к ориентации в разнообразии рукотворного мира.
Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Проведенное исследование доказывает выдвинутую гипотезу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром
1.1 Ознакомление дошкольников с предметным миром
С раннего детства людей окружает мир предметов, который призван пробудить любопытство, желание познать этот мир и сделать в нем что-то новое [9]. Взрослый играет очень важную роль в этом процессе, поскольку именно он осуществляет первоначальное знакомство и руководство в ориентации среди множества объектов, окружающих ребенка, раскрывая их функциональные возможности и свойства.
В процессе ознакомления с предметной средой перед детьми необходимо выявить особенности рукотворного мира и его назначение, что позволит детям развивать наблюдательность и постепенно формировать зачатки исследовательского подхода к объектам предметной среды, доступным для его возраста. На основе усвоения особенностей и свойств окружающих предметов, рассмотрения их сходства и различия начинает формироваться система мыслительных операций, что в свою очередь приводит к активизации речи. Все это создает позитивную основу для вхождения детей в современное общество, приобщения их к нормам и ценностям, формирования у девочек и мальчиков познавательного интереса. Систематизация и накопление полученных знаний влияет на развитие различных видов деятельности детей и их интеграцию в единый педагогический процесс.
Ян Амос Коменский уделял большое внимание проблеме приобщения дошкольников к миру предметов. Основную идею о возможности раскрытия детям многомерного объективного мира на основе доступной ясности автор изложил в своей книге «Мир чувственных вещей в картинках» [5].
Теория Фридриха Фребеля раскрывает необходимость познания дошкольниками предметного мира на основе рассмотрения объектов и установления взаимосвязей между ними [8]. В связи с этим автором описана вариация «7 даров», ориентированная на знакомство дошкольников с раннего детства с системой сенсорных эталонов, основанных на знакомстве со свойствами различных объектов.
М. Монтессори в своем исследовании описала наиболее характерные особенности каждого предмета, которые заключаются в разнообразии форм, цветов и размеров на этой основе автором был разработан ряд специально направленных игр и упражнений, выполняя которые дети с нарушениями развития приобретают знания и самостоятельность в поиске решения своих задач [2].
Интересный подход к восприятию объективного мира детьми был представлен русскими учителями К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым [7]. Авторы основывают этот подход на рассмотрении вопроса о гражданстве. Исследователи считали, что дети должны впитывать дух своего народа, и на основе знания особенностей его культуры, быта и языка, стать его частью.
В работах таких авторов как Р. И. Жуковская, Р. И. Заиченко, И. И. Розанова освещен процесс развития отношений детей к миру предметов [11]. Авторы рассматривают предметный мир как средство воспитания аккуратности, трудолюбия и бережливого отношения.
На сегодняшний день большой вклад в изучение проблемы знакомства с предметным миром и ее роли в развитии дошкольников вносят современные отечественные научные исследования (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, И. В. Логинова, А. М. Леушина, О. В. Дубинас и многие другие). Таким образом, центральной ценностью является многомерное содержание предметного мира: этнографическое, культурное, социально-нравственное, познавательное и трудовое [19, 23].
Приходя к единственному многочисленному и многомерному исследованию в сфере мира предметов, важно заметить, что оно анализируется авторами как [4, 15]:
— некоторая грань деятельности умственной и трудовой природы (Л.А. Венгером, В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.Ф. Сударчиковой, М.В. Крулехт);