Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников младшего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Проблема интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Психологические особенности интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста 11
1.3. Задачи развития интеллектуальной деятельности детей младшего дошкольного возраста 21
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Использование дидактических игр в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста 24
2.1. Роль дидактической игры в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста 24
2.2. Характеристика и классификация дидактических игр для способствующих интеллектуальному развитию детей младшего дошкольного возраста 31
2.3. Методика использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение 48

  

Введение:

 

Вопрос интеллектуального развития детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих лет занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Актуален этот вопрос в русле развития у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.
В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для интеллектуального развития, формирование потребности в самостоятельном познании мира. От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому. Этому достойно может послужить дидактическая игра — основная и необходимая часть учения, досуга, культуры в целом.
Игра — это главная потребность, определяющая формирование детей как личностей. Если сравнивать игру с другими видами деятельности, то можно заключить, что игра имеет больше возможностей для психического и физического созревания ребенка.
В педагогике разработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм занимались: Даль В.И., Лесгафт П.Ф., Дементьев Е.М. и др.
Разработанность вопроса интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста занимались: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. и др.
Воздействие дидактической игры на интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста: Фребель Ф., Ушинский К.Д., Блехер Ф.Н., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б., Тихеева Е.И., Сорокина А.И., Бондаренко А.К., Михайленко Н.Я., Короткова Н.А., Веракса Н.Е., и др.
Игра является первым этапом в обучении, познание детьми окружающей действительности. В игре ребята показывают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических сил, определенного мастерства.
Данная работа посвящена актуальной проблеме интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста. Интеллектуального развития дошкольников будет осуществляться более успешно при применении педагогически обусловленных приемов и методов, входящих в дидактические игры на развитие логического мышления, памяти, внимания.
Из выше сказанного возникает противоречие: между необходимостью интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста и не достаточным использованием дидактических игр в педагогической деятельности.
Проблема исследования: какие дидактические игры будут способствовать интеллектуальному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить проблему использование дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста, с целью интеллектуального развития.
Объект исследования: процесс интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психологические особенности интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучить задачи развития интеллектуальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
4. Определить роль дидактической игры в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать характеристику и классификацию дидактических игр для способствующих интеллектуальному развитию детей младшего дошкольного возраста.
6. Изучить методику использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом были использованы методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют:
− теоретические положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,Т.И. Гризик, Д.Б. Эльконин, С.А. Козлова, С.Н. Мухина и др.);
− концепция сопровождения (Е.А. Александрова, В.С. Глевицкая, Р.В.Шашерина и др.);
− теория интеллектуального развития дошкольников (Н.Е. Веракса, А.С. Микерина, Н.В. Микляева, О.Э. Литвинова, С.В. Рослякова, Т.М. Семенова и др.).
Практическая значимость курсовой работы в том, что предложенные дидактические игры и рекомендации воспитателям могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования работы, в процессе интеллектуального развития детей в учреждениях дошкольного образования.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.
Интеллектуальное развитие предполагает:
— дифференцированное восприятие;
— аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);
— рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
— логическое запоминание;
— интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
— овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;
— развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
Дидактическая игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста способствует:
— формированию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления делятся на простые и сложные, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях;
— в процессе игры, ребенок обогащает свой жизненный опит, формирует умственные способности (умения сравнивать, обогащать, группировать предметы и явления, окружающие его, высказывает свою точку зрения, делает выводы);
— благодаря игре развивается речь, пополняется словарный запас, произношение, речь становится связной; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
Таким образом, важным средством интеллектуального развития младших дошкольников является дидактическая игра.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста

1.1. Проблема интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста
Интеллектуальное развитие — непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т. е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта [10].
Само понятие интеллектуального развития трактуется разными исследователями по-разному.
В числе первых с призывом заняться исследованием общего интеллектуального развития, общего интеллекта выступили С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев. Так, Ананьев говорил об этих категориях, как о такой сложной психической особенности человека, от которой зависит успех учения и труда.
Плодотворно исследовала проблему интеллектуального развития Н. А. Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформированного Д. Н. Богоявленским и Н. А. Менчинской о том, что интеллектуальное развитие, связанное с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний — на это обращал внимание еще П. П. Блонский: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» .Таким образом, знание необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики интеллектуального развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чертой интеллектуального развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом, интеллектуальное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение.
Таким образом, интеллектуальное развитие — это развитие определенных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согласованность множества операций, обратимость (возможность в любой момент вернуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д., автоматизированность (непроизвольность применения, сокращенность (свернутость отдельных звеньев, «мгновенность» актуализации)
В настоящее время накоплен значительный объем научных данных, относящихся к влиянию отдельных педагогических воздействий на развитие умственных и двигательных способностей в процессе взросления. И тот факт, что обучение и воспитание, являясь движущими силами развития, формируют умственные и двигательные возможности не непосредственно, а через внутренние условия – возрастные и индивидуальные [25].
В период дошкольного детства закладываются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание применяется детьми не в терминологической, а в основном наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами [11].
Чаще всего, интеллектуальное развитие определяется как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах ребёнка (в связи с возрастом, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка).
Определяя базовые положения в понимании интеллектуального развития, исследователи отмечают:
1. Интеллектуальное развитие, являясь динамической системой, рассматривается как взаимодействие природно-наследственных, социокультурных, индивидуально-психологических факторов.
2. Интеллектуальное развитие отчасти зависит от созревания мозга и нервной системы, которые, с одной стороны, создают необходимые предпосылки для психического развития, а с другой стороны, изменяются сами под влиянием осуществляемой деятельности.
3. Основным источником интеллектуального развития являются разнообразные социальные влияния, прежде всего, воспитание и обучение, в ходе которых молодым поколениям передаётся опыт предшествующих поколений в виде знаний, умений и навыков.
4. Интеллектуальное развитие ребёнка зависит как от микросреды (семьи, школы, друзей), так и от общественных условий в целом, определяющих объём и содержание знаний и умений, необходимых человеку в каждый период его жизни.
5. Под воздействием неблагоприятных условий жизни и воспитания темпы интеллектуального развития снижаются, а его характер несёт на себе отпечаток неполноценного функционирования психических процессов.
6. Интеллектуальное развитие ребёнка носит стадиальный характер: на каждой возрастной ступени возникают специфические предпосылки для усвоения нового опыта, овладения новыми способами деятельности и формирования новых психических функций.
7. В качестве критерия интеллектуального развития используется термин уровень интеллектуального развития, который характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения знаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы